Новая мусорная эпоха: вывозить ТКО телегами и вертолётами
В региональном отделении ОНФ обсудили новую территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО. Собрались представители муниципалитетов, надзорных органов и даже представитель нового регионального оператора «Эко Центр».
Заседание под председательством Айман Тюкиной, прославившейся защитой проекта «Шиес» и обвинениями в адрес противников ввоза московских ТКО в сепаратизме, длилось около двух часов. Итогом встречи стали новые рекомендации ОНФ. Порядка 70% рекомендаций ОНФ к предыдущему варианту были властями услышаны и приняты, похвасталась Айман Тюкина. И тут же заметила, что тот первый вариант был «совершенно нечитаемым документом».
Мусор на телеге
Одной из самых актуальных проблем в территориальной схеме, по мнению собравшихся, становится вывоз ТКО из труднодоступных деревень и сёл, куда большую часть года можно добраться только воздушным транспортом. Здесь представитель регионального оператора, отвечая на возможность задействовать вертолёты, самолёты и «Почту России», не смог прокомментировать планы «Эко Центра».
А вот представители муниципальных властей Коношского района рассказали, что сейчас мусор из некоторых деревень вывозится даже на телегах. Я немедленно представил, как некий предприниматель запрягает лошадь, садится в повозку и, погоняя кобылку, мчится исполнять требование законодательства и отрабатывать новый тариф на вывоз ТКО согласно заключённому с «Эко Центр» контракту.
Накопление
Никому сегодня непонятно и то, где будет накапливаться мусор в этих самых труднодоступных территориях. Региональный оператор собирается строить специальные накопители, где отходы будут храниться до 11-ти месяцев. Айман Тюкина задала справедливый вопрос: как будут организованы эти пункты и предусмотрено ли водоотведение. Регоператор планирует строить некие хранилища под открытым небом с бетонной основой, которая, по замыслу авторов «проекта», не позволит отходам попадать в землю. А с водоотведением дело обстоит сложнее — о нём вообще не подумали. В головах присутствовавших немедленно возникла картина: огромные кучи мусора лежат под открытым небом, под снегом и дождями, всё это гниёт 11 месяцев в году, вода со всевозможными гадостями просачивается в землю и продолжает свой путь в реки… Страшновато. Но представитель «Эко Центра» заверил собравшихся, мол, 11 месяцев это максимальный срок, допустимый законодательством. Вывозить же будут как можно скорее. Мягко говоря, не вселил надежду на экологическую безопасность таких объектов…
О тарифе
Каков будет тариф, представители министерства пояснить не смогли. Но мы помним, как губернатор Архангельской области Игорь Орлов озвучивал предварительную заявку «Эко Центра» — 200-280 рублей с человека и заверял: власти хотят тариф на уровне 100-150 рублей. Тариф должен быть утверждён в июне, чтобы с июля регоператор начал работу. Будет ли какое-то субсидирование для населения, поинтересовалась Айман Тюкина, ибо есть опасения, что людям тариф не понравится и люди могут возмутиться и устроить, понимаешь, социальный взрыв. А взрывы нам, тем более социальные, совсем ни к чему. Нет, ответили представители правительства региона, не предусмотрены субсидии. Но вопрос, подчеркнули, такой прорабатывается. Сразу стало как-то легче. Где-то там, в недрах правительства, о нас думают и работают. Но решений пока нет. Конкретики никакой. Но есть время. А значит, и надежда не умирает ещё, теплится в нас. А то тариф в 280 рублей с человека, как-то пока представляется негуманным. Так и хочется взорваться в ответ.
Снег для юрлиц
Не смогла ответить представитель министерства природных ресурсов Наталья Помазкина и на вопросы о том, как по новой схеме будут утилизироваться опасные ТКО. Например, Айман Тюкина интересовалась снегом, который собирается с улиц, хранится с нарушениями и содержит массу опасных соединений: соли, ГСМ и прочее. После снегосвалок, говорит Айман Тюкина, трава не растёт. О таких ТКО, похоже, у нас пока не задумывались.
Госпожа Помазкина на это ответила, что в территориальной схеме есть отходы от уборки, но сам снег не является отходом уборки улиц. И заявила, что данные отходы — это исключительно головная боль того юридического лица, у которого эти отходы образуются.
— Это будет зона действия регионального оператора? — спросила Айман Тюкина.
— …, — Помазкина отрицательно качнула головой.
— Тогда убирайте эти отходы из территориальной схемы, — потребовала Тюкина.
«И не морочьте людям мозги», — хотелось добавить мне.
Переработка
Важный вопрос, поднятый на рабочем совещании, — готовы ли предприятия области к переработке мусора. Оказывается, готовы. Но нужно время. В основном для того, чтобы изучить ситуацию, понять о каких объёмах может идти речь. Например, одно из котласских предприятий сегодня занимается обработкой мусора. По словам руководителя Олега Вантуха, компания собирает макулатуру, стекло и т.д… Всё это обрабатывается, сортируется и отправляется на фабрики России, которые занимаются глубокой переработкой. Сам Вантух также готов заниматься глубокой переработкой, но для этого нужен мониторинг.
«Мы готовы заняться переработкой. Планируем на первом этапе накапливать макулатуру, плёнку, пластик и стекло. Эти виды вторсырья сейчас востребованы. В дальнейшем мы открываем предприятие с линией сортировки. А позже выходим на переработку. Но нужен мониторинг, на который уйдёт около 2-3 лет. Это нужно для того, чтобы мы понимали, с какими объёмами можно работать. Под какие объёмы закупать оборудование и что можно будет производить», — рассказал Олег Вантух.
Есть идеи у предприятия и относительно стимуляции населения к раздельному сбору. На центральных улицах Котласа и Коряжмы будут установлены пункты приёма вторсырья, где обменять килограммы выше озвученных отходов можно будет на реальные деньги. То есть компания собирает отходы, платит за них населению, затем перерабатывает и производит новый продукт. Это могут быть пластиковые трубы, мебель, тротуарная плитка и многое-многое другое.
Примечательно, что учредитель компании находится в Архангельске и имеет такое же небольшое производство. И тоже готов расширяться и выходить уже на глубокую переработку отходов.
«Но сегодня объёмы небольшие. Сильной активности нет. Говорят о раздельном сборе мусора много, но реально картина не меняется. Мы работаем фактически без прибыли, надеясь на перспективу. Но если не будет сырья, мы не сможем работать», — заявил предприниматель Руслан Каландаров.
— Готовы ли вы сами инвестировать в глубокую переработку? — спросила Тюкина.
— Готовы, — ответили предприниматели.
Живой документ без Шиеса
Отвечая на неудобные вопросы, Помазкина оговорилась, что территориальная схема — это живой документ, который будет корректироваться вместе с новой информацией и меняющейся ситуацией. Судя по всему, и глобальная свалка в Шиесе будет внесена в территориальную схему позже, когда, как надеются власти, улягутся страсти. Сегодня, по словам Помазкиной, Шиес не внесли, ибо нет никаких на то оснований. Например, нет соответствующего договора между Архангельской областью и правительством Москвы. Договора нет, но инвестиционный проект признан приоритетным. Договора нет, но строительство на станции ведётся. Договора нет, но представители ООО «Технопарк» неустанно курсируют по области, пытаясь уговорить население на согласование проекта.
По размещению мусоросжигательных установок и заводов в Архангельской области тоже нет никаких договоров, неизвестны модели предлагаемых МСЗ. Нет презентаций и инвестиционных проектов. Но в территориальной схеме они есть. Правда, их в правительстве региона называют мусороперерабатывающими заводами. Кстати, Совет по правам человека при президенте РФ уже сделал властям замечание: нельзя подменять понятия и называть мусорные полигоны «экотехнопарками». Как нельзя превращать на бумаге губительные МСЗ в прогрессивные МПЗ.
Замечания
ОНФ направил свои замечания и предложения по территориальной схеме. В частности:
- не учтены замечания многих общественных движений и специализированных организаций, работающих в сфере обращения с отходами.
- схема разработана без учёта нормативов накопления ТКО, которые планируется утвердить только в мае.
- информация о количестве образующихся отходов не соответствует действительности.
- схема движения потоков отходов не учитывает транспортную доступность, наличие переправ и грузоподъёмность мостов, а также периоды ледохода.
- потребность в мусоровозах занижена.
- в терсхеме не предусмотрены механизмы обращения с отходами IV-V классов опасности, запрещённых к размещению на полигонах ТКО.