Ноев ковчег от архангельских художников

Открытие состоялось. Звери дивные и растения сказочные принимали людей в Выставочном зеле Дома Художников. «Лес чудес» встретил тех, кто пришёл на него посмотреть.

От мечтательной гусеницы до весёлого слона среди одуванчиков. От огромного дерева до травинок и цветов. Собрали, как на Ноевом ковчеге, всякой твари по паре.

Квадратные глаза полны эмоций

Если выставку организует Дмитрий Трубин, можете не сомневаться, он же будет на ней и царить. Больше 70 полотен. Звери и птицы, цветы и растения, написанные фирменным трубинским «квадратно-гнездовым» стилем. Сделано мастерски, ничего не скажешь. Хоть у животных Дмитрия Трубина и геометрические контуры, начисто, казалось бы отметающие всякие мысли о гибкости, плавности и изяществе пантеры или леопарда, но это только при первом просмотре.

Остановитесь, пересильте себя, вглядитесь в квадратные глаза царя зверей. Нахмуренные брови и брезгливо-гневливая складка рта, когти как зубья пилы. Ни дать ни взять недовольный начальник или губернатор, распекающий своё нерадивое правительство.

Богомолы, сплетённые лапками в танце, вытянуты, как апостолы Пётр и Павел кисти Эль Греко. Вроде, такие же, квадратные глаза северного оленя, а в них читается непростое знание своего назначенного человеком пути. Обречённая мудрость и грусть. И тут же трагично-смешная ворона-Икар, летящая вверх тормашками за край холста.

И не зря, ох, не зря доминирует над выставочным пространством размещённый на центральном стенде остроугловатый и в то же время раздутый от осознания собственного величия «Царь-петух», грозно защищающий квадратное яйцо, своё детище.

Мечтательная гусеница и снежный носорог

Вновь, который раз, радует встречей со своим творчеством Сергей Трубин. Он не старается поразить масштабами, его графика ажурна и соразмерна. Жуки, тараканы, гусеницы, и тут же носорог, конь, ворона. Формат работ практически один. Только ощущение от рисунков разное.

Изящество и гармония тончайших линий создают у каждого живого существа свой характер. И не важно, будь то сказочные птица Додо и змея подколодная или вполне реальные сороконожка и муха, у каждого персонажа в глазах читается история его жизни. Как Сергей это делает?!

Хороши работы Екатерины Трубиной. Они не бросаются в глаза, но их замечаешь. Мне приглянулись «Чёрная птица» и «Тропический плод». И чтобы уж покончить с семейственностью, нельзя не назвать Татьяну Трубину. Забавные игрушки и серьёзная, с хорошим вкусом сделанная бижутерия, стоят того, чтобы задержаться подольше перед витринами с её работами.

Мухи в стиле старых мастеров

Хоть и много Трубиных в «Лесу чудес», но не только ими можно насладиться. Весьма концептуальные и настроенческие акварели Ирины Неумоиной неудержимо втягивают в себя, стоит только вглядеться, через эти маленькие окошки в мир её бегущих из огня и выходящих из норы, медведя, одинокого волка и странного дракона с петушьей головой.

И ещё три работы хочу отметить, да не в обиде пусть будут на меня не названные. Яркие краски «Хамелеона» Анны Барсовой очень мне напомнили Анри Руссо*. Тот же интенсивный цвет, отточенный рисунок и наивность примитивизма. Из общего, довольно-таки сдержанного колорита выставки, работа выделяется. А, может, всё из-за того, что на дворе середина октября. Промозглая сырость, тусклая серость домов и темнота улиц провоцируют депрессию. Но глядишь на переливающегося зелёного хамелеона, и сердце радуется.

«Мухи» Елены Комиссаровой, выполненные на состаренной бумаге итальянским карандашом, с оттеночными белилами, вернули в почти утраченную вселенную рисунков старых мастеров. Как бы ни смешно это ни прозвучало. Но тем не менее.

Люблю деревья. Наверно, потому и зацепило меня «Дерево» Анны Емельяновой. Вот голое оно, без листьев совсем. Но нет ощущения, что мёртвое. И осень не чувствуется. Есть какое-то предвосхищение весны. Пробудешь у картины подольше, и поймешь, возможно, с чего это вдруг Андрей Болконский с дубом разговаривал.

Не корысти ради, но вечности для

Отдельная песня — скульптуры Дмитрия Трубина. На мой взгляд, это лучшее, что заслуженный художник выставил в зале. Они настоящие. Сова, Минотавр, Верблюд, Геккон, Гриф… Дерево, металл. Небольшие. Но так захотелось увидеть их на улицах, в скверах, площадях… Чуть было не написал парках, но увы, нет у нас парков в городе.

Вот такие произведения искусства действительно украсили бы Архангельск, сделали его лучше. Понятно, что размер нужен другой, а при современных технологиях защиты и дерево, и металл могут жить столетиями. Для Архангельска что уж ближе, чем дерево, может быть? Тут ведь важен принцип. Принцип, когда делаешь не ради идеи, не ради денег, не ради сиюминутной прихоти высокого чиновника. Не корысти ради, а вечности для.

***

Воспользовавшись случаем, я подошёл к Дмитрию Трубину и присутствовавшей на выставке Валентине Сыровой, спикеру Архангельской городской Думы. И мы слегка поговорили на эту тему.

Валентина Сырова и Дмитрий Трубин

Наполним улицы скульптурой, а не безликими поделками

Дмитрий Трубин, заслуженный художник России, автор проекта, организатор выставки:

— Я прекрасно понимаю, что это настоящее искусство. То новодельное, что стоит на архангельских улицах, это г…но, а не скульптура. У меня-то такое желание есть, чтобы мои работы стояли на улицах и площадях, но есть ли такое желание у города? Если оно появится, то ради Бога.

Не совсем моё дело предлагать свои произведения городской власти. Доносить, что вот, у меня есть такие-то скульптуры, возьмите. Я слишком занят своим делом. Чувствую быстротекущее время. Мне главное — сделать. Я почти уверен, что в будущем мои скульптуры будут стоять по городу в нужных местах, потому что так должно быть, на самом деле. Потому что скульптура должна быть на уровне памятника разрушенному Роттердаму Осипа Цадкина**, а не безликими поделками.

На самом деле на улицах города должны стоять скульптуры Нади Шек, мои, других мастеров, а не «сами знаете кого».

Инициатива должна исходить от художника

Валентина Сырова, председатель Архангельской городской Думы:

— Во-первых, всё, что делает Трубин, это искусство, высокое искусство. За то у него есть определённые регалии. Мне нравится.

Во-вторых, всё, что делает Трубин в нашем городе, вполне достойно. Не зря он умудряется собрать столько людей на открытии. Дмитрия Трубина можно любить, не любить, я его люблю.

Что же касается участия Дмитрия Трубина в украшении города, то я скажу так: кто-то должен начать, организовать. Идеи и предложения, я считаю, должны поступать от художника.

— А Дмитрий говорит, что ему не до того, он творит…

— Не согласна, нужно же понимать, где должна стоять скульптура, куда она впишется. И кто за него это может придумать? Можно же такую несуразицу сделать.

— Но ведь, если у нас есть художники достойные, можно к ним обратиться, предложить сотрудничество?

— Конечно, вы правы, процесс взаимный. В любом случае идея и инициатива должны исходить от художника.

— Получается, у кого идея есть, у кого наглости хватает обращаться, тот и получает приз?

— Может быть. Наверно, это не очень хорошо, но имеет место быть. В нашей стране вообще большего добиваются люди настырные, упорные, и даже если они не супертворческие, но они видят именно так, и реализовывают своё видение.


*Руссо (Rousseau) Анри Жюльен Феликс — французский живописец. Его работы отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма.

**Осип Цадкин (Ossip Zadkine), собственно Иосель Аронович Цадкин, выдающийся французский скульптор. Относится к плеяде выдающихся скульпторов-евреев, стоявших у истоков авангардной скульптуры 20 века. Работы мастера выставлены в музеях, украшают городские улицы и площади Европы и Америки.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Понравилась статья? Оставьте отзыв в комментариях. Присоединяйтесь к нам в ВКонтакте и Telegram, читайте в Яндекс.Дзэн и Facebook, подписывайтесь в Twitter!

Похожие

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: