Архангельск спасли художники
Воскресный день неожиданно вывел к музею ИЗО. Вгляделись в афиши. Одна заинтересовала особенно. Выставка — «Архангельску посвящается». Решили посмотреть. И сразу настроились на нечто из ряда вон. Ведь музей этот удивлять умеет. Старая гвардия планку опускать не дает. И не ошиблись.
Затопленная Соломбала выглядит буднично
Архангельск прошлого века захватил и отвлек от зыбкого настоящего. Я просто юркнула в детство. До ощущения сбитых в кровь коленок. До восторга от кипящей от повседневных забот прародительницы Двины. Когда мы неслись по плотам, рискуя провалиться, чтобы усесться на дальнем крае, опустить ноги в воду и наслаждаться панорамой.
И те уютные улочки родины заставили еще больше возненавидеть безвкусные «картонные» кубики нынешних торговых центров. Это был до слёз мой город, та моя непреходящая любовь, которую убили чиновники и архитекторы. А художники спасли.
И в том спасенном для меня городе у АЛТИ (САФУ) бьет фонтан, шумит книжный базар 1956 года, победно алеет первое в моей жизни 9 мая. Даже затопленная Соломбала выглядит совсем не катастрофично, а, наоборот, делово и буднично. Катерки несут местных по их обычным делам.
На своем месте, в отличном состоянии приснопамятный пивзавод, ныне разрушенный. И еще только строятся железнодорожный мост, высотка. А трамвай бежит к деревянному мостику. Давно несуществующий к давно не существующему…. И старая набережная настолько уютна в своем осеннем листопаде, что ностальгия рвет изнутри.
А аккуратные поленницы, которых теперь и не встретишь, вдруг будят в мозгу почти погибшее ощущение уверенности в завтрашнем дне. Для поколения многоэтажек – атавизм. Для тех, кто вырос с печками все ясно, есть дрова – не замерзнешь. И деревянные аккуратные мосточки крепки и надежны, не то, что произведения сегодняшних криворуких тротуарных «мастеров».
Парижский флёр скрыл все эсэсэсэровское
Мосты в работах художников прошлого века идут рефреном. Понятно, что для портового города, раскинувшегося по берегам да островам, – тема актуальная. Особенно много писали железнодорожный. Потому как важен он был очень, решил огромную проблему. В 1965-м, наконец-то, поезда стали доходить до, собственно, Архангельска. В отсутствии моста, останавливались в Исакогорке. И народу, с детьми на руках и вещами в охапке, приходилось тащиться на переправу. Ну и грузы надо было переправлять, что для экономики города – нож острый.
Кузнечевский важен был не меньше. Соединил с центром Соломбалу, Маймаксу и Сульфат. Но, кроме того, мост вышел изящным, легким и красивым. Прототипом стал столичный Крымский мост. Художники, как и фотографы кузнечевское чудо полюбили. Его пишут и снимают всегда. И на выставке он не в единственном экземпляре.
Но меня захватил Кузнечевский мост, что на офорте Семена Григорьева «Дождливый день». 1963 год, а мост вышел у художника каким-то совсем не советским. Парижский флёр скрыл все СССР-овское, и берега не видны. Мост словно завис вне времени и места, в какой-то романтической вечности.
Разглядывая прошлое, подсчитываешь потери
Северная Двина на холстах и бумаге не просто несет воды и украшает панораму, она – в заботах. Русло нашпиговано торговыми судами, меж них снуют катера. Буксиры тащат плоты. Ночной разведённый железнодорожный мост пропускает караваны. И на этот, в сущности, индустриальный пейзаж почему-то очень приятно смотреть. Видимо, тоже жизнеутверждающая нотка. Все работает и порт, и заводы. Значит, город живет, и люди не голодают.
И так от картины к картине… аллейки, памятники, мостики, корабли, полоскалки, крыши, исчезнувшие архитектурные шедевры, — можно ходить и ходить по кругу, разглядывая прошлое, подсчитывая потери. Хотя, это лишь мой взгляд на выставку «Архангельску посвящается». И у каждого будет свой. Возможно — противоположный. Но посмотреть на работы стоит, мощные эмоции гарантируются.
Поклон за это тем, кто сохранил для нас ушедший Архангельск, художникам: Валерию и Нелли Таргонским, Василию Вежливцеву, Борису Лукошкову, Дмитрию Ширяеву, Михаилу Баранчееву, Семену Григорьеву, Владимиру Трещеву, Николаю Наговицыну, Борису Копылову, Ивану Архипову, Евгению Хвиюзову, Дмитрию Свешникову, Герману Кононову.