Онежский «гордиев» узел ждет своего Македонского
На январской пресс-конференции губернатор Архангельской области Игорь Орлов отвечал на вопрос ИА «Северные новости» о ненормативном состоянии дороги на Онегу. Отвечал долго. Но конкретики в его ответе было мало. Вот мы и решили попробовать разобраться в Онежском транспортном узле. А заодно спросить у онежан, что они думают об отношении областной власти к району.
Потенциал есть, перспектив не видно
В этом году у Онеги дата — 240 лет, как она получила от Екатерины Великой статус города. Расположенный на северо-западе Архангельской области Онежский район имеет хороший потенциал и возможности для экономического развития. Население города — почти 20 тысяч человек. Площадь территории — 23,74 тыс. кв. км, численность населения — 38,2 тысяч человек. Есть и ещё одно городское поселение — посёлок Малошуйка.
Ранее в городе действовал гидролизный завод. В 2016 году на его базе запущен завод по производству биотоплива из отходов лесопереработки.
Город связан автодорогой с Северодвинском. Действует автобусное сообщение с Северодвинском и Архангельском. Автобусные маршруты связывают Онегу также с рядом населённых пунктов района. Есть и внутригородские автобусные маршруты.
«Основу экономики составляет лесопромышленный комплекс. Имеются перспективы развития промышленности стройматериалов, создания глубоководного морского порта. В сельском хозяйстве представлено производство молока и мяса, а также выращивание картофеля. Перспективное направление — развитие туризма, в том числе зимнего и экологического. В 15 км от г. Онеги расположена жемчужина Белого моря – остров Кий». Так на сайте Онежской администрации сказано.
Теперь с трибуны спускаемся.
Санитарная авиация и вертолёты бизнесменов
Онега с 2014 года включена в список моногородов. Потому как единственным градообразующим предприятием остался ЛДК. Пароходы в Онежском морском порту, который в 1980 году принимал и отправлял более 300 судов, сегодня редкие гости. Железнодорожная станция раз в день провожает и встречает поезд «Онега — Малошуйка». Аэропорт Онега принимает только санитарную авиацию да, говорят, вертолёты бизнесменов. В 13 км от города есть ещё один аэродром, военный, Ватега, с длиной посадочной полосы 3 км. Он заброшен.
Об отношении власти к производителям мяса и молока в Онежском районе «Северные новости» уже писали. Яркий тому пример — речь руководителя КФХ Ольги Зайцевой на круглом столе в Архангельском областном Собрании депутатов в марте прошлого года.
Развитие туризма, особенно зимнего, в Онежском районе перспективно, слов нет как. Особенно зимнего. Я бы даже сказал, исключительно зимнего. Хотя в тёплые лета отдохнуть тут можно лучше, чем в Прибалтике. И воздух до 30 прогревается. И вода в Белом море до 24-26 градусов в июле-августе. Песок. Сосны. Валуны. Остров Кий. Но увы. Все перспективы убивает на корню дорога.
С тех пор в Онегу Орлов ни ногой
Онежская дорога сидела как чирей в одном месте у всех губернаторов. Тракт изрыт ямами, как после ковровой бомбардировки. Прелести этого направления почувствовал не себе каждый, кто хоть однажды предпринял путешествие в Онегу. Мне тоже пришлось. Пробитое колесо и оторванная выхлопная труба маршрутки по дороге в Онегу. И дважды за три дня пробитое колесо внедорожника председателя колхоза, сопровождавшего нашу журналистскую группу. И только одна единственная зимняя командировка в Уну-Луду по зимнику прошла относительно «гладко».
Губернатор Орлов тоже не единожды испытал на себе прелести местной грунтовки. С тех пор в Онегу ни ногой.
Территория опережающего развития. Аквапарк. Развитие туризма и сельского хозяйства. Все эти периодически возникающие у губернатора лозунги в отношении Онежского района — прожекты чистой воды. Можно сколько угодно делать заявления и строить планы по развитию Онежского района, а если не будет нормальной дороги, все они бессмысленны.
Мы смогли в рамках тех ресурсов, которые нам предоставили в рамках проекта «Безопасные и качественные автодороги» разработать перспективный базовый план развития дорожной сети Архангельской области. Дорога на Онегу в этом плане есть. И она будет делаться. Другой вопрос, что на сегодня она в плане не стоит. У нас просто нет ресурсов, чтобы сделать её в асфальтовом покрытии.
Игорь Орлов, губернатор Архангельской области.
Из тупика выйдем лет через 15
Ресурсов на Онежскую дорогу нет. Есть ресурсы на Вельский, Устьянский, Каргопольский, Няндомский, Приморский районы… А Онега в этих списках до 2022 года, как минимум, в списках не значится.
Зато есть в далеко идущих планах архангельского правительства мечта, поучаствовать в федеральном проекте продолжения трассы М-8 через Онежский район, для выхода в Республику Карелия и дальше в Финляндию. А там — здравствуй, Европа! Только намечается это «мероприятие» ориентировочно на 2029 год.
Стратегия понятна. Экспансия гигантов ЛПК в южных районах области. Бизнесу нужны дороги и кратчайшие пути к рынкам сбыта. Дорога через Онегу сократит путь лесовозам на 800 километров. С одной стороны. С другой — Архангельская область выйдет «из тупика», станет транзитной, что благоприятно кажется на её экономике.
Так зачем сейчас области вкладываться в онежскую дорогу, если её потом передавать в федерацию, считают, наверно, в областном правительстве. А зачем сейчас область вбухивает сотни миллионов рублей в дорогу «Усть-Вага — Ядриха», если её тоже собираются передавать на баланс федеральных структур? Где логика? Разве что — эти деньги осваиваются здесь и сейчас, а те, возможно, пойдут только лет через десять. А где всё нынешнее областное правительство будет уже в сентябре… Науке об этом ничего не известно.
Пока доехала — слегла с инфарктом
Тут уж, вероятно, действуют другие, до нас не доведённые резоны. То ли личные отношения, то ли бизнес-интересы, то ли интересы бизнеса. Людей не извещают, видимо не считают нужным. Не до них. Надо макроэкономические показатели улучшать и по нацпроектам отчитываться.
Подумаешь, сократили родильное отделение в Онеге?! Ну, родился ребёнок с патологией после 7 часовой тряски в утробе матери по раздолбанной дороге. Частный случай. Ну, поехала женщина на обследование в областной центр с подозрением на сердечную недостаточность, а пока доехала — слегла с инфарктом. Тоже не показатель. В допуске статистической погрешности.
Сколько таких погрешностей ещё случится, пока архангельская власть будет выжидать, выгоду выкраивая?
Стройка детсада и не начиналась
Кстати о нацпроектах. Есть такой проект — «Демография». И по нему нужно строить детские сады, дабы не было очереди. Ещё несколько лет назад архангельский губернатор бодро заявлял, что очереди нуждающихся детей в возрасте от трёх лет в области больше нет. Все дети пристроены. И область, не щадя сил, выполняет вторую часть проекта, строит детсады, чтобы и дети до 3-х лет могли в сад ходить. А их родители — на работу.
И вот не срастается. В который раз.
Строительство детского сада в посёлке Малошуйка было запланировано уже лет пятнадцать как. Даже был назначен срок сдачи — сентябрь 2015 года. Потом его перенесли на 2017 год. Затем на 2019-й. Строительство детсада в Малошуйке вошло в нацпроект «Демография». Средства на него предусмотрены и выделены. И из федерального, и из областного бюджета.
В какой стадии находится строительство, спрошу я вас? И 99 процентов угадают с первого раза. Правильно, оно ещё даже не начиналось. В прошлом году потенциальный подрядчик уж было собрался на стройплощадку выходить, но оказалось, что проект ещё даже государственную экспертизу не прошёл. Не нужен Онежскому главе детсад в Малошуйке, выходит? И то, а зачем ему?
Не в пользу губернатора
По отчётам, которые район предоставляет в область, нуждающихся очередников в Малошуйке нет. Как рассказывают местные жители, есть в посёлке 130 детей дошкольного возраста. Есть сад на 75 мест, который посещают 80 ребят. А очереди нет. Как так? Всё сделано очень просто. Для пяти- шестилеток создана подготовительная группа при школе. Два раза в неделю по два часа дошколята ходят туда заниматься. А по отчётам им место в детском саду предоставлено.
Знает ли об этом губернатор, неизвестно. Но когда он говорит, что все дети старше трёх лет в области местами в детских садах обеспечены, он, либо лукавит, либо не владеет ситуацией. Но и в том, и в другом случае, это говорит не в его пользу.
Продолжение следует.
Фото вверху Валентин Кузьмин.