Объединив потенциалы Архангельской области и НАО – выиграем в Арктике – Северные Новости

16+

Объединив потенциалы Архангельской области и НАО – выиграем в Арктике

Объединив потенциалы Архангельской области и НАО – выиграем в Арктике

Об этом сказал вчера врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский на встрече с журналистами печатных и интернет СМИ.

Обоюдный процесс «прощупывания»

На встрече, честно говоря, ничего сенсационного не ожидали. Неоткуда пока. Да, полтора месяца в кресле главы Поморья. И, если бы не коронавирус, то впечатление от отданного в руки хозяйства у Александра Витальевича уже было бы. А мы бы уже могли понять, в хорошие ли руки отдали на этот раз нашу незаслуженно многострадальную область.

Но коронавирус не дал врио лично познакомиться хотя бы с частью огромной территории и встретиться с местным населением. Поэтому говорили, в основном, о видении перспектив, о принципиальных подходах к решению тех или иных проблем, понимании структуры объединения области с НАО, проблемах муниципальной власти. А по большому счету, шел обоюдный процесс «прощупывания».

В результате Цыбульский получил свое представление о местной четвертой власти. У журналистов сложился набросок к портрету врио. У каждого вариант эксклюзивный.

Заседания правительства будут транслировать

Мои первые штрихи – слегка скован, не считает свое суждение истиной в последней инстанции, озвучивает только то, в чем уже разбирается и во что погрузился. Хотя, есть нюансы. На русском языке говорит довольно правильно, мысли доносит доступно.

Хотя, заметно, что существуют схемы, которые в голове сложились и укоренились. Но есть надежда, что коррективы внесёт. Образование предполагает аналитический склад ума.

Надо сказать, что отрицательных эмоций Александр Витальевич в первую встречу практически не вызвал. Но у нас большой опыт работы с губернаторами. И поговорку «Лиха беда – начало», никто не отменял.

Вчера Александр Цыбульский заявил об открытости, о том, что всегда готов отвечать на любые вопросы и запросы. И нет причин ему не верить. Но инсайд из НАО и жизненный опыт заставляют сомневаться. Журналисты из НАО довольно хорошо оценивают работу Цыбульского как губернатора, но о его доступности ходит только одна легенда – недоступен. И тут непонятно, сам ли не желал, свита ли не допускала? Склоняются к последнему.

Зато заседания правительства транслировались первое время в прямом эфире. И никаких тайн. Нам такие онлайн-заседания Александр Витальевич на вчерашней встрече тоже пообещал. И даже дал распоряжение: прямо с завтрашнего дня предоставлять все доклады с заседаний.Но ничего подобного пока не произошло. Подчиненные решили – со следующей недели.

Есть шанс – получить выгоду

Про НАО разговор заходил постоянно. Что понятно. И без вопроса про объединение, конечно, не обошлось. Цыбульский попытался изложить позицию.

— Я приехал в НАО три года назад — вопросы объединения были первыми, которые мне задали. И я честно говорил, что таких целей перед собой не ставлю. Сегодня, как мне кажется, есть исторический шанс этот подход изменить.

Жизнь порой меняется так, что мнение любого из нас может поменяться кардинально. И не потому что мы не отвечаем за свои слова, или приходится поступаться жизненными принципами. Просто нужно очень быстро реагировать, чтобы в новых обстоятельствах не потеряться.

На мой взгляд, территориально-административное деление страны должно строиться, исходя из экономической целесообразности.Я не сторонник взгляда, что на территории какого-то субъекта существует отдельная от всей страны жизнь. Это неправильно. Есть экономически изменяющееся условия.

Сегодня, мне кажется, что мы больше бы выиграли от объединения.

Такого серьёзного подхода к развитию арктической зоны России, такой нацеленности никогда не было. Началось всё лет пять-шесть назад всего. И сегодня появился шанс экономически занять совершенно другую нишу, и тем самым получить дополнительную выгоду для людей, живущих на этих территориях. В любом случае, увеличится прибыль в бюджет от доходов, и это положительно скажется на каждом.

Пока эта дискуссия касается только каких-то макроэкономических вещей, но, если мы начнём об этом открыто говорить, может быть, в конце этой дискуссии придём к тому, что объединятьсяи не нужно.

Когда ко мне Юрий Бездудный с этой идеей обратился, я сказал, что нужно создать рабочую группу и туда включить всех. Провластные, оппозиционные — все должны иметь право высказаться.

Надежда на краю Гольфстрима

Проект железнодорожного сообщения с НАО, веткина Индигу, многими посвященными воспринимаетсякак нечто из области фантастики.В его реальность не верится. Но врио считает, что это никакая не сказка, хотя проект сложный.

— Проект очень давно существует, не реализован потому, что ни экономика, ни технологии были не готовы к его полноценной реализации.

Проект строительства глубоководного портаИндига, там, кстати, есть уже конкретный инвестор, на данном этапе не привязывается к строительству железной дороги. Но понятно, что в перспективе, если этот порт появится, железная дорога будет построена.

У НАО всегда была конкуренция с Архангельской областью в части Белкомура и порта Индига. Каждый хотел бы для себя в экономике получить точку роста.

Архангельск обладает более серьёзной грузовой базой. Но большая часть грузов отгружается на Питер, и налогооблагаемая база остаётся не в нашем регионе. И порт Архангельск, к сожалению, не сможет никогда принимать большие суда. Грузоподъёмностью 50 тысяч тонн, основные для перевозки по Северному морскому пути.

Глубины не позволяют. И никогда не позволят. Даже технологически это сделать сложно. А Индига — это последняя точка на карте, где можно построить незамерзающий порт. Там край Гольфстрима, и ледовая обстановка позволяет использовать суда самого минимального ледового класса.

В рамках проекта, который сейчас строит инвестор, минимальная глубина будет 25 метров. То есть, можно принимать суда любого класса.

Проблема в том, что там всегда не хватало рабочей силы, и не было железной дороги. Сейчас мы посмотрели, есть вариант — сделать железную дорогу от Карпогор, которая получается короче.

И она может забрать большую часть груза, которая сегодня уходит через Питер. И мы сможем активно развивать экономику СМП, получив выход через Индигу. Через Архангельск не получим.

А поставленная президентом на первом этапе задача — 80 миллионов тонн в год по Северному морскому пути — не решится одним только портом Мурманск.

Сегодня Киргизия стоит на пороге принятия решения о строительстве железной дороги, чтобы китайские грузы провозить через себя и выводить уже на север.

У нас уже появляются кемеровские грузы, их не очень много, до 5 миллионов тонн, но мы можем взять часть китайских грузов, которые сегодня заинтересованы перевозить через нас.

Мы можем взять на себя Казахстан. Это согласовано. Договорённости на высшем уровне. Транзит порядка 30-40 миллионов тонн угля. Это фактически те деньги, которые уходят, и мы не можем их пока через себя пропускать.

По сути, мы могли бы сделать транспортный коридор «Азия — Северный морской путь». Мы просчитывали потенциал, в пике реализации проекта, от 200 миллионов тонн.

Очень перспективный проект, более того, при совмещении регионов.

Мы можем не хуже и дешевле

Больная тема — регистрация компаний вне региона, где они работают и получают прибыль, что крадет из бюджета немалый налог, в разговоре с врио тоже возникла. Свое видение выхода из проблемы у него есть. Получится ли выбраться, пока непонятно.

— Я бы вообще настаивал, чтобы все, кто зарегистрировал свои предприятия где-то, а работает в регионе, возвращались к нам. Задача власти создать такие условия, чтобы работа для бизнеса здесь была прибыльной. И тут я готов с каждым инвестором работать.

Очень плохо, что даже часть областных компаний перерегистрирована не у нас. Разговаривал и с нашим траловым флотом, и с рыбаками, даже с ненецкими рыбаками, которые тоже в Мурманск ушли. Для них это выгодно. Понятно, сегодня Мурманск может предоставить комплекс услуг, которые им кажутся выгодными.

Считаю, что мы обслуживание можем делать не хуже, чем в Мурманске, а по деньгам — постараемся дешевле.

У каждого из них есть своя мотивация, почему они уходят. Но даже по части региональных налогов мы можем принимать решения, которые для них в инвестиционном плане будут выгодными, а в конечном счёте, будут выгодными региону.

В любом случае, налоговые льготы, которые мы могли бы предоставить, способны компании привлечь. Есть много разных инструментов, которые нам позволяют это сделать.

Я всегда выступал за то, что нужно пытаться привлечь бизнес. Договариваешься на 10 лет, и десять лет он участвует в проекте по понятному инвестиционному соглашению. Мы вам даем льготы — вы запускаете бизнес, создаёте рабочие места, создаёте нам соответствующую добавленную стоимость на территории, и после начинаете работать в соответствии с законами Российской Федерации. Это честно, прозрачно, и так должно быть.

Что касается офисов крупных компаний, то они всегда будут находиться в столице и в крупных мегаполисах. Им так удобнее. Но мы можем убедить их региональные офисы регистрировать в Архангельской области.

Больше готовой продукции, а не лес валить

Видение экономического развития области пока туманно. Что объяснимо. Нет личного глубокого знакомства. Надеюсь, что после погружения взгляд на перспективы изменится. А пока вот такой:

— Что касается экономики Архангельской области, здесь уровень промышленного развития, промышленной компетенции, несомненно, очень высок. В отличие от Ненецкого округа, где, основная направленность и основные усилия — в плоскости нефтедобычи.

Здесь, несомненно, надо поддерживать и развивать более глубокую переработку, например, в части лесопереработки. То есть, больше производить готовой продукции, а не лес валить.

И стоит понимать, что к этому надо относиться аккуратно. Потому что лесопереработка — не только экономический ресурс, но и экологический. И не поэтому что слово «экология» модное, с политической точки зрения, а потому, что лес — это действительно важный ресурс, к которому нужно относиться бережно. И восстановление леса в любых проектах должно быть на первом плане.

Есть огромный потенциал, связанный с военно-промышленным комплексом.Малый и средний бизнес — очень серьёзное направление, как бы ни говорили. В последнее время, увы, потерь очень много. Но это действительно, драйвер экономики, который надо развивать. И Архангельская область позволяет это делать. Малый и средний бизнес, даже в большей степени малый, будут в ближайшем будущем, с учётом экономического уклада, создавать максимальное количество рабочих мест.

И нам надо наладить такую систему поддержки малого и среднего бизнеса, предпринимательства, чтобы заниматься бизнесом здесь было выгодно, и, главное, чтобы люди могли зарабатывать на этом деньги.

Перспективы связаны и с большим проектом, о котором я говорил, потому что во главе повестки на ближайшее десятилетие станет Северный морской путь. СМП даёт, наверное, самую большую мультипликацию всех отраслей. Это и компетенции по логистике, и по обеспечению безопасности СМП, и стратегические вопросы, связанные с изучением безопасности страны, что тоже даёт рабочие места, и налоговые отчисления, и всё остальное.

Конкуренция за этот ресурс будет очень высокой. И её сейчас очень важно не проиграть, не остаться в хвосте тех, кто будет входить в проект.

СМП во многом изменит направленность мировой экономики. Он уже входит в различные инвестпрограммы. Например, строительства ледокольного флота.

Сегодня вся логистика мировой экономики строится на том, что товары идут с севера на юг и дальше расходятся через сеть железных дорог. Но те усилия, которые сегодня прилагаются, сделают СМП транспортной артерией, через которую будет переваливаться огромное количество грузов.

А далее — развитие сопутствующих экономик, производств и компетенций будет расположено как раз вдоль Северного морского пути. И я считаю, что СМП должен быть учтен во всех проектах.

Я совершенно согласен, что сегодня Архангельск арктическую повестку проигрывает. Но не потому что плохие власти, или кто-то неправильное решение принимал. Архангельская область сегодня не конкурент на Северном морском пути по объективным причинам. И НАО не конкурент из-за малочисленности населения, отсутствия логистики, инфраструктуры.

Но если потенциалы Архангельской области и НАО совместить, я думаю, мы получаем возможность выиграть конкуренцию в Арктике.

На карте машины есть, на самом деле никто не убирает

Поговорили и про Архангельск. Про уровень комфортной жизни в областном центре. Врио был аккуратен в оценках, но скрываемая эмоция возмущения проблескивала.

— Мне кажется, что Архангельск заслуживает несколько иного состояния, чем сейчас. Город с такой историей на карте России. Честно говоря, несколько…«подзапущенный». Ведь окружение определяет сознание. Если ты будешь жить в обстановке грязных, замусоренных улиц и разбитых дорог, то и в голову будет лезть примерно то же самое.А если приведем город в порядок, то и люди будут жить по-другому.

Мы с мэром ездили по городу. Мне рассказали, что на уборочные машины установлены датчики, и на какой-то интерактивной карте они есть. Приезжаем, смотрим на карту, раз машина, два машина, три машина, а на самом деле никого нет. Никто не убирает.

Мы сейчас направили туда специалистов, которые установили новые датчики ГЛОНАСС на все машины. Все выведены на карту, и эта онлайн-карта есть у меня, в мэрии. И мы теперь точно знаем, где эти машины ездят.

Но я скажу, что очень многим надо руководить. Часть мусора в центре убрали, но шаг влево — шаг вправо, и ты наступаешь в помойку.

Очень большие проблемы, и с уборкой, и с вывозом мусора в Архангельске.

О возвращении выборности мэров высказался неоднозначно:

— Не уверен, что выборность улучшит качество управления. Но дать возможность выбирать, дать политическую разрядку, может быть, и стоит. В любом из существующих вариантов есть плюсы и минусы. Принципиальной позиции у меня нет. Было полно бездарных выборных мэров. Как полно безалаберных и среди тех, кто выбран комиссией. А возможностей заставить мэра убирать улицы у меня, как у губернатора, будет значительно ниже, если эта должность станет выборной.

Конструктивная критика — это подарок Бога

Первые впечатления об отношении жителей и власти Архангельской области у Александра Витальевича уже сложились, несмотря на крохотный опыт общения с местным населением.

— Здесь существует недоверие между органами власти и всеми остальными. Может, для этого есть объективные причины, может, субъективные, но если это война, то в ней проигрывают обе стороны.

Мне кажется, что, объединившись в нормальном прозрачном диалоге, можно и бизнес вернуть обратно, и друг с другом договориться, учитывая интересы всех. Чтобы и поморов с ненцами уважать, и русских не забывать. Это же просто, когда люди садятся и разговаривают. И договариваются.

Критиковать очень легко. Негатив же всегда проще писать. Во-первых, люди хотят его услышать, его можно вкусно продать. Но из негатива перевести в позитив довольно сложно. А вот из позитива в негатив всегда перевести очень легко. Это правда.

Я всегда считал, что конструктивная критика — это подарок Бога. Всегда слушаю, читаю комментарии, правда времени уже не хватает. Работы в Архангельской области побольше, чем в НАО, но тем не менее. По многим сообщениям, которые присылают люди, я даю поручения.

И правда, только вчера журналисты рассказали о ситуации, когда из-за коронавируса жительница области два месяца не может попасть на важную консультацию в онкологическую клинику, куда была направлена с опасным подозрением, а сегодня ей уже позвонили. И проблема решилась.

Я открыт, мне так удобно работать

— Социальные сети для меня, в том числе, являются инструментом управления, — заявилЦыбульский. — Это самая короткая связь с людьми. Я узнаю многие вещи, о которых мне мои коллеги никогда бы не рассказали.

Вот поехали смотреть на ремонт дорожного покрытия, показывают прекрасные дороги. А теперь, говорю, давайте поедем по тем адресам, которые мне прислали люди. Поехали в Маймаксу, туда, сюда… И всё. Там начали работать. Неплохое дело сделали.

Я открыт, мне так было бы удобно работать.Но критика всегда должна быть направлена на созидание, на конструктив.

То ли в сапогах окажется, то ли обдерет

В процессе разговора сложилось впечатление, что мы для врио пока, как кот в мешке. То ли в сапогах окажется, то ли обдерёт.

Но мы Александра Цыбульского услышали. Многое показалось разумным, что-то вызвало недоумение. Про открытость приняли к сведению. При такой загрузке будет сложно общаться напрямую, но было бы отлично. И журналисты бы помогли. Ведь, в основном, именно нам жалуется народ.

Надеюсь, и Александр Витальевич услышал нас. Пришлось разъяснить, что народ у нас хоть и суров, и без пиетета к власти, но к конструктивному диалогу всегда готов. Лишь бы власть в монолог не срывалась.

А там… поживем – увидим.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: