Архангельский губернатор ушёл. Норвежцы расстроились – Северные Новости

16+

Архангельский губернатор ушёл. Норвежцы расстроились

Архангельский губернатор ушёл. Норвежцы расстроились

Почти четыре часа в Агентстве регионального развития Архангельской области шла российско-норвежская конференция по рыболовству. Основных тем — две: морской зверь и переработка водорослей.

У власти теперь есть место

Наконец-то в Архангельске появился современный достойный конференц-зал для проведения подобного рода мероприятий. Даже не хочется рассуждать, сколько стоило его оформление, купило ли правительство это козырное помещение на набережной Северной Двины, 71 у застройщика или платит ему аренду. Не суть важно. Приятно, что есть у власти место, куда не стыдно привести кого угодно. Да ещё с видом на реку.


III Российско-норвежская поморская конференция по рыболовству «Особенности добычи и переработки водных биоресурсов в Северном бассейне» прошла в Архангельске в рамках деловой программы Маргаритинской ярмарки.


В зал без тесноты вместилось человек 90. Норвежской делегации около двух десятков. Остальные наши. Конференцию разбили на две части. В первой, меньшей по времени, — официальные приветствия и два доклада, для затравки. После неё объявили кофе-брейк, во время которого губернатор и «вся королевская рать» зал покинула и отправилась на так называемую рабочую встречу с руководителем Федерального агентства по рыболовству Ильёй Шестаковым. О ней позже.

На второй части, рабочей,  в опустевшем на две трети зале остались, в основном, норвежские участники конференции. Чиновников хоть какого ранга не наблюдалось вовсе.

Кстати, такое пренебрежение норвежцев покоробило. Когда Коре Брейвика, директора водорослевой компании, спросили, обращалась ли норвежская стороны к правительству Архангельской области по поводу сотрудничества с предприятиями нашего рыбопромышленного кластера, он ответил с неприкрытой иронией:

— Нет, я надеялся, что губернатор Орлов сможет поприсутствовать на моей презентации, но, к сожалению, он ушёл.

Поморов рыбы лишать нельзя

В приветствиях Игоря Орлова и Ильи Шестакова слова звучали общие. Про профессионалов с двух сторон, про заботу о семьях, живущих промыслом, про новый уровень взаимодействия… О базовых ценностях и исторических корнях сотрудничества Норвегии и России, губерний Финнмарк и Тромс и Поморья говорили генеральный консул Королевства Норвегия Эрик Сведал и другие официальные лица с норвежской стороны.

О проблемах первым упомянул представитель Ассоциации поморов Архангельска Вадим Медведков:

— Рыба, изображённая на эмблеме конференции, наше общее достояние, которое мы должны делить друг с другом как братья. И идя по дороге глобализации, нам надо сохранять свой право на морские ресурсы, чтобы рыба принадлежала тем, кто столетиями жил за счёт рыбной отрасли. И нельзя лишать жителей маленьких поморских поселений их основных доходов — от рыбы.

Чувствуете? Покусился. Опять. Пять лет назад, президент Путин во время визита в Архангельск после обращения Андрея Заики о проблемах с промысловой ловлей наваги в Унской губе, молвил: — Безусловно, если местные жители несколько веков ловили в этом районе навагу, то пусть они ловят её и дальше! Типичная ситуация: начальников много, а порядка мало».

Золотое слово! Только оно словом и осталось. В том смысле, что начальников стало ещё больше, порядка — меньше, а навагу как нельзя было ловить промышленным способом в месте традиционного лова, так и до сих пор нельзя.

Трогательная мордочка или экономическая выгода

Председатель совета рыбакколхозсоюза Андрей Заика и тут, на конференции, выступил, с весьма непопулярным в обществе предложением — возобновить в Архангельской области зверобойку. Под давлением общественности добычу морского зверя прекратили десять лет назад. Да и сама она к тому времени умерла экономически, заметил Андрей Анатольевич. Сегодня ситуация изменилась, и есть смысл просчитать, насколько старинный поморский промысел, во время войны спасший сотни тысяч жизней, может стать прибыльным.

И привёл в пример Магаданскую область, где используют свою квоту на добычу тюленя. Там есть предприятия, которые выпускают довольно большой ассортимент продукции — и мясо, и жир, и медикаменты… И продукция эта пользуется определённым спросом, и сбыт есть.

Он призвал не подходить к вопросу эмоционально, вспоминая влажные трогательные глаза бельков. Тем более, что их трогать никто и не собирается. Речь идёт о взрослых животных. Мы же не очень мучаемся угрызениями совести разводя на мясо бычков, овец, кур, уничтожая под корень комаров и тараканов.

 

Критерий Андрей Заика предлагает один — научный. Даёт наука заключение, что на зверя можно охотиться в Архангельской области или нет. И если такая возможность есть, и популяции зверя ничто не угрожает, то нужно промысел возобновлять.

Тема щепетильная, важна реакция общества

В перерыве мы обратились за комментарием по поводу основных тем конференции к Ирине Борисовне Бажановой.

От первого лица

Ирина Бажанова на конференции (справа)

Ирина Бажанова, министр сельского хозяйства и торговли Архангельской области:

— Тема конференции выбрана необычная. Обычно мы обсуждаем добычу биоресурсов наших, традиционных — трески, пикши. А в этом решили обсудить направления, имеющие перспективы развития. В первую очередь дело касается водорослей. Запасы их очень большие, а добываем мы очень мало, хотя в последнее время наблюдается тенденция к увеличению.

Более того, сегодня водорослевый комбинат запустил новый рыбоперерабатывающий завод, и я думаю, в каких-то видах продукции присутствие водорослевых мы увидим.

Меняются подходы. В этом году было внесено много изменений в нормативную базу по добыче водорослей, так как на развитие направления мы делаем большие ставки.

Тема добычи морского зверя очень тонкая и щепетильная. Сегодня регион имеет квоту на добычу зверя в 20000 тонн, но эта квота не осваивается в силу объективных причин. Промысел был приостановлен в 2009 году.

Есть положительный опыт Магаданской области, где зверобойный промысел был начат с нуля. И продукция, которая сегодня  выпускается магаданскими коллегами, высоко востребована. Поэтому и наши предприятия видят потенциал в этом направлении.

Для того, чтобы получить обратную связь, и понять, какова же будет реакция общества, мы и решили этот вопрос рассмотреть на российско-норвежской конференции. Мы с ними находимся в равных природно-климатических условиях, и нам важно мнение и норвежской стороны.

Норвежская сторона зверя бьёт. Объёмы у них небольшие, около шести тысяч тонн. И они сталкиваются с теми же проблемами, к примеру, с «зелёными», которые категорически против такого промысла.

Росрыболовство в этом году заканчивает учёт морского зверя, и, думаю, предложит какие-то объёмы освоения данного биоресурса. Нам бы не хотелось остаться в стороне, потому что мы промысел рассматриваем, как вид дополнительного дохода для наших предприятий, и соответственно, увеличение налогооблагаемой базы для бюджета региона.

Вся продукция под контролем, радиации не отмечено

По теме освоения водорослевых ресурсов стороны тоже обменялись докладами. Отметили, что идут практически одними и теми же курсами. Фармакология, косметика, пищевые добавки… Но готовы к взаимодействию и сотрудничеству. Кстати, на конференции прозвучала идея, что если бы учёные нашли в тюлене что-то способное стать лекарством от каких-либо серьёзных заболеваний, то, возможно, и отношение к возобновлению зверобойки в обществе поменялось бы.

Отвечая на вопрос «Северных новостей», как отразился взрыв на полигоне в Нёноксе на чистоте биоресурсов, которые использует в переработке Архангельский опытный водорослевый комбинат, его исполнительный директор Алексей Коротенков сказал:

— Ни один килограмм продукции без анализа продать невозможно. После этого случая мы, безусловно, проводили все замеры, они в норме, никаких превышений. Каждая партия проходит радиологический контроль, контроль на радионуклиды и тяжёлые металлы. Все показатели в норме.

Закрытый военными участок Белого моря для нас не является промысловым. Мы там никогда водоросли не добывали. В этом году только попробовали, вместе с рыболовецкими колхозами. Но после инцидента всю добычу прекратили.

Главные наши участки на Соловецком архипелаге, где «косим» основной объём, и в этом году попробовали ещё у карельского берега поработать. Мы там на конкурсе приобрели несколько участков.

Мы же сами потребляем свою продукцию, потому что она радионуклиды выводит, организм очищает. И если бы хоть какие следы радиации были, для предприятия это было бы крахом. Кто будет такое покупать? И рыбаки местные постоянно, кстати, свой улов проверяют. Всё чисто.

Признаю, поначалу спад произошёл, но потом продажи восстановились и даже выросли. Это же лекарство. Да и сейчас такое законодательство, что контроль на контроле сидит и контролем погоняет. Так что могу успокоить. Всё в норме.

Наша бюрократия рыбаков скоро задушит

Что же происходило важного на рабочей встрече с руководителем Федерального агентства по рыболовству Ильёй Шестаковым, что ради неё конференция прошла в сильно усечённом составе? Об этом «Северным новостям» рассказал председатель рыболовецкого колхоза «Беломор» Сергей Самойлов:

— На этой встрече мы задали вопросы, которые требуют подготовки и ответа. Поэтому о результатах сейчас судить трудно. Мы надеемся, что нас Илья Васильевич Шестаков услышал, и проблемы наши решит. Но это трудные вопросы, и, к сожалению, ряд из них был поставлен ещё два года назад, но решения по ним так и не принято.

Они, в основном, бюрократического плана, что-то в законе не так написано, где-то запятая не там стоит, а в результате тормозится бизнес. Вот, к примеру, есть проблема с наличием мышьяка в рыбе и креветке, которую мы сейчас начали активно ловить, потому что цены выросли, и стало выгодно этим бизнесом заниматься. В России его содержание нормируется, а в ЕС — не нормируется. Отдельный вопрос, что в России они нормируются неправильно. Но если здесь мы креветку продавать не можем, то могли бы продавать её за рубежом.

Закон же гласит, что сначала мы должны завезти всё, что выловили, на российскую территорию, а потом вывозить. Мы завозим, продукцию проверяют, находят превышения ПДК. Спрашиваем, в ЕС не нормируется — можем вывезти? Нельзя. Потому что продукция неблагополучная, её двигать никуда нельзя, а нужно уничтожить. И только на мусоросжигательном заводе, заплатив свои деньги. А где вы видели МСЗ в Архангельской области? Или в Мурманске?

Чиновники, когда к ним обращаешься, отвечают, мол, никаких проблем, вывозите, а по факту — нет, ребята, не положено. Поэтому нужны изменения в закон, чтобы мы могли продавать такую продукцию напрямую за границу, где такого жёсткого нормирования нет.

Наши внутренние проблемы, Архангельской области, связаны с тем, что у колхозов есть рыбопромысловые участки. Они за нами закреплены, у нашего колхоза с 1926 года, у некоторых — с 1931 года. И закон поменял название участка. Вместо рыбопромысловый он стал называться рыболовный. Вроде, какая ерунда, слово поменять, но говорят, что у агентства по рыболовству нет полномочий, что сроки прошли… А мы, выходит, должны потерять эти промучастки. И ни сёмгу, ни горбушу ловить не сможем. Бюрократические уловки чистой воды, из пальца высосанная проблема, а решить не можем.

Шестаков сказал «надо бы разобраться». Что у чиновников означает «надо бы разобраться», мы в курсе.

Говорили и о предвзятом отношении таможенников и пограничников. Они интерпретируют закон в свою пользу, в результате мы попадаем под штрафные санкции. А у нас так законы пишутся, что их можно трактовать и так, и эдак. Когда выходим в суд, суд, кончено, принимает сторону пограничников, потому что они — государственные органы. Накладывают штрафы, арестовывают рыбу.

Все вопросы бюрократического характера задавались, которые государству можно устранить, при желании, за один день. Если разумно действовать. А так как у нас административная вертикаль пронизывает всё государство сверху донизу, то решение начинает ходить кругами вокруг этого столба. По всем министерствам, по всем ведомствам, и у каждого своё мнение, которое они должны согласовать между собой. А внутри ведомств есть свои подводные течения, где чиновники борются между собой за освоение бюджета.

Вот и получается, что вопрос поставлен два года назад, а до сих пор не решён. Наша бюрократия скоро нас задушит.

Никаких решений, резолюций, сроков на встрече не прозвучало. Чисто поговорить, обозначить проблемы. Обозначили. Ждём-с. Но сроки нас поджимают. До октября нужно перезаключить договоры. Если этого не сделать, мы потеряем рыбопромысловые участки.

Резолюция принята

Если рабочая встреча прошла на уровне поговорить, то конференция приняла итоговую резолюцию.

В неё участники конференции внесли единственное изменение — расширили представительство рабочей группы, включив в неё, помимо Архангельской области и губернии Финнмарк, Мурманскую область, Ненецкий автономный округ и Республику Карелия — с российской стороны, и губернию Тромс с норвежской.

Комментарий

Народ может сотрудничать независимо от политиков

Реми Странд, представитель Губернского собрания губернии Финнмарк Королевства Норвегия:

— Инициатива проведения таких конференций, исходящая от Архангельска и Финнмарка, показывает большую потребность в подобного рода встречах для установления регионального диалога по вопросам установления рыболовства в Баренцевом арктическом регионе. Прошедшие три конференции задокументировали не только потребность в диалоге, но и в рыбных продуктах. Это касается не только рыбы, но также водорослей, морского зверя и других морепродуктов.

Они показали потребность в общей площадке для бизнеса, для компаний, которые заняты в области рыболовства, зверобойного промысла и переработки водорослей. И в то же время, хочу отметить, что помимо конференций в 2017, 2018 и 2019 годах, диалог между странами по вопросам рыболовства в Баренц-регионе практически отсутствовал. Мы, политики, выбранные народом, ответственны за развитие сотрудничества. А оно не улучшится, если мы сами, жители региона, не будем этим заниматься.

Я считаю очень важным, что мы сами, народ, можем укреплять совместное сотрудничество, независимо от политиков. Очень важно брать инициативу непосредственно на местах, и затем продвигать её дальше. Я считаю важным, что мы начали диалог по вопросам рыбного промысла и теперь должны его развивать на всё более высоком и высоком уровне.

 

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: