Онежский «гордиев» узел: развязки не предвидится – Северные Новости

16+

Онежский «гордиев» узел: развязки не предвидится

Онежский «гордиев» узел: развязки не предвидится

В понедельник, 10 февраля, «Северные новости» опубликовали статью «Онежский «гордиев» узел ждёт своего Македонского». В ней мы начали разговор о проблемах развития Онежского района.

Почти сразу редакция получила несколько откликов от жителей Онеги и Онежского района. Два из них, с некоторыми купюрами, мы предлагаем вашему вниманию.

Людмила Сергеевна П., жительница Онеги:

Ехала на реабилитацию, попала в реанимацию

— Дорога на Онегу ужасная. Ужасная. Правда, зимой, если очень рано выехать, да при хорошей погоде, да если ещё пробки у моста нет, то за три часа можно доехать. Но как весна — осень, то это нечто!

И по такой дороге едут в Архангельск наши будущие мамочки, больные люди едут. Недавно совсем был случай, я лично о нём знаю. Осенью женщина ехала на реабилитацию, после инфаркта, и пока доехала до Архангельска… Короче, в Архангельске она попала в реанимацию. Получила второй инфаркт. Лежала в больнице. И это только один из примеров.

Фото Сергей Кушников

Люди недовольны. Выручит ли, нет железнодорожный автобус, который нам обещают к осени запустить. Не знаю, насколько он эффективен на северодвинской дороге. Что-то я читала о нём не очень лестные  отзывы.

Губернатор Онегу не любит

Такое впечатление, что наша дорога никому не нужна. Губернатор к нам после проколов не ездит. Видно не забыл. Онегу он не любит, и об этом онежане знают. Он же об этой дороге прямо сказал, что асфальта не будет, а будет опять только ремонт гравийной грунтовки. А без асфальта туристы к нам не поедут, хотя, казалось бы, близко и места прекрасные. У нас ведь и озёра, и море, и река… Побережье чудной красоты.

Остров Кий. Фото photosight.ru

И что ж получается? Дорогу на Нёноксу строят, хотя там в десять раз меньше жителей, чем в Онеге. А нам по пять, по шесть, а то и по восемь часов приходится тратить на дорогу в 200 километров. Наши местные предприниматели пытаются что-то делать, чем-то заниматься. А вот, чтобы какой инвестор сторонний пришёл и деньги начал вкладывать, о таком не слышала.

Всё развалили, мы — придатки

Той Онеги, которая была раньше, больше нет. В этом году у Онеги юбилей. Двадцать лет назад, у нас был такой праздник, коллеги до сих пор вспоминают. Столько гостей! Сто с лишним человек мы возили на Кий-остров. Потому что спонсоры были хорошие, работали заводы, морской порт действовал.

А сейчас всё развалили. Только ЛДК — два завода, и «Онегалес». Завод ЖБИ — был. Асфальтовый завод — был. Морской порт — был… Всё из Онеги выведено. В районе нет своего отделения Пенсионного фонда, мы — придаток Северодвинска. У нас нет налоговой — придаток Плесецка. И так далее. По любому вопросу, если нельзя дистанционно его решить, нужно ехать в Северодвинск или Плесецк.

Такая красота кругом, а мы с дорогой маемся. Даже родственники к нам из Архангельска на своей машине ехать не хотят, машину жаль. Туристы тоже многие не едут из-за того, что дорога изматывающая.


Геннадий Борисович К., житель посёлка Малошуйка:

Врать начинают с онежской администрации

— Единственный транспорт, который есть за рекой — железная дорога. На Онегу плюют, можно сказать, ни денег, ничего не выделяют. Я живу в Малошуйке. Её иначе как «медвежий угол» и не называли никогда. Люди у нас живут, работают, но многие покидают посёлок, в том-то и дело. Последние годы особенно.

Проблема с садиком у нас уже лет двадцать тянется. Не хватает мест. Садик на 75 мест всего. Посещают 100 человек. А на очереди было где-то 130. Я в газетах видал ещё три года назад, что отчитывается губернатор, мол, всё, дети старше трёх лет у нас садами обеспечены. Есть у меня эти вырезки. Врут. И врать начинают с районной администрации. Они группы сделали краткосрочные, берут на два-четыре часа в день ребёнка и дают родителям бумагу, что садиком обеспечен. Вот такой дурдом. Родителям ни на работу, никуда не уйти.

Делается всё для галочки. А губернатору рапортуют, что всё у нас нормально. Очковтирательство это раньше называлось.

Глава района, ни пришей, ни пристегни. Сколько он есть, столько нам и тормозит всё. Гришин такой есть. Он с людьми даже не общается, вообще никак. Только сливки снимает. Как будто во всём его заслуга. А на самом деле — ничего не делает.

Раньше главы хоть с отчётом приезжали, люди ведь хотят главу района видеть, а не его подчинённых, которые за свои слова не отвечают.

Когда море замёрзнет, едем по морю

Про дорогу и не говорю, но даже зимника, как такового, у нас нету. Когда море замёрзнет, по льду едем. Ну, какой это зимник. Лет пятнадцать назад, взяли, организовали вдоль моря зимник, по болотам. Мужики сами на триколах (трёхколёсные мотоциклы — прим. ред.) проминают. Когда подмёрзнет, трактором маленько разровняют, накидают чего-нибудь, шпал старых, горбыля, чтобы в болото не проваливалось. Через ручьи мостики сделали, тоже сами.

За водой к проруби. Онежский район. Фото Любовь Сусева.

Никто не помог, ни деньгами, ни техникой. Денег на неё не отпускается, потому как несуществующая дорога. Хотя на карте есть. Так и ездим.

Переправу открыли на один день — на выборы Путина

Онега стоит, но лёд ещё тонкий. По областному телевидению три дня назад, сообщили, Гришин им так сказал, что к субботе переправа будет пешеходная. Люди уже неделю ходят, на свой риск. А к четвергу, мол, будет автомобильная открыта. А как она будет открыта, если толщина льда 20 сантиметров, а на улице ноль — плюс два. Дождь. Опять враньё чистой воды. Если неделю дожди, так какая переправа?! Хоть бы к марту сделали.

Онега-река. 12 февраля. Фото Антонина Шаркова.

Было же такое, когда Путина избирали, в 2012 году, открыли переправу на один день, на день выборов. Избирательная комиссия за реку съездила, и всё, в понедельник её закрыли. Такая зима была тёплая. А в этом, если 28 января река только встала? Побила Онега все рекорды.

Дороги делаем народным способом

По дорогам на Левобережье сложно. Старые лесовозные дороги не содержат. Можно же было бы и в Ворзогоры, и в Поньгу и дальше на Нименьгу. Где была хоть какая дорога, её можно сделать. А с Нименьги до Малошуйки дорогу мы сделали. Тоже народным способом. Никто ничем не помогал. Там даже зимника не было. Сделали, теперь её район взял на обслуживание.

Устройство деревянного тротуара в Малошуйке «народным способом».

Дороги в сторону Золотухи, в Карелию, тоже не было. Только лесовозная в том направлении. Потом сами сделали перемычку. Теперь и её на обслуживание тоже взяли. Маленько хоть стали делать.

На Пурнему лесовозная дорога, как была, так и осталась. Никто её не чистит, не ремонтирует. Лес весь вывезли оттуда, и закрыли все леспромхозы. Только в Нименьге ещё работает. А люди в посёлках остались, живут. Рабочие-то переехали в Нименьгу, а кто-то разбежался.

Население, конечно, сильно упало. Только те, кто на железной дороге, работают, путейцы да ремонтники.

Колбасный поезд в 21 веке

Больница в Малощуйке только числится. Есть главврач, должность такая. Вместо терапевта фельдшер приём ведёт. Шесть врачей раньше было. Хорошо, зубной кабинет есть, два стоматолога там работают. Но очередь большая, приезжают со всего Левобережья.

Хорошо хоть каждый день поезд ходит, «Онега — Малошуйка». Раньше не было. Добились. Поезд идёт два с небольшим часа. Остановки — везде. Нам приходится в четыре утра вставать, чтобы билеты купить, а из деревень людям ещё раньше надо, чтобы добраться. Поезд идёт в шестом часу, а в Онегу приходит к восьми.

Ходят три вагона, и очередь за билетами. У нас такие цены сумасшедшие, что люди за продуктами, за покупками в Онегу едут. Дешевле выходит. У нас цены процентов на 30 выше, чем в Онеге, а на сорок, чем в Архангельске. А как дорога станет, переправу откроют, так на машине едем, закупаемся бензином, продуктами затариваемся.


Какие старые слова…

Ещё один, правда, косвенный отклик прилетел к нам от губернатора Орлова. Нет, Игорь Анатольевич в «СН» не звонил, на встречу не звал. Зато он на следующий день после выхода статьи встретился с главой Онежского района Иваном Гришиным. А, может, совпало, кто знает.

И два первых лица обсудили реализацию на территории Онежского района нацпроектов. О чём они там говорили, в подробностях нам неизвестно, есть только сообщение пресс-службы. А из него, как из пальца, много не высосешь.

Но, главное сегодня в работе чиновников — сказать правильные слова. И они были сказаны.

— Реализация нацпроектов, важнейших посылов Президента, обозначенных им в Послании Федеральному Собранию, требует максимальной вовлеченности глав муниципалитетов. Также важно синхронизировать эту работу с выполнением регионом задач местного уровня, — сказал губернатор. И не возразишь ведь. Каждое слово — в цель!

И добавил:

— Кроме того, целый ряд инициатив Президента требует проведения разъяснительной работы с людьми, чтобы не допустить передёргиваний и искажения смысла.

Ну, тут можно, конечно, было бы придраться, мол, а что, другие «ряды инициатив» Владимира Владимировича разъяснительной работы с людьми не требуют? Но не будем. В принципе-то тоже правильные слова Игорь Орлов произнёс. Другое дело, что за этими словами стоит. Или не стоит.

Маткапитал как стимул остаться

Не менее верную ответную речь держал и онежский глава Иван Гришин. Оказывается, главная цель всей работы, которая проводится на территории района, — улучшение качества жизни каждого человека. И жители уже могут осязать эффект. Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» позволил привести в порядок 27 дворов и 15 общественных территорий. За три года. К ним в этом году добавятся ещё пять дворовых и шесть общественных территорий.

Заявлен и прорыв по переселению граждан из аварийного жилья. 28000 квадратных метров должно быть расселено. Нет, не в этом году. К 2025-му. При этом ни словом не обмолвился глава, а что будет достигнуто в результате? Не останется нуждающихся в переселении?

Восемь семей из сгоревшего в 2013 году дома в селе Порог за пять лет так и не получили обещанного жилья. Ими заниматься недосуг. Не до них. Нет, нельзя сказать, что ничего не сделано. За пять лет посчитаны квадратные метры сгоревших квартир. Определён оптимальный вариант, требующий минимальных финансовых и временных затрат. Решено, что квартиры можно приобрести на вторичном рынке. И посчитана необходимая сумма — 12 миллионов 696 тысяч рублей. Районной администрации для этого потребовалось, повторяю, ПЯТЬ лет. А предложение о внесении этой суммы в бюджет области на 2020 и на период 2021, 2022 годов ещё только обещают подготовить.

Вот тут как-то начинаешь поневоле скептически относиться к бодрому рапорту Ивана Гришина.

Но что самое, самое-то важное! «Стимулом для того, чтобы оставаться жить и работать на своей малой родине, для жителей районов являются и те меры поддержки, которые озвучил в своем Послании Президент Владимир Путин. В частности, увеличение суммы материнского капитала до 616 617 рублей, выплата многодетным семьям в размере 450 000 рублей на погашение ипотечного кредита». Конец цитаты. То есть, ко всем стараниям, которые прилагают Орлов с Гришиным, чтобы людям жить и работать в Онежском районе, ещё и меры поддержки от президента! Куда же вы уезжаете, глупые?!

Жители Онеги не нарадуются. Или как?

На сайте же районной администрации информацию о встрече губернатора с главой немного дополнили. Оказывается, что навигацию в этом году «в буквальном смысле спас» проведённый вовремя капитальный ремонт теплохода «Капитан Митягин». А на отремонтированный мост через реку Нименьга жители просто не нарадуются! Чувствуете, каков настрой?

Ну, не без проблем, конечно, в районе — требуется ремонт ряда сложных участков дорог, мостов, нужно и новое судно ледового класса. Но не переживайте, люди, над решением этих вопросов идёт планомерная работа с региональным правительством.

Что-то не складывается, фальшивит какой-то инструмент в оркестре, вы не находите? Те, звонившие в редакцию люди, может, они из другого района? Или наговаривают на заботливую власть? Или людям при должностях, когда они бодро рапортуют о своих достижениях, надо всё-таки принимать во внимание, что мы не глухие, зрячие и действительность воспринимаем адекватно.

Фото вверху: Пурнема. Автор Максим Евдокимов.


Комментарий

Нужна пошаговая стратегия по онежской дороге

Эдуард Володенков, депутат Архангельского областного Собрания депутатов от Онежского и Приморского районов:

— Накануне сессии областного Собрания я направил в правительство Архангельской области восемь вопросов, касающихся проблем Онежского района. В частности, несколько вопросов касались транспортной доступности районного центра и Левобережья. В ответах правительство сообщает, что ремонт автодороги на Онегу в 2020 году всё-таки начнётся. Выделено 25 миллионов рублей на ремонт участка от Куртяево до Пикалёво. Хорошо должны отсыпать километров десять. Хоть что-то. Но это ремонт фрагментами. Буду теперь пробивать финансирование на 2021 год.

Понимание проблемы в областном правительстве есть, но оно какое-то слабое. Выделяются-то копейки. Хотя и 25 миллионов — сумма, какой я не помню, чтобы она направлялась на ремонт онежской дороги. Чуть тронулись, но победа небольшая. Хоть немного, но проезд онежан до областного центра улучшится.

Несомненно, что трассу надо асфальтировать. Какие-то средства область планирует выделить в рамках нацпроекта, только в 2024-25 году. Но и их будет недостаточно. Те участки, которые фрагментарно ремонтируют сейчас, за четыре года снова придут в упадок.

Также в необозримом будущем решение о наведении понтонного моста через реку Онега, что позволило бы создать устойчивое автомобильное сообщение с Левобережьем.

Радует, что удалось сдвинуть с мёртвой точки переговоры о возобновлении железнодорожного сообщения «Архангельск — Онега». Есть надежда, что к осени этого года РЖД запустит прямой поезд, благодаря тому, что в положение о субсидировании пригородных сообщений внесено изменение о включении в него расстояний свыше 200 километров.

В то же время, хочу заметить, что приоритетный национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направлен на создание сети региональных дорог, которые должны способствовать развитию территорий, созданию новых точек роста. То, что Онежский район ежегодно отодвигают в очереди на финансирование по этому нацпроекту, никак не отвечает потребностям его развития.

Тридцать тысяч жителей Онежского района сегодня практически лишены и перспектив развития, и транспортной, и сервисной доступности. Мало того, за четыре года отток населения, причём самого активного и трудоспособного, из района несомненно увеличится. А заявленная «Территория опережающего развития», так и останется заявлением. Никакой инвестор не будет вкладывать деньги в труднодоступную территорию, полагаясь только на слова и обещания, что в будущем всё будет.

Дорога для Онеги — это всё. И у правительства должно быть чёткое представление, пошаговая стратегия приведения её в нормативное состояние.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: