Алексей Норицын: Транспортное сообщение в Архангельске будет улучшаться. Но не быстро – Северные Новости

Алексей Норицын: Транспортное сообщение в Архангельске будет улучшаться. Но не быстро

Алексей Норицын: Транспортное сообщение в Архангельске будет улучшаться. Но не быстро

Работа городских автобусов в Архангельске вызывает недовольство жителей города последние лет… сто. Жалобы поступают и в ЕДДС, и в профильный департамент мэрии, разлетаются по соцсетям и в СМИ. Могу сказать, что по каждому факту нарушений реакция наблюдается, проверки проводят, проштрафившихся наказывают.

Самые распространённые обращения — недовольство изменением маршрутов, несоблюдение чистоты и порядка, поведение водителей и кондукторов, нарушения в ходе движения. А что по этому поводу думают люди, которые по должности должны обеспечивать комфорт и удобство пассажиров?

Собеседниками корреспондента ИА «Северные новости» в департаменте транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска стали директор департамента Алексей Норицын и начальник отдела транспорта и связи Дмитрий Антонов.

Информацию получаем от сотрудников

— Алексей Алексеевич, Дмитрий Михайлович, скажите, а как вы на работу добираетесь?

Алексей Норицын (А.Н.): — Последние месяцы — пешком, два с половиной километра.

Дмитрий Антонов (Д.А.): — На машине, иногда на рейсовом автобусе.

— И каким образом вы получаете информацию о том, что происходит с общественным транспортом, как себя водители и кондукторы ведут?

А.Н. — Мы опрашиваем своих сотрудников, тех, кто передвигается на общественном транспорте. Большинство из них пользуются городским пассажирским транспортом.

Получаем звонки от архангелогородцев. Кроме того, в отделе у Дмитрия Михайловича есть специалисты, в обязанность которых входит проверка внутреннего состояния автобусов, внешнего состояния и работы кондукторов во время контрольных анонимных поездок. Может, не так часто, как хотелось бы, но они это делают — по инструкции и по жалобам от населения.

И, наконец, проводятся выездные проверки практически по всем маршрутам города с определенной периодичностью, в том числе, и внезапные. Специалисты с представителем перевозчика выходят на линию и в часы пик, утром и вечером, стоят и считают наполняемость автобусов на той или иной остановке.

Алексей Норицын

— И много жалоб поступает?

А.Н.: — Все жалобы связаны, в основном, с качеством предоставления услуг.Также много обращений поступает по результатам изменения маршрутов. Тогда возрастает всплеск эмоций. Устоявшиеся маршруты, по которым люди ездили три, пять, десять лет, «внезапно» меняются. «Внезапно» ставлю в кавычки, потому что предварительно всегда идёт информирование, что будет изменён тот или иной маршрут. Заблаговременно. Используются различные СМИ, в основном, интернет-ресурсы. Возможно, не всем удобно, но это вполне законный метод распространения информации.

Но люди негодуют: «Почему я раньше попадала в точку B напрямую, а теперь мне нужно для этого проехать через точки С и D?» Естественно, неудобно, алгоритм жизни нарушается. Но нужно к нему привыкнуть.

— Он не только нарушается, но приводит к дополнительным финансовым и временным потерям.

А.Н.: — Вы хотите сказать, что если раньше пассажир мог доехать на одном автобусе, то сейчас ему необходимо сделать пересадку? Что приводит к увеличению финансовой нагрузки с 28 рублей до 56?

— И только в одну сторону…

А.Н.: — Учитывая протяжённость и структуру города, законодатель позволяет нам совершить одну пересадку. Это не прихоть какого-то чиновника.

Д.А.: — Есть распоряжение Министерства транспорта, которое предусматривает в городах с населением до 500 тысяч человек, к которым относится Архангельск, одну пересадку. Изменив маршруты, получается, мы идём навстречу одним людям, а другие считают, что их ущемили.

— Я-то в числе пострадавших…

Д.А.: — Поступали обращения, что с улицы Тимме нельзя добраться до коррекционной школы в Соломбале, на Никольский проспект, прямым рейсом. Но ведь мы изменили маршрут таким образом, что добраться-то можно; проехав ряд остановок, человек до цели всё равно доедет. Без пересадки. Просто ему будет нужно чуть раньше выйти из дому. Неудобство, согласен.

— Непросто неудобство. Часть людей, живущих по проспекту Никольский, которым нужно попасть в район Кузнечевскогопромузла, областной больницы, аэропорта, Швейной фабрики, вынуждены или тратить дополнительные деньги и делать пересадку в районе Соломбальского моста, или идти пешком остановку с Никольского до Советской. Летом-то ещё куда ни шло, а при нынешней уборке города, такая прогулка не просто неудобна, она ещё и опасна. Скользко. А автобус №7, который, вроде как, оставили, ходит в час по чайной ложке.

Дмитрий Антонов

Общественное мнение мы не собираем

Так вы скажите, с чем связаны такие изменения, и кто принимает решения об изменении маршрутов? От кого это зависит? Вы с кем-то советуетесь, людей опрашиваете?

Д.А.: — В регионе создана Ассоциация автоперевозчиков Архангельской области, куда входит большинство организаций и индивидуальных предпринимателей, которые перевозят пассажиров по городу. И наши решения по изменению каких-либо маршрутов мы, в любом случае, выносим на эту Ассоциацию. Мы смотрим с точки зрения пассажира, чтобы максимально удовлетворить его потребности, а они смотрят, в том числе, и свою коммерческую составляющую, и удобство для пассажиров, и вообще, надо ли это делать. И решения мы принимаем совместно, но приоритет остаётся за гражданами.

— А сами пассажиры как-то в расчёт принимаются? Не пробовали у людей спросить?

Д.А.: — Нам поступают вопросы от людей. Объясняем, например,изменили 62-й маршрут, он не пошёл по Троицкому, но там идёт другой. Людям надо просто привыкнуть. Изменения не говорят о том, что добраться нельзя. Поначалу была волна жалоб, но по мере того, как люди разобрались, схлынула.

— Пьеса Горького «На дне»: «Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

А.Н.: — Отвечая на ваш конкретный вопрос, собираете ли вы общественное мнение по поводу изменения маршрутов скажу, что при этом учитывается и анализируется каждое обращение граждан, как по телефону, так и письменно, результаты проведённых проверок до внесения изменений и после. К примеру, план оптимизации маршрутной сети города, выполненный в 2016 году питерским Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры, был размещён на arhcity.ru в разделе новостей. Обсуждение длилось более месяца, мы получили отклики горожан и дальнейшая работа идет с учётом этих предложений.

Кроме того, опросы проводят перевозчики. Они пользуются мнением жителей города. Как только мы начинаем сбор общественного мнения по поводу перевозок, сразу получаем негатив. К сожалению, на практике превалирует мнение, что какой бы опрос ни проводила администрация, в первую очередь выливаются отрицательные эмоции. Нас, мол, о чём-то спросят, а потом всё равно сделают, как хотят. Придирки разные звучат. Вплоть до упрёков в том, что «вы там накручиваете счётчики так, как вам нужно». Уверяю, такой цели нет у нас. К сожалению, положительных откликов гораздо меньше, хотя и они есть.

— Алексей Алексеевич, но вы же понимаете, что уровень доверия населения власти сейчас зашкаливает за нижние пределы, как никогда. И не вина в этом населения, честно говоря.

А.Н.: — Согласен, конечно.

Стало меньше на 130 автобусов

Д.А.: — По поводу изменения маршрутов хочу добавить, что в следующем году, в январе, крайний срок, в начале февраля мы будем проводить торги по определению новых перевозчиков, и будут заключены новые контракты.

Началось с того, что в 2016 году научно-исследовательским институтом из Санкт-Петербурга было проведено исследование транспортной сети Архангельска. Они нам предложили ряд улучшений, где-то сократить маршрут, где-то изменить. И те изменения, которые сейчас вносятся, базируются на предложениях из этого научного обследования.

На тот период у нас по городу ходило порядка 450 автобусов.Сейчас их 320. 130 автобусов нет. А люди как ездили, так и ездят.

— А хорошо или плохо то, что вы их убрали? И для кого?

Д.А.: — Скажем так, сокращение не повлияло на интервал движения автобусов, а в связи с тем, что где-то мы изменили маршруты, некоторые продлили, некоторые укоротили, исчезло дублирование, регулярность не уменьшилась. Автобусы как ходили с интервалом 8 или 12 минут, так и ходят. А большинство жалоб — на работу автобусов в час пик.

Напряжённость движения в пиковые нагрузки свойственна всем городам, не только Архангельску. У нас это какие-то полчаса-час. Человеку выйти на 10 минута раньше, и он проедет без задержек. Но проблема же не в том, что не было какого-то автобуса, а в том, что увеличивается транспортный поток, и создаётся пробка.

А.Н.: — Проблема не связанная с общественным транспортом.Потому что у нас есть график, которого водители должны придерживаться. А обстоятельства бывают разные — пошёл снегопад, или авария, и всё. А кто-то пропускает автобус, если он полон, а погода, время и настроение позволяют подождать следующий.

И она ему: — Коля, гони!

— Можно дождаться, а можно и нет. Бывают случаи, когда автобусы просто проезжают мимо остановки. Есть в городе система, которая позволяет видеть, остановился автобус или проехал мимо?

Д.А.: — Все автобусы оборудованы системой ГЛОНАСС. Можно отследить движение автобуса по маршруту, в том числе, отклонение от схемы, однако точно определить с помощью системы, остановился автобус или нет, технической возможности нет. Сейчас у крупных перевозчиков устанавливаются видеокамеры в салонах автобусов, на автобусах висят QR-коды, телефоны, по которым можно обратиться в случае проезда остановки. Они проводят проверки и водителей наказывают, принимают меры.

А.Н.: — Если углубляться, то есть несколько причин, по которым водители проезжают мимо остановки. От субъективных, до объективных. Либо ему надо график выровнять и проскочить промежуток быстрее, потому что если он на 2-3 минуты опаздывает, ему рейс не засчитывают.

— Я с трудом представляю, что где-то в нормальной стране автобус проедет мимо остановки. Только если остановка пустая, и нет выходящих. А так — рейсовый автобус идёт чётко по всем остановкам, на каждой останавливается, и никуда не спешит.

А.Н.: — У нас каждый случай похож на матрёшку. Есть же причина — или была пробка, или заминка, или у водителя что-то произошло, и ему надо нагонять. У нас же всё регламентировано. Следующая матрёшка — кондуктор спрашивает: — Есть выходящие? Нет. И она ему — Коля, гони!

— Не имеет права кондуктор спрашивать вообще. Не её это забота. Есть слабослышащие люди, есть задумчивые, могут не услышать. Сколько таких случаев!.. Остановка положена — будь добр, остановись! Не остановился — тебя лишают лицензии и иди на другую работу.

Д.А.: — Перевозчики, кстати, сами ездят за автобусами и смотрят, чтобы те не проезжали мимо. Да, действительно, есть такие случаи, пропускают остановки, но сейчас они стали единичными. Были гонки, сейчас гонок практически не стало.

А.Н.: — Постепенно система автобусных перевозок налаживается.

Кондуктор лузгает семечки во время обслуживания пассажиров

Быстро ничего не бывает

— И каким образом, за счёт чего или кого?

А.Н.: — Сейчас на рынок города Архангельска пришёл крупный перевозчик, «Архтрансавто», в его интересах, чтобы платились налоги, и работали люди «в белую». Когда руководители предприятия сказали: «Ребята, вы будете работать как положено», некоторых это не устроило, и они ушли искать другого перевозчика, который к ним будет более лоялен.

Был провал, несколько дней, если не недель, когда не могли набрать новых специалистов на работу. Стояли автобусы. Зазывные листовки до сих пор встречаются. Ищут людей, которые готовы работать на условиях работодателя, а не тому подстраиваться под условия жизни работника.

Система, она же настраивается постепенно. Быстро у нас ничего не бывает.

Пирсинг — дело личное, а униформа желательна

— Но всё-таки, возвращаясь к водителям и кондукторам, возможно ли прописать в соглашении, в условиях контракта с перевозчиком, внешний вид, кодекс поведения? Встречаются водители, которые за рулём курят…

А.Н.: — Практически таких сейчас нет…

— Встречаются, уверяю вас, если не во время движения, то на конечных остановках. И музыка всякая играет, далекая от классической, на большого любителя, и кондукторы летом с декольте и в шортах, обрезанных по самые ягодичные мышцы, семечки лузгают, а потом этими же руками деньги берут, билеты отрывают, раздают… Просто завязка сюжета фильма «Эпидемия»!

А.Н.: — В выходные ехал в автобусе, наверно, как раз «Архтрансавто», и заметил, что у них салон оборудован системой видеонаблюдения, во избежание всяких неприятных ситуаций. И одна камера направлена на самого водителя. Да, затратно, но это одна из мер дисциплинирования.

— Так это добрая воля конкретного перевозчика, а вы-то можете такое прописать в условиях договора?

А.Н.: — Мы сейчас как раз находимся в диалоге с Ассоциацией перевозчиков, чтобы у нас было понимание того, что происходит, и что мы от них хотим. И весь процесс обговаривается, можем ли мы такие пункты вставить в контракт…

— Внешний вид, например.

А.Н.: — Несмотря на то, что водитель — работник компании, в первую очередь, он является гражданином Российской Федерации, и некоторые могут посчитать, что такие требования как направленная камера ущемляют их права. Как же частная жизнь, несмотря на то, что он находится на работе?

— Но он всё же, в первую очередь, на работе. Стюардессы, лётчики, железнодорожники тоже работают на транспорте, и форма и наблюдение их не смущают.

А.Н.: — Но тоже не везде. А здесь его рабочее место.

 — А что делать? Это правила.Но спецодежда, форма какая-то может быть?

А.Н.: — Некоторые перевозчики на кондукторов надевают жилетки, яркие, чтобы выделялись. А на другом маршруте, да, девушка достаточно татуированная и в пирсинге…

— Тату и пирсинг — её личное дело. А вот униформа желательна. Чтобы бюст их майки не вываливался.

А.Н.: — Тут тоже человека как ограничивать…

— Но это работа. Требуют же от учителей, чтобы вид был не сексуально вызывающий. Тут тоже дети ездят. Можно же положительный зарубежный опыт перенимать? Водитель автобуса в форме автотранспортной компании. Кондукторов там, кстати, я не видел. Как-то обходятся автоматами и водителями.

Работа ответственная, и получить её сложно. Человека с улицы за руль общественного транспорта не посадят. Он отвечает за жизнь 40-50 пассажиров. Мы к такому ещё не подошли?

А.Н.: — Не знаю, перевозчики самостоятельно людей набирают, какая-то служба безопасности у них есть, наверно.

Д.А.: — В новых контрактах у нас прописано, что кондуктор должен быть в униформе, чтобы отличался от пассажиров. Но их, контрактов, пока только два. Во всех будущих это требование тоже будет указано.

В новых автобусах есть даже USB-выход для зарядки гаджетов

Полностью от ПАЗиков не отказаться

— А когда с улиц вытеснят ПАЗики большими городскими автобусами, идёт процесс?

Д.А.: — Конкурсы намечены на следующий год. Но, в любом случае, полностью от ПАЗиков отказаться мы не сможем. Потому что есть часть маршрутов, которые ходят на окраины и в такие места, где низкопольные автобусы просто не пройдут.

Да и по практике других городов, сравнимых по населению с Архангельском, часть автобусов у них низкопольных, а часть — ПАЗ. Но ПАЗ не тот, дребезжащий, что крыльями машет, а новый, вполне себе комфортабельный.

Есть программа на сайте, там все наши городские маршруты представлены, и указаны низкопольные автобусы, в том числе. Но мы ведь должны и навстречу перевозчику пойти, потому что затраты на эксплуатацию ПАЗика гораздо ниже, чем затраты на большой автобус.

На конечных автобусы одного маршрута стоят стаямиМожем в техническом задании прописать использование только больших низкопольных автобусов: с 13 июля у нас в городе используются только МАЗы, ЛиАЗы, красного цвета, большого класса.Они после этого упрутся, залезут в долги, купят МАЗы, но тут же пойдут в Агентство по тарифам и ценам, и проезд в городе будет стоить не 28 рублей, а даже не знаю, сколько.

Д.А.: — Почему сейчас тариф повысился? В следующем году мы будем требовать от перевозчиков, чтобы автобусы были новые, и так далее.Законодательством постоянно вводятся новые требования к перевозчикам. Видеонаблюдение, тахографы, кассовые аппараты – все это дополнительные расходы.

А.Н.: — В некоторых муниципальных образованиях ситуация складывалась чуть ли не парадоксальная. Предлагаемый тариф был чуть ниже, чем тариф на такси по городу. И людям было выгоднее и дешевле скинуться втроём — вчетвером и уехать на такси.

Д.А.: — Тут комплекс проблем…

А.Н.: — Пытаемся их решить, найти золотую середину, она, понятно, не находится, но всё должно быть настолько сбалансировано, работать как часы. Признаём, что есть сбои в нашей работе, но сами видите…

Сколько людей, столько мнений

Д.А.: — За два последних года всё же прогресс есть. Перевозчики приобрели 111 новых автобусов, из которых 99 низкопольных. Из них три — большого класса, МАЗы. 96 — среднего класса. А всего на линии выходят 322, треть, получается, низкопольные новые автобусы в городе. Нормально?

— Нормально. Только эти низкопольные автобусы не очень удобны. Особенно ЛиАЗы, с винтовой лестницей наверх на задние сидения. Не дай Бог что случится… Или лететь оттуда через весь салон, или не выберешься.

Д.А.: — Любое транспортное средство проходит сертификацию. После этого оно получает одобрение к использованию. А при сертификации учитывается всё — от вибрации, до безопасности. По МАЗам тоже претензии предъявляли. Кто-то говорит — мне жарко, другой — холодно, дует. А третий считает, что нужно всё вернуть, и пусть ездят ПАЗики. Ему в ПАЗиках было удобнее ездить. Сколько людей, столько мнений.

А.Н.: — В любом случае, администрация работу по изменению маршрутов проводить будет, по той простой причине, что вводятся в строй новые жилые кварталы, агломерация разрастается, дома появляются то в одном, то в другом месте. Создаются зоны притяжения. Не хватает даже того объёма информации, который был разработан питерским НИИ в 2016 году.

Идёт улучшение улично-дорожной сети по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Часть улиц уже стала лучше, проходимей. Автомобильный трафик меняется, на параллельных улицах становится свободней.

Жизнь течёт, постепенно всё меняется, и мы должны учитывать все аспекты.

Простой павильон стоит 250 тысяч рублей

— Дороги делают, видим, но что у нас с остановками? Что ни остановка, то лужа, а то и озеро после дождя и при таянии снега, что ни пешеходный переход, то нужно вброд идти. Да и попросту нет укрытий. Сколько стоит оборудовать остановку автобуса?

А.Н.: — Самый простой павильон ожидания с тремя стенками из стекла и крышей, со скамейкой, размером два с половиной метра в красно-белом исполнении — порядка 250 тысяч рублей.

— То есть, денег нет, и в ближайшем будущем ждать их появления не приходится?

А.Н.: — Ещё проблема в том, что мы не везде их можем поставить. Если взять, к примеру, проспект Никольский, то там такой павильон не поставить. Он перегораживает пешеходные пути, и, соответственно, мы сразу же прекращаем механизированную уборку тротуаров. Придётся всё убирать в рукопашную. К тому же нужно делать заездной карман, опять целая реконструкция. А реконструировать там нечего, потому что дорожное полотно и так заужено. А за тротуаром сразу стоит забор или здание.

— Опять матрёшка? Одно тянет за собой другое.

Д.А.: — А если нашли другое место для заездного кармана, сразу получаем негатив от населения — почему убрали тут остановку?

Переход разместим на «полицейском»

— А с водой-то что на остановках и на переходах, дорожники такие криворукие? Вы-то как принимаете ремонт?

А.Н.: — Первое, что мы можем сделать, в следующем году планируем «лежачих полицейских» устраивать не до и после, а прямо на пешеходном переходе. Что позволит частично снять проблему. Лужа образуется рядом, вода будет стекать. Но по крайней мере, люди смогут переходить дорогу посуху.

Остановка Краснофлотская

Что касается заездных карманов, воды на остановках, то вопрос больше к содержанию дорог. Зимнее содержание приводит к образованию отвалов. Плюс водитель не поджимается к бордюрному камню, и люди постоянно встают в кашу. По весне же мы получаем неубранную жижу, которая постепенно превращается в талую воду.

Учитывая, что ливневая канализация отогревается позже, вода не успевает уходить.

— Так та же картина и посреди лета. Как дождь, так полдороги залито водой.

А.Н.: — С теми дорогами, которые уже по БКАД делали, проблем меньше. Там вода вытеснена с дороги, но мы получили её по обочинам.

— Хочу вас огорчить, далеко не везде. В этом году сделали кусок улицы Кедрова, и как была вода на остановке СМЗ до ремонта, так она собирается и после. Немного меньше, потому что лужа сместилась в сторону пешеходного перехода.

А.Н.: — Осень уже не поймали, но по весне начнём разбираться с подрядными организациями, как они так сделали. И будут исправлять.

Подростки самоутверждаются за счёт муниципалитета

— Появились информационные табло, прекрасно, но почему они только в центре да и то не везде… От кого зависит их распространение?

Д.А.: — Глава дал поручение и у нас создана команда «Умная остановка». Город на установку табло денег не выделяет. Все они установлены не за счёт инвесторов, и даже не перевозчиков, а за счёт рекламного агентства. Это их добрая воля. Оборудование стоит денег, содержание его — социальная нагрузка нашего МУП АППП, оплата электроэнергии — социальная нагрузка рекламного агентства.

Какие финансовые затраты готово было предприятие понести, столько и установило.

А.Н.: — Конечно, было бы хорошо, чтобы и на окраинных остановках тоже работали такие табло… Но увы, подростки, самоутверждающиеся за счёт муниципального имущества, на окраинах чувствуют себя совершенно безнаказанными.

— А где давно обещанная нам система «Безопасный город» и тотальное уличное видеонаблюдение?

А.Н.: — Внедряется, но не так быстро, как хотелось. Есть камеры видеонаблюдения, но далеко не везде.

***

— О многом мы с вами поговорили, вопросы ещё остались, но не всё сразу. А пока скажите, будет лучше?

А.Н.: — Обязательно! Быстро не будет, для «быстро» нужны очень большие средства, но постепенно транспортное сообщение в Архангельске будет улучшаться. Всё познаётся в сравнении.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: