Главное Культура 

Монах из XVI века предупредил – будет худо!

В Архангельске, в доме Плотниковой, несмотря на коронавирус, музей ИЗО готовит интересную выставку. Приурочена она к 500-летию Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. А представлены будут раритеты из собрания Церковно-археологического кабинета обители (ЦАР). Ни одного предмета из музея на этой выставке нет.

Денег никто не просил. Хотели молитвы

Раритеты эти явились в монастырь сами. Нет, никто не объявлял их сбор, никто не обещал за них деньги. Просто, около 30 лет назад монастырь начал свой непростой путь к возрождению. Была разруха, голые стены, провалившаяся после пожара крыша, разбитые вывалившиеся окна, и ни одной иконы…

Святой Антоний Сийский

Отец Трифон, ставший в те тяжкие времена настоятелем, привез с собой бумажные лики и засучил рукава. Иконостас был собран из репродукций образов, наклеенных на фанеру художниками, будущими иконописцами Сергеем Егоровым и Игорем Лапиным.

И постепенно обитель задышала, стала подниматься, хорошеть. Потянулись в святые места паломники. Народ увидел и понял, что монастырь живет, и инокам можно доверить семейные и найденные святыни. Появились дарители. Денег никто не просил. Лишь молитв. И за дарителей вечное поминовение.

Храмы стали потихоньку наполняться иконами, утварью, церковными книгами. С тех пор прошло почти три десятка лет. И раритетов в ЦАР теперь уже более двух тысяч.

Дочитали до конца, испугались и вернули

Обретено 235 книг, которые занесены в федеральный и региональный реестры книжных памятников. Целая коллекция уникальных фолиантов XVI–XX веков. В основном церковные старопечатные. 14 книг – рукописные. Есть и те, что хранились в библиотеках Антониево-Сийского монастыря и Холмогорского архиерейского дома.

У каждой своя история обретения. Но хочется рассказать об одной, очень любопытной. Это история рукописного Учительного Евангелия 1597 года, написанного рукой инока Антониево-Сийского монастыря Даниила. Долгое время Евангелие это хранилось в одной семье. Его читали, конечно, листали, но не часто. И, как водится, не до конца. В какой-то момент семья решила отдать книгу в Музей Андрея Рублева.

Учительное Евангелие 1597 года

А работники музеев – люди дотошные. Стали описывать Евангелие, как музейный объект. И долистали до конца. Там-то они и увидели приписочку лично от инока Даниила. В коей он сообщал, что книга писана именно для Антониево-Сийского монастыря. И, ежели приведется ей оказаться вне его стен, то тому, у кого она в руках будет, надлежит вернуть книгу на место. Иначе будет худо…

 

Обладал ли монах тот особым знанием, предвидел ли несчастную судьбу незаконного владельца, либо просто таким небанальным способом стращал возможного вора, неведомо. Да только подействовала приписочка. Музейщики испугались и фолиант решили вернуть. Привезли. Говорят, что даже не знали, есть ли еще этот монастырь. Но решили, что если приедут, а монастыря уже не существует, то просто зароют книгу в ту землю, на которой он стоял…

Икона на рыбьем черепе

Историю эту рассказал нам Александр Юрьевич Карушев, помощник настоятеля монастыря, руководитель церковно-археологического кабинета. Все эти годы именно через него приходили в монастырь реликвии. Именно он заботился о них. Александр Юрьевич с сожалением говорит, что мало в обретенном предметов, что принадлежали Антониево-Сийскому монастырю. То, что принадлежало – давно в музеях. Но все раритеты, пришедшие от людей, им дороги.

Александр Юрьевич Карушев

На территории монастыря, правда, тоже кое-что находили. Несколько лет в штате обители была должность археолога. И раскопки велись по всем правилам. Даже клад отрыли. В сотню монет. Золотых не было. Лишь две серебряные, остальные медные. Но все богатство XVIII века.

Вспоминает, что среди дарителей даже далекие от Церкви люди бывали. Два охотника, например, нашли икону в заброшенном доме. Подарили монастырю. 18 икон подарены Музеями Московского Кремля еще в 1997 году.

В коллекции, в основном, деревянные иконы, хотя, есть и серебряные. Одна из удивительных сделана в XIX веке на большом рыбьем черепе.

12 монеток приклеились к чудотворному образу навечно

Выставка «Древности Сийской обители» задумана камерной. Всего 50 вещей в одном уютном зале Дома Плотниковой. Автор выставки, Татьяна Кольцова, считает такое необычное решение о размещении выставки вполне логичным. Ведь владелица особняка, Екатерина Плотникова, была монахиней в тайном постриге, монахиней в миру, и много помогала храмам и монастырям.

Выставленные вещи разноплановы, но икон, конечно, больше всего. Все предметы датированы во временном промежутке от XVI до начала XX века. За два с лишним десятка лет от людей в монастырь пришли 250 икон. Созданы они и северными иконописцами, и иконописцами Петербурга и Москвы.

Богоматерь Всех скорбящих Радость, с медными грошиками

Все иконы непростые. Есть среди них и староверческие. Есть и фольгированные, с замысловатым убранством. Как, например, икона с любимыми северными святыми: Николаем Чудотворцем, Трифоном Печенгским, покровителем лопарей, и Артемием Веркольским. Много икон с историей, с сюжетами, широкой публике неизвестными. На обороте одного из образов прикреплена информация от дарителя, известного архангельского художника, Ивана Архипова. Другая привлекает внимание необычным «декором», в виде мелких монет. Татьяна Кольцова тут же разъясняет:

— Это «Богоматерь Всех скорбящих Радость, с медными грошиками». Наша икона — копия знаменитого чудотворного образа, который хранился на Стеклянном заводе в Санкт-Петербурге. Не слышали?

Во время грозы в часовне случился пожар. Когда туда вошли заводские рабочие, то увидели, что образ выпал из стеклянного киота на ящик для пожертвований. Икону подняли, и оказалось, что двенадцать монеток приклеились к ней. Из нельзя было оторвать. Икона существует и по сей день.

Семь святых появились после крушения царского поезда

Привлекает внимание икона «Избранные святые». Они написаны в два ряда. Всего святых – семь. Ученые считают, что икона написана после крушения царского поезда, произошедшего 17 (29) октября 1888 года под Харьковом. Тогда вся царская семья могла погибнуть. Чтобы спасти жену и детей, Александр Третий держал на своих плечах крышу разбитого вагона. Все успели выбраться.

И на иконе есть все святые покровители каждого члена семьи. Александр Невский — покровитель императора Александра III; святая Мария Магдалина —покровительница императрицы; Николай Чудотворец — покровитель будущего императора Николая II; Георгий Победоносец —покровитель великого князя Георгия; святой Михаил Тверской —покровитель великого князя Михаила; святая Ольга —покровительница великой княгини Ольги; преподобная Ксения —покровительница великой княгини Ксении.

Избранные святые

Обращает на себя внимание и Собор Архистратига Михаила. На иконе семь ангелов, стоящих на облаках. В центре — архангел Михаил. Архангел Гавриил— с ветвью лилии. Рафаил— с лекарственным сосудом; Селафиил— со свечой и кадилом; Уриил— с огненным мечом; Варахиил— с белыми розами; Иегудиил— с венцом. Роспись нежнейшая. Татьяна Михайловна высказала предположение, что письмо женской руки.

У нас на севере было немало женщин-иконописцев. Но, как оказалось, что среди них существовали и мастерицы иконной чеканки. К металлу она не имеет никакого отношения. Чеканка идет по левкасу. Его золотили и набивали узор. Это один из древнейших способов русской иконописи. Левкас – грунтовка. Состав: мел, алебастр, рыбий, осетровый клей. Чеканить по нему – работа тонкая и, естественно, непростая. На готовящейся выставке можно увидеть результаты подобной техники.

Чеканка по левкасу

Выставку, если не помешает коронавирус, собираются открыть 10 апреля. В очень узком кругу. Но работать она будет до августа. Поэтому, будем надеяться, что все желающие смогут ее посетить.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: