Будем сжигать - вымрем – Северные Новости

16+

Будем сжигать — вымрем

Будем сжигать — вымрем

В Архангельской области продолжается обсуждение новой территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО. Соответствующие совещания прошли в администрациях Архангельска и Северодвинска. Похоже, что чиновников не смущают планы по закрытию Архангельского мусороперерабатывающего комбината и, пожалуй, главное новшество — строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ). Причём в Архангельске МСЗ, скромно названные инсинераторными установками, будут расположены прямо в черте города, без учёта розы ветров. Что такое МСЗ, какие последствия ждут жителей области после сжигания ТКО и почему эта тема станет одной из ключевых на акциях протеста 3 февраля, разбиралась Александра Васильева.

Сюрпризы

Территориальная схема обращения с ТКО, как магический артефакт, открыла жителям области, пожелавшим в ней разобраться, немало тайн, так тщательно скрываемых от нас на протяжении долгого времени.

Главным неприятным сюрпризом стало наличие в схеме 25 объектов под безобидным названием «инсинератор», а попросту говоря, мусоросжигательных установок или заводов. Видимо, применение слова «мусоросжигание» вызывает у наших чиновников нешуточный страх после пронёсшихся по области и всей стране протестов. И они, дабы не обострять обстановку в регионе, заменили его во всех документах и публичных обращениях на безобидное слово «переработка».

Семь МСЗ запланировано построить в Приморском районе (4 в непосредственной близости от Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, один из них на нашумевшей планируемой свалке в Рикасихе), четыре в Холмогорском районе, по два в Мезенском и Пинежском районах, по одному МСЗ достанется Ленскому, Лешуконскому, Виноградовскому, Няндомскому, Каргопольскому, Красноборскому и Онежскому районам. Не обделили и Новую Землю.

Отметим, что один из МСЗ планируется разместить на территории национального парка «Онежское Поморье» в деревне Летняя Золотица, что является прямым нарушением природоохранного законодательства.

Но, судя по всему, установок планируют больше. Например, в Архангельске уже предложили МСЗ  — на Бревеннике и Кегострове. С Хабарки отходы будут доставлять к месту расположения инсинераторной установки на Бревеннике.

Диоксины

Чем же так опасны мусоросжигательные установки и заводы, почему эта технология является непригодной для России? Давайте разберёмся. Очень многие люди, поверхностно знакомые с вопросом мусоросжигания, считают, что это отличный выход из ситуации с обрушившимся на нас мусорным коллапсом. Если вы придерживаетесь того же мнения, следующий текст именно для вас. Технология мусоросжигания применяется в мире с конца ХIХ века. Первое такое предприятие появилось в Лондоне ещё в 1870 году. За время использования этой варварской технологии окружающей среде и человечеству нанесён непоправимый, колоссальный урон.

Самая главная опасность мусоросжигания заключена в выбросах: диоксины, фураны и целый спектр других опасных химических веществ, включающих ртуть, тяжёлые металлы (всего более 50 000 различных соединений) вылетают в трубу и попадают в атмосферу. Эти вещества относятся к группе “суперэкотоксикантов”, крайне устойчивых органических загрязнителей природы и опасных не только для природы, но и для человека.

Считается, что МСЗ являются главным источником выбросов этих веществ. Именно они загрязнили всю землю диоксинами, следы которых теперь находят даже на вершинах Альп и в крови новорождённых детей.

Доказано

Учёные из разных стран мира изучили влияние диоксинов и фуранов на здоровье людей. Исследования доказали, что главный удар они наносят по репродуктивным функциям человека: разрушают гормональную систему, что приводит к иммунодефициту, но главным образом страдают женщины и дети, растёт число женских болезней, выкидышей, число детских смертей и детей-инвалидов, снижается число родившихся. Также доказано, что диоксины способны вызывать определённые виды рака. Медики уже окрестили диоксиновую интоксикацию организма — летучим СПИДом.

Масштабы проблемы действительно устрашают. Чтобы не быть голословной, предлагаю изучить официальную медицинскую справку о динамике роста заболеваемости за пять лет из подмосковного Косино-Ухтомского, рядом с которым коптит небо МСЗ №4. Даже после беглого ознакомления понятно: в районе катастрофическое увеличение онкологических заболеваний (почти в 5 раз за 5 лет). Неужели теперь и нас ждёт та же участь?

Сэконд хэнд из Европы

Европа, Америка и Япония уже не первый год проводят целенаправленную государственную политику для решения проблемы диоксинов. Они успешно снижают выбросы в сто раз. В связи с тем, что Еврокомиссия в январе 2016 года рекомендовала странам ЕС отказываться от мусоросжигательных технологий и их государственной поддержки, возник коммерческий интерес к продвижению этих устаревших подходов и технологий в Россию. Именно это мы сейчас и наблюдаем.

В России генеральный директор РТ-инвест Андрей Шипелов в рамках приоритетного проекта «Чистая страна» ведёт активную пропаганду мусоросжигательных японо-швейцарских технологий. Но чтобы понять, насколько далеки будут российские МСЗ от тех, которые так усердно рекламируют Шипелов и компания, вот вам несколько фактов:

— Раздельный сбор мусора. В США, Европе и Японии уже давно введён повсеместный раздельный сбор мусора на уровне жителей, благодаря этому до 60% ТКО попадает на переработку. Для сжигания направляется лишь небольшая доля мусора, которая не подлежит переработке и утилизации. В России же развитие раздельного сбора умышленно тормозится заинтересованными лицами. Подумайте сами: кто, как не хозяева мусорных полигонов, компаний по утилизации и МСЗ (олигархи Ротенберг, Чайка, Шипелов), заинтересованы в непрерывном увеличении потока мусора? Поэтому на сжигание в России пойдет всё подряд, включая опасные, не отделённые фракции.

— Система фильтрации. Заводы в Швейцарии имеют 5-6 ступенчатую систему очистки, что всё равно не даёт полного устранения вредных выбросов. Нам же предлагаются заводы с трёхступенчатой очисткой, количество выбросов в которых будет в 27(!) раз больше, чем на швейцарских предприятиях.

— Дороговизна. Несмотря на то, что по пути из Швейцарии в Россию система очистки проталкиваемых МСЗ потеряла три ступени очистки и стала в 27 раз опаснее, фактическую стоимость сжигания, указанную в российской проектной документации, решили оставить на европейском уровне. Заплатят за это потребители. Напомним, нам уже предложили тариф на вывоз ТКО в 280 рублей.

— Токсичная зола. Зола от мусоросжигания признана во множестве стран опаснейшим токсичным веществом и утилизация её приравнена к утилизации радиоактивных отходов. Места складирования этой золы без сомнения можно назвать адом на Земле по катастрофическому уровню экологического урона. Но! Только не у нас! У нас, есть уверенность, эту токсичную золу (которая составляет треть от объёма всего сжигаемого мусора) будут бесконтрольно сваливать где попало, превращая земли в безжизненную пустошь, на которой ничего и никогда уже не будет жить и расти.

СПЧ против

Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ опубликовал рекомендации правительству России в связи с мусорным кризисом. В обширном документе упоминается и Архангельск, и Шиес, и опасность МСЗ. Высокие социально-экологические и экономические риски внедрения мусоросжигательных технологий, по мнению членов СПЧ, состоят в следующем, повторяя некоторые уже озвученные тезисы:

  • серьёзные протесты населения против МСЗ происходят на всех территориях, где планируется строительство таких объектов в соответствии с программой «Чистая страна» (так, несколько раз жители перекрывали федеральную трассу);
  • МСЗ являются одним из самых дорогих (в 1,5 раза дороже переработки смешанных отходов и в 6 раз дороже переработки раздельно собранных отходов) и стратегически тупиковых способов обращения с ТКО;
  • МСЗ не решают проблему накопленных ТКО. Токсичные золу и шлаки, остающиеся после сжигания ТКО (до 30% по массе и не менее 10% по объёму) тоже надо захоранивать на специальных полигонах;
  • инвестиции в строительство МСЗ настолько высоки, что вернуть их возможно только за счёт многократного увеличения тарифов на обращение с ТКО или с помощью различных субсидий (скорее всего, потребуется и то, и другое). В числе таких действий можно назвать объявление энергии, получаемой в процессе сжигания ТКО, возобновляемой и введение на неё «зелёного» тарифа. Участники оптового рынка будут обязаны закупать энергию у МСЗ по значительно более высокой цене (разница будет переложена на конечного потребителя). И всё это — в условиях существенного профицита дешёвой энергии в России (20 ГВт, по данным Минэнерго);
  • при отсутствии субсидирования МСЗ являются неконкурентоспособными, а в случае субсидирования возникает нерыночная конкуренция между сжиганием и вторичной переработкой ТКО;
  • высокий уровень развития системы раздельного сбора и переработки отходов не оставляет сырья для поставок на уже существующие МСЗ (поэтому, например, Швеция вынуждена импортировать мусор для сжигания, так как с собственниками заводов заключены долгосрочные контракты, обязывающие поставлять мусор на МСЗ);
  • при отсутствии эффективной и общедоступной системы раздельного сбора отходов в России опасные материалы будут попадать в сжигаемые отходы, повышая уровень вредного воздействия МСЗ на людей и окружающую среду.

Убийственный российский норматив

Так почему же российское правительство так усердно пытается протолкнуть явно не безопасные и устаревшие технологии, от которых отказываются большинство цивилизованных стран мира? Это печально, но ответ снова кроется в прибылях для узкого круг заинтересованных лиц.

Для этого на федеральном уровне уже проделана огромная подготовительная работа. В частности, подняты допустимые нормы загрязнений. Для примера рассмотрим санитарные нормативы по диоксинам в разных странах, которые ещё в 1999 году опубликовал «Коммерсантъ». Допустимая суточная доза поступления в организм (пг/кг в день): США — 0,006; Нидерланды — 4; рекомендации ВОЗ — 1; Россия — 10. Допустимая концентрация диоксинов в питьевой воде (пг/л): Германия — 0,01; США — 0,013; Италия — 0,05; Россия — 20.

Вероятно, что российское правительство объясняет свои действия подобного рода поговоркой: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». И уверено, что дозы, признанные критическими для здоровья в Европе и Америке, даже если их увеличить в сотни раз, смогут вызвать у русского человека лишь лёгкую простуду… Однако статистика – вещь упрямая. И она кричит: население России вымирает! Но, видимо, делаем мы с вами это недостаточно быстро.

Недостаточно быстро вымираем

По официальным данным, за последние 5 лет население Архангельской области сократилось на 48 тысяч человек. Смертность превосходит рождаемость, что ведёт к естественной убыли населения — вымиранию. При этом смертность от рака в последние 10 лет выросла у нас практически на 50%. Ежегодно выявляется около 5000 новых случаев онкозаболеваний. А что же будет, если вокруг нас построят 25 МСЗ? Умножьте среднее ежегодное число заболевших в пять раз, как это произошло в подмосковном Косино-Ухтомском и получите устрашающую цифру: 25 тысяч случаев выявленного рака в год. Учитывая, что население Архангельской области на данный момент составляет около 1 103 000 человек, нам понадобится не так много времени, чтобы очистить территорию области и тем самым выполнить федеральную программу «Чистая страна».

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: