Игорь Орлов: «Я всё знаю, не потому что… а я это испытываю своим собственным… да, всеми частями тела»

Итоговая пресс-конференция губернатора Архангельской области 2020 прошла. Получилась она полной противоположностью предыдущей. В прошлом году полупустой зал, в этом – журналистов под завязку. В 2019 губернатор на нерве. Оно и понятно — Шиес в разгаре, Арктический форум отобрали. Сегодня Орлов благостен и мягок. Шиес прикрыт, Арктический форум только в 2021. И все продумано. Представителей СМИ встречают подарками, напитками и пирожными.

Похожесть только одна. Игорь Анатольевич и в прошлом январе, и сегодня постоянно говорит о каких-то людях, которым выгодно его порочить и выдавать белое за черное. Он постоянно возвращается к этим неназванным и утверждает, что те, несмотря ни на что, продолжат свое неправедное дело.

И другого варианта в стране российской не существует

Если же говорить о самой сути конференции, то есть, о задавании вопросов и получении ответов, то она формально состоялась. Вопросов было много, больше трех десятков, и ни один не остался без ответа. Только вот часто в ответах ответов-то как раз и не было, или ответ был так заверчен в слова, что мысль проследить и вычленить оказывалось очень сложно.

Например, на несколько простых вопросов о том, собирается ли Орлов идти на выборы в сентябре этого года, как относится к идее прямых выборов губернаторов,и что такое, по его мнению, «народный губернатор», Игорь Анатольевич ответил так:

— Как губернатор, живущий и работающий в Российской Федерации, я, безусловно, поддерживаю прямые всенародные выборы губернаторов, хотя есть свои нюансы. Возможно, они связаны с моей прежней жизнью. Когда вопрос доказательства, что ты, всё-таки, хороший, и требуется ещё раз пройти горнило выборов, когда речь идёт о втором сроке, немножко сложноватый.

Я даже с неким размышлением думаю, что такое второй этап? Что нужно обещать и каким образом себя вести, когда и так уже человек в работе, в постоянном движении, в реализации задач, и уже всё про себя показал и рассказал? Хотя, с другой стороны, принципы демократии этого требуют, и тут даже нет смысла иначе об этом рассуждать и обсуждать.

Вы говорите про «народного губернатора» с точки зрения какой? Любой человек, который прошёл горнило власти и поддержан максимальным количеством людей — народный избранник. Будь то губернатор, депутат, президент, тут просто иного варианта нет.

Да, это именно так, соответствует всем законам, правилам демократии, и это так и есть, и другого варианта в стране российской не существует. Поэтому народный избранник — это безусловно.

Билеты подешевеют, прописку губернатору оформят

Были приятные заявления. О личной жизни, к примеру. С пропиской пока проблемы и домик в Архангельской области так и не удалось купить из-за дороговизны. Но в долгосрочную аренду жилье таки взято. И отделка уже заканчивается. Скоро губернатор надеется ночевать не в казенном доме.

Приятно было слушать и о снижении цен на авиабилеты местных авиалиний на 30 процентов. Это очень облегчит жизнь жителям области. Но только с первого мая, потому как «правительству нужно совершить соответствующие финансовые и организационные действия». Да и пик заинтересованности в авиабилетах возрастает к этому времени.

А еще губернатор обрадовал, что теперь каждый желающий может познакомиться с документацией по Шиесу. И даже пожурил нерасторопных, и жалующихся на недоступность информации. Мол, если кто сильно хотел, то уж давно бы мог ее получить. Она в открытом доступе ждет всех в Территориальном фонде геологической информации.

Удивил. Потому как «Северные новости» пытались получить ее в конце октября 2019 года. Но из пресс-службы губернатора в одной из соцсетей нам ответили буквально следующее: «Начал разбираться с историей по документации по Шиесу. Помню, что губернатор говорил о документах, которые он сам видел. Но не помню, чтобы он говорил, что выставит их в открытый доступ».

Но все равно хорошо, что каждый может взглянуть.

Патракеевке обещана дорога

Было очень много вопросов о глубинке, о дорогах в частности. «Северные новости» поинтересовались тремя направлениями. На Онегу, на Патракеевку, на Верколу.

Глава Приморского района заявила, что никто в старинное поморское село Патракеевка дорогу строить не будет. Но там живут почти 400 человек. Зимник, это замечательно, только погода показывает, что выручает он далеко не всегда. И люди остаются в транспортной блокаде. Там всего-то 19,5 километров. Общероссийский народный фронт проблему взял под контроль. Поэтому, мнение губернатора было нам очень интересно. Он сказал так:

— Здесь надо оценить адекватность тех затрат, действий, которые мы совершим, чтобы не получилось, как… Я помню хорошо один проект, связанный с копанием русла в одном из муниципалитетов. Мы вложили туда порядка 20 миллионов рублей, в итоге его через полтора года замыло, это русло. То есть, 20 миллионов ушли в никуда.

Но решение было традиционное. Почему-то все решили, что каждые два года нужно 20 миллионов на это русло тратить. Я с этим не согласился. И сегодня мы, благодаря напряжённой работе Минтранса, специалистов гидрологов, нашли решение более грамотное.

Поэтому… с таким подходом. Тратить деньги… Деньги даются тяжело, тратить их надо таким образом, чтобы они работали долго и основательно для территории. В том числе и для Патракеевки. Поэтому дорогу, я думаю, мы сделаем.

Верколе таких обещаний Игорь Анатольевич не дал. Сказал только:

— Что касается Верколы, сделано немало в Пинежском районе. В этом году мы уже ничего делать не будем, только поддерживать уровень доступности и качества дороги, которая у нас есть. А дальнейшее строительство туда дороги будет идти своим эволюционным путём. Мост там не планируется. Был частный инвестор, который хотел строить мост в Суре, но они поговорили, поговорили и ушли в туман.

В плане есть, но не на сегодня

Онежская дорога, принесшая губернатору много аварийных огорчений, настроила его на долгий ответ.

— Вопрос развития транспортных магистралей, всех видов транспорта в Архангельской области, всегда был предметом моей особой заботы. Вы заметили, что я хорошо знаю дорогу на Онегу. Я вообще хорошо знаю дороги, наверно, процентов 80 дорог Архангельской области сам лично проехал. Иногда сам за рулём, иногда в рамках своих рабочих поездок.

И понятно, вопрос улучшения транспортной доступности всегда был предметом особого внимания. За эти годы мы старались сделать проекты таким образом, чтобы они в кратчайшем режиме меняли условия транспортной доступности для территорий.

Но можно сколько угодно строить дороги, а если не будет мостов, все они бессмысленны. В прошлом году, между прочим, по моим данным, было отремонтировано 11 мостов.

И построено, и сейчас у нас в работе три крупных мостовых объекта, которые исчисляются десятками, сотнями миллионов рублей. Мы эту работу видим приоритетной.

Что касается самих дорог, я считаю, что делается достаточно много. Мы смогли в рамках тех ресурсов, которые нам предоставили в рамках проекта «Безопасные и качественные автодороги» разработать перспективный базовый план развития дорожной сети Архангельской области. Дорога на Онегу в этом плане есть. И она будет делаться.

Другой вопрос, что на сегодня она в плане не стоит. У нас просто нет ресурсов, чтобы сделать её в асфальтовом покрытии.

Поддержание дорог в надлежащем состоянии — это забота каждодневная, и мы будем это продолжать, как мы это делали и раньше. Более того, понимая, что у нас сегодня катастрофическая зима, она существенно наносит урон и нашей дорожной сети, я, по итогам встреч с главами южных наших районов, уже вчера дал поручение увеличить объёмы средств, которые мы будем выделять муниципалитетам. Ещё 150 миллионов мы предусмотрели на вот эти ремонтно-восстановительные работы, я дал поручение ещё 100 миллионов, как минимум, туда добавить.

Если всё сложится у бюджета, может быть, нарастим эту цифру до 150 миллионов. Напоминаю, буквально пять лет назад, эта цифра была в районе где-то 20 миллионов. Сейчас веду речь уже о трёхстах. Чтобы вы представляли, какими темпами мы поддерживаем сегодня наши муниципалитеты в содержании дорог.

Нам нужно развивать всепогодный транспорт

Журналисты из Мезени пожаловались, что на мезенской дороге постоянно переворачиваются лесовозы, перекрывая дорогу. И люди по важным и неотложным делам никуда не могут попасть. Они просили решить вопрос с бизнесом, чтобы подобное перестало быть нормой их жизни.

Губернатор сказал: «Дороги — это артерии экономики, и важен вопрос доступности территории для каждого жителя, давайте, будем это мониторить. Соответствующие посылы и требования, по безопасным перевозкам по нашим дорогам мы формируем регулярно».

Как этот совет поможет решить проблему, непонятно. Но, губернатору виднее.

Представители Холмогор вышли с предложением поставить на баланс районов суда на воздушной подушке, чтобы не отрывать от большой земли заречные и островные территории. У Орлова загорелся глаз. То ли он знал о вопросе и был готов, то ли у него, в принципе, был ответ, то ли идея ему по сердцу. Но сказанное прозвучало оптимистично.

— Абсолютно с вами согласен. Ещё пять лет назад у нас было лишь одно маленькое судно на воздушной подушке, в системе МЧС. Сейчас у нас уже достаточно развитый парк этих судов. То, что нам нужно развивать такой вседорожный, всепогодный вид транспорта, совершенно очевидно.

Я могу сказать, что в рамках тех оперативных средств, что у меня были в резервном фонде, мы выделили деньги на приобретение ещё одного судна на воздушной подушке. Такое современное. И мы будем развивать это, и продолжать работу. Оно очевидно и необходимо для региона. Особенно в сложный межсезонный период. Да, мы это будем делать.

Закопал трубы на 70 сантиметров выше

«Северные новости»попытались выяснить, когда, наконец, решатся две вечные соловецкие проблемы: огромные цены на продукты и организация очистных. Канализация до сих пор течет в море. Запах жуткий. И постоянная опасность эпидемии. А продукты дороже, чем на материке в два раза. Да и ассортимент скудный. Губернатору было что сказать.

— Помню, как только стал губернатором, решили на Соловках построить баню. Победителем конкурса стала компания из Владивостока. Она потом, когда поняла куда ввязалась, взялась за голову.

Победителем строительства первого двухподъездного дома стала компания, которая дала цену на 24 миллиона ниже, чем было в проекте. Сказали, а чего вы такие цены загнули? А потом выяснилось, что это остров. И всё нужно завезти морским транспортом.

Сегодня получил документы, что поставщики бензина на Соловки опять пытаются вернуться к теме, что цена бензина на Соловках должна быть существенно выше, чем на материке.

Что касается стоимости продуктов на Соловках, то на самом деле она разная, есть что-то дороже, есть что-то соответствует ценам. В зависимости от того, как завозится и от уровня конкуренции. Как только предприниматель обнаруживает, что сахар остался лишь у него, он тут же делает на три рубля дороже. Я условно говорю цифру, ну, на 10 рублей.

И мы вынуждены постоянно реагировать на подобного рода вещи и своевременно реагировать.

Что касается очистных, я сказал, вот, нарвались на подрядчика, который в итоге, на ряде участков, закопал трубы водоснабжения и канализации на 70 сантиметров выше, чем положено по проекту. Мы уже закончили очередные конкурсные процедуры. Сейчас будем исправлять эту ситуацию. И рассчитываю, что в этом году очистные сооружения окончательно заработают.

По воде — они заработают железно, там все вопросы решены. По канализации, учитывая, что подрядчик не закончил комплекс работ в сторону Поклонного камня, там чуть подольше. Где-то к концу года. И сброса без надлежащей очистки на Соловках больше не будет.

Мы получили ещё подтверждение на строительство новой больницы и системы работы с отходами на Соловках. Финансы на это выделены.

Наследство выстраивается в конструкцию, которая позволяет нести ответственность

Когда речь зашла об уборке Архангельска, микрофон оказался у Натальи Поповой, главреда АиФв Архангельске.

— Мне странно слышать, что губернатор не знает, что в Архангельске есть, как говорит мэр, ничейная территория. Такого в принципе быть не может. Вот в Северодвинске по-другому, и город чистый. Закрепить землю… принять закон… Кто должен решить это?

— Вы считаете, что это должен сделать губернатор? – удивился Игорь Анатольевич.

— А кто?

И губернатор принялся держать ответ. Но получалось нескладно и с наездом. Даже ленточки городскому голове припомнил.

— Слушайте, я всё знаю, не потому что… а я это испытываю своим собственным… да, всеми частями тела.

То, что касается, кто должен сделать…Мне зачастую говорят, не трогай муниципальную власть, она самостоятельная. Если самостоятельная, возьмите и разберитесь. А то, когда нужно ленточку перерезать, то мы это сами сделаем. А когда нужно решить тяжёлую задачу, мы бы не хотели этим заниматься — займись, губернатор!

Я не пеняю, я знаю, что я за всё отвечаю в регионе, и это моя работа. Изначально это было всегда. Но слава Богу, что то наследство, которое досталось Игорю Викторовичу, планомерно и системно выстраивается в некую конструкцию, которая позволяет нести ответственность.

На этом месте многие зависли, пытаясь понять, о чем это губернатор. Какая конструкция, когда город в полнейшем хаосе? А глава области, тем временем, продолжил отвечать, в конце концов добравшись до ответственности самих горожан за неубранные дворы.

— Между прочим, тема, чтобы дворовые территории передать управляющим компаниям, решается по-разному. Есть территории и дома, где они забрали себе эту территорию. Там, где сидят управляющие компании, не желающие заботиться о жителях своего дома, которым они управляют, они пытаются отпихнуть и ткнуть на кого-то. Принять это законодательно, зная законы Российской Федерации, невозможно.

Это действия, которые должны быть выставлены в рамках договорённостей жителей, управляющей компании и муниципальной власти. Вопрос общественного согласия. И диалог сегодня в городе есть.

Напоминаю, что управляющая компания избирается собственниками, и другой там быть не может. Здесь надо поработать нам самим. И через газету можно было бы организовать такую работу.

Нужно начать диалог и найти решение. Это процесс формирования гражданского общества. Вот там, где одна тема, поднялась вся область, а где нужно походить, поработать, а не попиариться, их нет… Процесс сложный. Вопросы есть, но не сомневаюсь, что мы их обязательно решим.

Игорь Анатольевич, мы не мешаем вам работать?

Напоследок всех развеселил вопрос Алексея Шемякина, из Региона 29:

— Губернатор Чувашии призвал журналистов, которые его критикуют, «мочить». Губернатор Мордовии пошёл ещё дальше, и обвинил журналистов, которые его критикуют, в том, что они мешают ему развивать регион. Как вы относитесь к критике журналистов? Мы не мешаем вам работать?

— Да я на самом деле… вы меня знаете уже восемь лет. Я всегда был вам благодарен за совместную работу. У меня единственная просьба, я много раз об этом говорил, давайте быть честными друг перед другом, вот и всё. Мне больше ничего не надо.

Потому что я стараюсь быть предельно корректным по отношению к нашим… так сказать… конструкциям, возможностям, формату взаимодействия, в котором мы обмениваемся. Я не считаю зазорным для губернатора признавать какие-то ошибки, либо те действия, которые требуют корректировки. Мне кажется, было бы корректно, если бы это было встречное движение.

Мне без вас никуда. Я вас всех безгранично люблю и уважаю. Даже то, что происходит, иногда, может быть, тяжёлое для меня, потому что ведь все эти «макарошки» мы повесили не на Орлова Игоря Анатольевича, а на губернатора Архангельской области!

Очень рассчитываю, что мы все сделаем выводы и будем работать честно. Мне больше ничего не надо.





Понравилась статья? Оставьте отзыв в комментариях. Присоединяйтесь к нам в ВКонтакте и Telegram, читайте в Яндекс.Дзэн и Facebook, подписывайтесь в Twitter!

Похожие

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: