Мезенские собаки. Таких нет нигде – Северные Новости

16+

Мезенские собаки. Таких нет нигде

Мезенские собаки. Таких нет нигде

Очередная командировка в Мезенский район. На полпути между Каменкой и Долгощельем встретили рыжую псину. Бежит по правильной стороне дороги с деловым видом. Через пару километров нагоняем другую, чёрную. Полное ощущение, что псы забили стрелку где-то между населёнными пунктами, перетёрли свои проблемы и разбежались. Других деревень поблизости нет. Расстояние — 42 км.

Французы в наших псин влюбились

Написать свои впечатления от мезенских собак хотелось давно. А тут и повод подоспел. Уже дней десять народ обсуждает список потенциально опасных пород, оглашённый МВД. Перечислять не буду. Гулять с ними без намордника и поводка запрещёно. По мне, я бы поводок и намордник законодательно ввёл для хозяев, воспитавших агрессивного пса.

Каждая порода выводилась человеком для определенной работы. Овчарки, к примеру, охраняли отары. И если вы кавказца, в пятом поколении городского, выпустите к овцам, то он быстро их сгуртует, очертит зону ответственности и атакует каждого, кто попробует вторгнуться на его территорию. Вместо овец могут быть детишки, или семья, в которой он живёт. А ты знай, и не нарушай.

Французы, недавно совершавшие тур по самым красивым деревням Архангельской области, в наших северных деревенских собак, живущих на свободе, просто влюбились. Ещё бы. Таких нет нигде. А мезенские псы, скажу я вам, даже тут стоят особняком. Вот сколько в район ни езжу, всегда им удивляюсь.

Безхозных в районе нет

Основной окрас мезенских собак рыжий. Встречаются и чёрные, и «холмогорской породы», то есть чёрно-белые. Когда-то их можно было бы назвать лайками. Ревнители чистой крови наверняка скажут, что размылась порода. Мне кажется, наоборот, она вывелась, естественным путём. Мезенская деловая лайка.

Никаких намордников и поводков у собак нет. Смешно. Но и бездомных-бесхозных тоже вы не встретите. Каждая при хозяине, при деле. Знает свой манёвр. Чтит свой кодекс. Хранит своё достоинство. Их много. Возможно, столько же, сколько людей. Ну, или чуть меньше. Они доброжелательны, но не льстивы.

Собак повсюду полно, а вот лая вы не услышите. Могут подбежать — одна-две. Ткнутся, носом поведут, чуть задержатся, давая возможность потрепать себя по голове, и, утолив интерес, записав твой запах в каталог, чинно потрусят в сторону. Никаких прыжков, извиваний телом и повизгивания. Разве что у щенков встретишь такое несолидное поведение.

Идёшь вдоль деревенской улицы, справа и слева валы сугробов, от основной дороги к домам ведут расчищенные дорожки. Каждый угол помечен жёлтой визитной карточкой. На дорожке или на сугробе сидит/лежит собака в ошейнике. Гордая. То одна, то другая выйдут, проводят тебя до границы участка и назад.

Воспитаны с молочных зубов

Два щенка у Дорогорской школы плотные, сбитые, упитанные. Вот они ещё солидности не обрели и выражают свою любовь к людям подскоками, прыжками, облизыванием лица и рук.

Сопровождают, взбираются на высокое крыльцо, но у дверей — как вкопанные. Всё, дальше им нельзя. Три месяца недопёскам, а границы дозволенного уже понимают.

 

Собаки во дворах детских учреждений повсеместно. Никто даже не заморачивается на том, что это может быть опасно. Потому что не опасно ничуть. Собака в деревне — помощник, защитник, приятель, друг, но не враг, это точно. Не нужна — бегает по свои делам, а понадобится — всегда под рукой. Мужчины в деревнях почти все промысловики, им без собаки никак. Птицу поднять, зверя загнать, а то и опасность от хозяина отвести.

Новая порода — лайка табунная

Возле конюшни в Долгощелье крутятся пять-шесть собачек. Нас встретили обнюхали. Отбежали. Сели. Головами крутят. У них работа. В загоне вокруг стога с сеном хвостами наружу стоит пара-тройка десятков лошадей-мезенок. Кормятся. И тут две выходят за ограду и к водопою. Собаки тут же за ними. Сопровождают. Лошади попили и в сторону.

В первый раз за четыре дня я услышал собачий лай. Псины припустили за лошадками, забежали им дорогу, и облаивали до тех пор, пока те не поворотили и не вернулись в загон. Гавканье тут же стихло. А собаки с чувством выполненного долга уселись в воротах, и продолжили наблюдать за табуном. Выходит, в Долгощелье тоже новая порода сформировалась — табунная лайка. Её в перечне уж точно нет.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: