Двинской перформанс от умеющих видеть ветер – Северные Новости

16+

Двинской перформанс от умеющих видеть ветер

Двинской перформанс от умеющих видеть ветер

Мария Карачёва

Яхт-клуб “Норд” обосновался недалеко от Кузнечевского моста. Давно. 35 лет назад. И все это время, как только Двина сбрасывает с себя ледяную шубу, архангелогородцы наслаждаются парусными перформансами. А в последние годы и зима спортсменам не преграда, носятся по льду на кайтах и парусных досках.

«Норд» для яхтенных фанатов — как дом родной. Здесь ходят под парусом все: от самых маленьких (7-8 лет) до взрослых и состоявшихся. Летом практика на реке, зимой – на льду, плюс теория, бассейн, тренажерный зал. Ребята, занимающиеся здесь, постоянно берут призовые места на международных соревнованиях.

На яхте можно успокоиться

На территории яхт-клуба будничная движуха, ребята в гидрокостюмах готовят свои яхты к гонкам. Сегодня начинается чемпионат области и первенство по парусному спорту. Участвуют только два города — Архангельск и Мончегорск.

Одни спортсмены проверяют прочно ли закреплен парус, другие слушают наставления тренера, ни одного праздношатающегося. Причал укрыт от внешнего мира плотной стеной деревьев и кустов, поэтому не слышно ни единого городского звука. Солнце светит, погода теплая. Полное ощущение, что ты перенесся в прибрежный черноморский городок.

Но всем нужен ветер! И он есть! Правда, открытие слегка задерживается. Мы, конечно, пользуемся моментом и заводим разговор о парусном спорте с Романом Востряковым, мастером спорта России, победителем первенства России по зимнему виндсерфингу в 2014 году и, по совместительству, тренером.

Роман, а что для вас – яхта? Почему вы пришли именно в этот спорт?

Спорт — это разрыв души. Яхта — это единственное место, где можно успокоиться. Ты отключаешься от повседневной жизни, и все проблемы уходят на второй план. Это самое главное. Ну и конечно, парусный спорт — это адреналин, скорость.

Скорость на «Оптимисте» может достигать 30 км/ч, обычно 10-15 км. на «Луче» можно разогнаться и до 40-50 км/ч. На такой скорости уже намного сложнее удержаться и не перевернуться, хотя, в этом нет ничего страшного. Я переворачивался сотни раз. В самом начале нужно только перебороть страх, окунуться, а потом привыкаешь. Обычно те, кто приходят сюда в детстве остаются на многие-многие годы.

Выбрать правильный галс

Но вот уже несколько десятков участников первенства построились, и команда судей объявила об открытии соревнований. “Всем удачи и попутного ветра!”- пожелала Юлия Петухова, главный судья. “Урааа!”- прокричали спортсмены и начали расходиться, чтобы спустить свои “оптимисты” и “лучи” на воду. А я отправляюсь к причалу вместе с командой судей.

Больше всего я люблю парусный спорт за людей, которые им занимаются. Яхтсмены очень дружелюбные и открытые люди. У меня большинство друзей здесь, и я не представляю, как бы жила без них. Наш яхт-клуб мне, как второй дом”, — рассказывает с улыбкой яхтсменка, Юлия Сивкова.

Сегодня она не участвует в гонках, так, как не попадает в возрастную категорию. Но помогает в проведении соревнований. Юлия неоднократно участвовала в подобных соревнованиях и объяснила, что нужно сделать яхтсмену, чтобы иметь шансы на победу.

Чтобы выиграть, во-первых, нужно хорошо взять старт. Потому, что удачный старт — 50% успеха. Одна из главных задач – выбрать правильный галс (курс судна относительно ветра), чтобы мощнее начать гонку и обогнать всех. Необходимо постоянно контролировать своих соперников. Можно так контролировать, что тебя никто ни сзади, ни спереди не обойдет. А еще надо уметь видеть ветер. Это легко! Его можно не только волнам и ряби на воде увидеть. Если, например, улица открытая, то сильнее поток идёт, чем, когда дом перекрывает. И ещё много всяких хитростей.

Хэй! У вас “сопли” висят!

Мы ступаем на яхту, рулевой заводит мотор и судно аккуратно отходит от причала. Участники уже тоже на воде. Мальчишка, лет 9-ти отчаянно пытается не дать своей яхте перевернуться, быстро пересаживаясь с одного борта на другой, нагибаясь, чтобы не задеть парус, который резко разворачивается на 180 градусов. Всё получается, и он продолжает свой путь. Как и несколько десятков парусов. Старт гонки у Красной пристани.

Мы идем вдоль набережной, и я удивляюсь, насколько красив Архангельск с воды. Много зелени и высокие архитектурные сооружения радуют глаз. Ребята с визгом проносятся на своих яхтах буквально в нескольких сантиметрах друг от друга. Рядом с нашей яхтой на моторных лодках идут тренеры. Настроение отличное!

«Хэй! У вас “сопли” висят!» — подшучивает над капитаном нашей яхты один из участников. Чтобы корабль не бился бортами о причал во время качки, у него по бокам висят резиновые кранцы, и если яхта не убрала их после отхода из гавани– позор…

Пять, четыре, три, два, один! Фальшстарт…

Наконец мы добираемся до места. Рулевой глушит мотор и бросает якорь. Устанавливают стартовую линию: с одной стороны — оранжевый флаг на судейском судне, с другой — красный буй. Пошёл обратный отсчёт. Звучит короткий, громкий сигнал, поднимается синий треугольный флаг. Всё готово к началу гонок и скоро будет объявлен старт.

Первыми понесутся “оптимисты” — небольшие яхты с квадратным носом. На таких гоняют мальчишки и девчонки до 14 лет. Преобладающее большинство этих яхт используется, по словам одного из тренеров, с начала 70-х, прошлого столетия.

Итак, участники видят флаг со своим знаком и приближаются к стартовой линии. “Пять, четыре, три, два, один!” И снова сигнал громкоговорителя. Гонка началась.

«713, 49, 13…!» — кричит судья. А за ним Роман повторяет в громкоговоритель номера участников, стартовавших раньше, чем надо: «713, повторяю, фальстарт”. И тем, кто стартанул раньше, приходится вернуться и выдвинуться еще раз, не мешая другим. Остальные продолжают бой за победу. Им необходимо сделать несколько петель и вернуться на стартовую линию.

Ходил тогда в кедах без подошвы. Счастливое детство

Через несколько минут объявляют старт для участников на “лучах” — более тяжелых и быстрых яхтах. На них ходят опытные молодые яхтсмены.

У каждого обязательно должен быть спасательный жилет, часы, гребок и черпак, чтобы вычерпывать воду, если понадобится. Перевернуться и оказаться полностью в воде — обычное дело и, хотя многие умело этого избегали, всё равно были совсем мокрые. Поэтому на большинстве участников — гидрокостюмы, но некоторые соревнуются и в обычных шортах. А я тем временем накидываю на себя вторую куртку и застегиваюсь на молнию.

Лет 12 назад, гонки вообще состоялись бы при любой погоде. Ходили и в дождь, и град, и в сильный ветер. При чем, тогда ещё не было гидрокостюмов. Я помню, ходил тогда в кедах без подошвы. Счастливое детство. Поэтому сейчас не так страшно, — улыбается Роман Востряков.

В течение всех гонок, а их было по пять на каждый класс, на носу яхты сидят судьи и внимательно следят за соблюдением правил. Иногда возникают споры между тренерами и судьями, но очень скоро они находят общий язык и соревнование продолжается в дружеской атмосфере.

И никакой гендерной разницы

Паруса полощутся на ветру, мачты скрипят, лица гонщиков сосредоточены. Накал эмоций невероятный. Ведь одно неверное движение, и волна подкараулит, даст щелчка. Вот мальчишка что-то из виду упустил и тут же влетел в борт соперника. Ничего серьезного, но руку поранил. А жалеть себя некогда. Медработник рану перевязывает, и спортсмен снова несется в бой за победу. И никакой гендерной разницы. Ты – яхтсмен, остальное не учитывается.

Один «оптимист» отстал, и тренер спешит к нему на помощь. Оказалось – повреждение мачты, и для участника гонка закончена. Он очень расстроен, ведь обидно втройне, когда срываются надежды на победу.

Парусный спорт требует от ребят кроме мощной физической подготовки еще и огромной силы духа. А еще невообразимой остроты внимания, умения быстро принимать решения, концентрироваться и разрабатывать свою тактику. Конечно, навыки завязывания морских узлов тоже никто не отменял. Ведь, не дай бог, что-то отвяжется…

Рядом с судейской яхтой в воду втыкаются солнечные лучи. Волны слегка стучат о борт, а пронизывающий сиверко уже давно напрочь запутал мои волосы. Мало того, чувствую, что лицо обгорает, хотя, светило лишь иногда выглядывает из-за туч. Но настроение отличное! Волны, паруса, город как на картинке и… кажется… я уже вижу ветер.

Фото автора

Победители:

«Оптимист»

1. Морев Кирилл (Архангельск)
2. Кулакова Дариана (Архангельск)
3. Могорин Тимофей (Архангельск)

Девушки
1. Кулакова Дариана (Архангельск)
2. Анисимова Мария (Архангельск)
3. Котлова Татьяна (Архангельск)

«Луч-мини»
1. Павлов Кристиан (Архангельск)
2. Панютин Павел (Архангельск)
3. Горлова Иванна (Мончегорск)

«Кадет»
1. Рулевой — Левина Таисия,
шкотовый — Сохромова Диана (Мончегорск)
2. Рулевой — Могорин Тимофей,
шкотовый — Совершаев Степан (Архангельск)
3. Рулевой — Морев Кирилл,
шкотовый — Шамарин Виктор (Архангельск)

«Луч-радиал»
1. Панютин Павел (Архангельск)
2. Саввин Алексей (Архангельск)
3. Горлова Иванна (Мончегорск)

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: