Архангельские встречи с Тэмо Эсадзе. Продолжение
28 и 29 февраля в Гостиных дворах пройдут показы моноспектакля по повести Фёдора Абрамова «Вокруг да около». В главной роли — заслуженный артист РФ Олег Белов (Самара). А режиссёр-постановщик Теймураз Эсадзе.
Сегодня мы предлагаем вам продолжение разговора с Тэмо Эсадзе о зрителе, об искусстве, о молодёжи, о человеке, о северной деревне и Фёдоре Абрамове.
***
У каждого свой Абрамов
В чём сила, брат?
Мы ходим по местам, где бывал Абрамов, видим людей, общаемся с ними. Этот мир, он и есть мир Абрамова. Он обо всём этом писал. Предсказывал, что всё будет именно так. Для меня Абрамов — это мой почти тридцатилетний путь в искусстве, в жизни, и он сложился в его портрет, написанный его красками.
Фёдор Абрамов — человек сильный. Нам сегодня нужны сильные люди. Мы хотим сами быть сильными людьми. И в чём же сила? Сила — в самостоятельности принятия решений. Сила в том, чтобы не быть в стаде. Причём не важно, в каком стаде, абсолютно без разницы. Я против любого стада, что справа, что слева, они меня не интересовали никогда, и интересовать не будут.
По любому поводу человек должен принимать решения самостоятельно, исходя из своего опыта, из тех установок, которые ему были даны в детстве, исходя из того, что вокруг него есть определенные группы людей, которые формируют его представления о прекрасном. Что не требует от него быть вместе со всеми, одного мнения.
Я просто призываю начать думать, самостоятельно, без никого, без оглядок на то, что справа говорится, что слева. У нас у всех есть мозги, в конце концов, и не важно, где ты живёшь, в городе, в деревне, абсолютно не важно.
Когда говорят о чудовищном комплексе неполноценности, провинциальности, это чушь полная. Нужно в себе все эти вещи преодолевать, человек решает сам, и только сам. Не думайте, что после Абрамова в Верколе не осталось сильных людей. Они там есть. Более того, я знаю нескольких. К сожалению, они, в основном, люди приезжие. Колея деревенская, она страшная. Городской человек динамичный, более подвижен, ему легче её преодолевать. Но местные жители, вместо того, чтобы перенимать их опыт, пока что исключительно в раздражении находятся от того, что приезжают пришельцы.
Будешь играть выбранную роль и не взыщи
Знаете, у каждого своё царство. Мы рождаемся, и у каждого есть своё царство. Просто один выбирает путь князя в этом царстве или короля, а другой — раба. В своём собственном царстве. Будешь играть свою роль в сказке этой, так и не взыщи. Получай по полной программе.
Крепостное право началось на Севере с 1917 года
Когда я готовился снимать кино по Абрамову, узнал, что Поморье — территория, на которой не было крепостного права. Конечно, вы сильные люди, кто здесь ещё будет жить? Какой помещик? Это раз. Во-вторых, просто суровые места. Сюда какой барин поедет? Земля не родит, чего с них взять, с крестьян этих?
А вот когда пришла Советская власть, как раз всё и произошло. Крепостное право на Севере началось с 1917 года. Вот тогда всё и случилось. Потому что первый опыт привязки человека к конкретному месту, лишение его паспорта и возможности перемещаться произошёл именно в эти годы. И, кстати, Абрамов об этом очень хорошо пишет.
В поисках Абрамова ищи себя
Моя мама мне в своё время сказала, в конце шестидесятых, когда Библия ещё была запрещена: «Вот тебе книжечка, там есть такое слово «Христос», меняй на его на «истину», и всё поймёшь». Для меня история с Абрамовым примерно такого же свойства.
Он, конечно, не Христос. И его биография — отдельная песня. Но в том-то всё и дело, что в нём, как в нормальном, настоящем, человеке и сокрыта истина. А искать эту истину каждый должен в себе. Нет больше ничего вокруг, что могло бы на это каким-то образом серьёзно повлиять. Но для этого нужно прочесть Абрамова… тогда всё сложится.
Разговор со зрителем требует обоюдной работы
Мы слишком много стали объяснять. Заигрались в отсутствие кино. Мы сделали кино фактором развлечения и пропаганды. Первый и второй канал как раз активно разжёвывают и по 25 раз рассказывают об одном и том же. Но ведь надо хоть чуть-чуть поработать головой. Надо свести концы с концами. А для этого нужна подготовка…
Искусство требует работы. Если я вас уважаю как зрителя, то должен понимать, что передо мной сидит человек, который хочет работать, а не просто — сел, посмотрел, сказать нечего, большое спасибо, мне всё понятно, вы правы, или вы не правы, и пошёл домой. Всё. И забудет ровно через пять минут о том, что видел.
А тогда вся проблематика жизни вообще мимо нас пройдёт? Мы перестали говорить с уважением к зрителю. Мы почему-то считаем, что зритель ничего не чувствует, ничего не понимает, ничего не знает. Ответственно заявляю — полная фигня. Да, конечно, не всегда мы готовы, сегодня на таком языке говорят немногие. Чаще всего разговор идёт более-менее ясный, церковно-приходской. Но мы-то решили поговорить по-другому. И разговор наш требует работы.
Окончание следует.