Архангельская свалка убьет питьевое озеро – Северные Новости

16+

Архангельская свалка убьет питьевое озеро

Архангельская свалка убьет питьевое озеро

Белый мох. Чистый сосновый молодой лес. Черника, грузди, маслята, моховики… Журчание воды в лесной речке. На этом месте правительство Архангельской области хочет разместить мусорный полигон площадью 130 га.

«Северные новости» о событиях вокруг планов Архангельского правительства и общественной комиссии по размещению полигона ТКО на 30-м километре трассы М-8 писали. И продолжаем следить за развитием событий.

Немного истории

Первоначальные планы власти устроить межмуниципальный полигон по сбору отходов из трёх городов и двух районов в Рикасихе натолкнулись на жёсткий протест населения. И рухнули. Но задача осталась.

Была создана общественная комиссия, на рассмотрение которой предложили шесть вариантов мест будущей гиперсвалки. Комиссия выбрала участок леса на 30 километре трассы М-8. Судя по всему, удобнее места для мусорного бизнеса не нашлось.

В начале апреля, накануне того дня, когда решение комиссии под председательством главы Приморского муниципального района Валентины Рудкиной было принято, в Катунино народ вышел на протест. Валентина Алексеевна на встречу с народом приехала. Два часа народного гнева выдержала. Подписаться против создания полигона близ посёлка поставить отказалась. А назавтра рекомендацию комиссии, выбрать 30 километр М-8 под полигон правительству озвучила.

И Катунино вышло на пикеты и митинги. Власть задвинула протест подальше с глаз. После «таёжного» митинга на бывшей вертолётной площадке 28 июля, собравшего в штормовую погоду более 200 человек, наступило затишье. Словно перед бурей…

Схемы нет, регоператор виноват

Проект территориальной схемы обращения с отходами в правительстве области принимают и никак не могут принять уже… давно. Наличие терсхемы — обязательное условие конкурса по определению регионального оператора. На конкурс её представили. Региональный оператор конкурс выиграл. Но к работе приступить не смог. Терсхема оказалась ничтожной. Не то что работать, расчёты по ней правильно сделать невозможно.

Решили схему доработать к декабрю 2018 года. И с 1 января… Не сложилось. Случился Шиес. Он привлёк внимание жителей области к мусорной теме. Народ стал вникать, куда это будут возить мусор, не к ним ли под нос. И выходить на протесты.

С регоператором ООО «Эко Центр» договорились, что те начнут с 1 июля. А пока доработают территориальную схему. Но доработать опять же не удалось. Процедуры поглощали время.

С 1 июля, вы знаете, региональный оператор в Архангельской области к работе не приступил. И, делая бизнес крайним и прикрывая собственную беспомощность, губернатор Игорь Орлов в невнятном выступлении по видеоканалу в соцсети сделал громкое заявление о расторжении взаимных обязательств с ООО «Эко Центр». Теперь ищет инвесторов.

Работа в полном… цейтноте

И вот 27 августа истекает второй этап сбора предложений и замечаний к очередному проекту территориальной схемы обращения с отходами. Каким будет решение, можно только гадать. Потому как любая аналитика бессильна перед «железной логикой» аргументов губернатора Игоря Орлова.

Но свалки и инсинераторы, то есть мусоросжигательные заводы, всё то, против чего выступают жители Архангельской области, в схеме по-прежнему не только присутствуют, но и в приоритете.

А первого сентября истекает срок учёта мнения жителей по проведению мусорной реформы поставленный президентом Орлову и Собянину. Так что… у них полный цейтнот. Они торопятся. Из собственных источников «Северным новостям» стало известно, что работы в Катунино должны начаться до конца августа. Осталась неделя.

Активистом сделало правительство

— Хочу поехать на место предполагаемого полигона в Катунино. Посмотреть своими глазами, чтобы знать, как голосовать. Компанию составите?

Звонок областного депутата по Онежскому и Приморскому районам Эдуарда Володенкова врасплох не застал. Что-то подобное ожидали, после его комментария по поводу «таёжного» митинга 28 июля. Долго не складывалось. Во вторник, 20 августа поехали. Никакой свиты.

Проводником нашим вызвался быть Алексей Бондарец, председатель СОТ «Холм». Лицо самое что ни на есть заинтересованное.

— Я жил себе, не тужил. Никогда ни в какое протесты не лез. Дача, лес, природа, что ещё нужно? А тут как представил, что нам хотят устроить, сразу активистом заделался, — делится он своим путём в протестное движение.

Депутата Володенкова Алексей встретил настороженно. К его желанию убедиться в непригодности участка под полигон и словам, что тот будет отстаивать свою позицию на любом уровне, — отнёсся скептически. Но не отказал.

От техники осталась уродливая колея

— Вот, смотрите, — показывает он нам навигатор, — тут у меня все любимые места отмечены, где черника, где грибы, где на пикник можно сходить… и вот этот белый участок — территория, где хотят полигон устроить. Как раз между всеми этими точками. Да ещё и между двух озёр. Холмовское — питьевое, а Лахтинское — сюда пол-Архангельска загорать и купаться летом приезжает.

Участок под полигон для будущего инвестора выбран лакомый, с учётом прекрасной транспортной доступности, небольшого плеча и минимальных вложений в обустройство подъездных путей.

Для местных жителей — это место отдыха, грибные и ягодные угодья. Даже в будни, при не самой лучшей погоде, мы увидели несколько палаточных стоянок. Оборудованы места для пикников, с навесами, лавочками, столиками. Несколько костровых площадок. Какой-то мужчина в камуфляже мастерил качели-тарзанку. По пути встретили несколько машин с грибниками. Заехав в самое сердце потенциальной свалки, остановились и вышли из авто.

От техники, проходившей здесь на пробы грунта, осталась уродливая колея. Вообще, грунты, как и перепады высот тут разные. Как можно принимать решение просто по кернам из трёх точек? Профессионализмом тут явно не пахнет. Мы стояли на песке, чуть в стороне — болотина. Тут — сухо, там — журчит извилистая речка. Справа — холмы, слева — низина.

Путь свой, но гадить необязательно

Изгадить можно любую территорию. Но, люди, мы прожили целых 20 лет в XXI веке. Человечество уже нашло безопасные способы утилизации отходов. Наши заграничные соседи из переработки мусора создали экологический бизнес, вполне себе доходный. Их мусороперерабатывающие заводы спокойно работают в черте городов, становясь порой даже арт-объектами.

Чем мы хуже, скажите? Когда Трамп заявляет, что США готовят какое-то там оружие, мы тут же реагируем и объявляем симметричный ответ. Почему в остальном мы не хотим отвечать адекватно?

Хорошо, раз уж у нас свой, особый путь, и нам никак не обойтись без свалки, то загрязнять окружающую среду надо хотя бы там, где вред этот будет минимален. Чтобы будущие поколения могли исправить наши огрехи, идущие от жажды наживы и безмозглости.

Господин Правительство, ради чего?

Так вот, выбранное общественной комиссией место никак для полигона не подходит как раз с позиции минимального ущерба. Наличие болотистых участков говорит о водоносности слоёв. Петляющая по участку и рядом с ним речка впадает в систему озёр. На Холмовском, питьевом, установлены три водозабора, питающие посёлок Катунино, деревни и садово-огороднические товарищества.

Озеро Холмовское — питьевое

Гадость с межмуниципальной свалки, устроенной вблизи речки и на болотцах, так или иначе будет попадать в катунинские озёра. И просто убьёт питьевое озеро. Вы готовы поставить под угрозу здоровье, а то и жизнь нескольких тысяч человек, господин Правительство? Ради чего?

Не хотим мы тут никакой помойки

Мы проехали по лесным дорогам, которые пересекают участок в разных направлениях. Въезжали со стороны М-8, переезжали по плитам речушку. Выезжали в сторону Катунино, опять переезд через речку. Дорога привела к новому мосту. Недели три назад его открывала глава района Валентина Рудкина. Кстати, очень удобно по нему технику к потенциальному полигону перегнать.

Мост был перекрыт. Мужики приваривали к нему перила.

После недолгих переговоров, узнав, что мы приехали разобраться, что же тут хотят устроить, нас пропустили.

— Не хотим мы тут никакой помойки, — сказали, — вы так и напишите.

— Спасибо, мужики!

Жмём руки и проезжаем.

Мы побеседовали и с местными жителями. Все сходятся в одном — полигон вблизи посёлка и озёр строить нельзя.

— Я обязательно буду теперь на этот участок заезжать, следить, чтобы технику не пригнали лес валить. И своим друзьям скажу. Главное, не допустить начала работ, чтобы как на Шиесе не получилось, — говорит Алексей Бондарец.

Проездив и проговорив с нами почти три часа, Алексей расставался почти по-дружески. Настороженности поубавилось.

Место пока чистое

Дома вокруг посёлка Катунино встречаются очень даже солидные. Видно, что построили их небедные люди. Нам называют довольно-таки известные имена депутатов, руководителей предприятий, чиновников… И недоумеваешь…не понимают разве, что устройство полигона поблизости не только экологию будет портить, но и приведёт к падению стоимости недвижимости? Иначе, как объяснить молчание? Или думают, что катунинцы всё равно свою землю отстоят, а им не придется с областным руководством отношения портить?

За те сорок минут, за которые мы исходили участок в разных направлениях, собрали Алексею пол-мешка грибов. Крепенькие, чистые грузди, маслята, моховики… Он ещё какие-то нашёл, гороховики, говорит. Первый раз слышу, но раз местный житель так считает…

Уровень бета-излучения на грузде

Периодически к грибам прикладывали дозиметр. Алексей, как бывший строитель атомных подводных лодок, с ним не расстаётся. Говорит, что радиации в грибах тут нет. И по гамма и по бета излучению норма. Место чистое. Видно облако из Нёноксы стороной прошло.

Уровень гамма-излучения

Мнение

Отношение к проведению «мусорной» реформы нужно менять

Эдуард Володенков, депутат Архангельского областного Собрания депутатов, член общественной комиссии для выбора места размещения межмуниципального объекта обращения с твердыми коммунальными отходами:

— Моё мнение однозначное: я категорически против размещения полигона на этом участке. И так сомневался, а когда всё своими глазами увидел, утвердился окончательно. Место замечательное, я даже не знал, что тут, недалеко от города, такое есть. И кругом ручьи, болота, реки, озёра… Мы что, хотим экологическую катастрофу тут устроить?

В который раз убеждаюсь в непрофессиональном подходе министерства природных ресурсов и ЛПК, отвечающего за экологию, к своим обязанностям. Складывается ощущение, что они не для людей, природы и экологии работают, а чью-то волю исполняют, подгоняя под неё свои обоснования.

Обязательно буду обращаться во все надзорные и исполнительные органы, разговаривать со своими коллегами. Нам нужно менять отношение к проведению «мусорной» реформы в Архангельской области. Полигон в Катунино — частный случай, хотя и весьма показательный. Такие «Катунино» мы можем получить в каждом районе.

А правительству надо поступиться сиюминутными выгодами и работать на перспективу. А она за мусороперерабатывающими комплексами, глубокой переработкой и раздельным сбором отходов. Необходимо смотреть в будущее, а не цепляться за прошлое.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: