Пандемия испортила зрение, но позволила посещать лекции в одеяле | Северные Новости

Пандемия испортила зрение, но позволила посещать лекции в одеяле

Пандемия испортила зрение, но позволила посещать лекции в одеяле

Светлана Брюханова

В средине марта многие из нас ушли на дистанционную работу и обучение. Пандемия повлияла не только на экономику всех стран, но и на привычный уклад жизни. Родителям школьников, например, пришлось несладко, ведь на их плечи свалилась не только совершенно незнакомая им онлайн-работа, но и онлайн-домашние задания детей. И, если некоторые отрасли и бизнесы легко перешли на онлайн-платформы, то с образованием возникли проблемы.            

Репетиторы понизили цены

Обычно одиннадцатиклассники кроме учебы в школе еще и с репетиторами плотно занимаются. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ, ученики тратят немало сил, ведь от результатов зависит их дальнейшее поступление. Но в нынешней ситуации всё пошло по иному сценарию. Выпускники лишились возможности посещать школу.

И кажется, обучение особенно не изменилось. Всё так же получают знания от педагогов. А те всё так же проверяют уровень усвоенного материала. Только всё больше с помощью письменных работ.

Кто-то использовал для этого всеми известную социальную сеть ВКонтакте, кто-то занятия проводил в ZOOMе. Репетиторы тоже не пропали, лишь перешли на дистанционку. Специалисты даже цены понизили, так как это встреча не с глазу на глаз. Да и перебои с интернетом никто не отменял.

Средний ценник репетиторов у нас в области примерно 600 рублей за час занятий. Занимаются дети либо два раза в неделю, либо один. В месяц выходит 2400 рублей или 4800 рублей. Цены немаленькие. Пандемия уронила ценник до 400 рублей за час, что позволило сэкономить.

Нам интересно, повлияли ли изменения формата обучения на результат. Ответы на вопрос, естественно, решили искать у участников процесса: преподавателей, школьников, студентов? Ниже часть проведенного нами опроса.

Зато не надо выходить из дома

Алена, 18 лет:

— На самом деле, я давно думала о переходе на дистанционное обучение. Это экономит больше времени, и ты выполняешь работы в таком темпе, который тебе удобен, не приходится торопиться или наоборот задерживаться. Если не уроки в 8-9 утра, то и вставать легче. Как по мне, то от дистанционного обучения больше плюсов, чем минусов. А что касается репетиторов, то я к ним не ходила, так как не вижу особого смысла.

Егор, 17 лет:

— Дистанционное обучение имеет как плюсы, так и минусы. Больше свободного времени, но иногда материал усваивается хуже. У меня дома еще младшая сестра, которая постоянно мешала заниматься. Да и родители тоже не до конца понимали, что, к примеру, с 9 утра до часу дня я нахожусь в «школе», поэтому не надо в это время меня просить погулять с сестрой или сделать что-то по дому. То есть в этом самый главный минус. В школу ты пришел и сидишь положенное время на уроках, никто тебя не отвлекает.

Надежда, 17 лет:

—  Я ходила к двум репетиторам, по истории и по обществознанию. Ухудшились ли результаты? Не думаю, потому что мы за этот промежуток времени успеваем сделать всё, что нужно. Зато не надо выходить на улицу, ехать на автобусе. Ты просто включаешь компьютер и уже на занятиях! Но я и дома занимаюсь сама.

О результатах говорить еще рано, но думаю, что они зависят не от формы обучения, а от твоего желания и твоих знаний. Что касается школы, то тут для меня минус в недоступности учителей. Они хоть и отвечают, но не всегда быстро и не всегда вовремя. Хотя и их понять можно, все же сидели дома с семьей, а там другие обязанности и параллельные дела.

Елена Николаевна:

—  Для меня дистанционное обучение не подходит совсем. Мне нужен зрительный контакт с детьми. Но ладно бы это. Вы количество домашних заданий видели? И их все надо проверять онлайн, в школе были хотя бы тетрадки, которые читаешь спокойно, и глаза не болят. От сидения за компьютером я точно испортила зрение. Да и не у всех ребят хорошие камеры, а загружать всё это надо именно в виде фотографии или скана. Было бы лучше, если бы были иные платформы обучения, где печатаешь задание и отправляешь. Думаю, что это облегчило бы всем задачу, не только преподавателям.

Ирина Юрьевна:

—  Я своим ребятам облегчила работу. Не стала давать никаких стихов учить, а то пересматривать 15 видео… это же ужас. Письменные работы они мне скидывали в документах, если надо было что-то конспектировать, то присылали фотографии. Это несложно, но быстро устаешь от работы за компьютером. Сложнее всего, когда пытаешься объяснить ученику что-то по интернету. И это не видео-звонок, а переписка. Один поймет, другой нет. Вот и сидишь объясняешь одно и то же по нескольку раз…

Как мы видим, в дистанционном образовании в школе плюсов больше для учеников, учителям же приходится сложно, так как вся основная работа лежит на них — проверка письменных работ, просмотры отправленных видео, подготовка к занятиям, общение с учениками в нерабочее время. Если у школьников появилось больше свободного времени, то у учителей оно исчезло.

Учебный год все еще планируют начать 1 сентября

Выпускники в этом году начинают сдавать ЕГЭ в июле. Соответственно, прием документов должен быть перенесен. Как же происходит на самом деле? С этим вопросом мы отправились к ответственному секретарю приемной комиссии САФУ, Вячеславу  Паршину.

—  Вячеслав Павлович, прием документов каждый год начинается с 1 июня и заканчивается ближе к концу июля. А как в этом году?

—  Университет начал прием документов с 1 июня (сейчас в основном подают документы выпускники прошлых лет). Выпускники текущего года пока (без аттестата или диплома) могут подать предварительное заявление. Официальное заявление только после получения аттестата/диплома. Сроки завершения приема документов пока не определены.   

    

—  В условиях пандемии надо соблюдать режим самоизоляции, как тогда происходит подача документов?

—  Прием документов от поступающих в этом году электронный. Личный визит поступающих в приемную комиссию университета или отправка документов через оператора почтовой связи в этом году невозможны. На сайте университета есть личный кабинет абитуриента. Используя адрес электронной почты, абитуриент регистрируется в личном кабинете, самостоятельно заполняет все необходимые сведения, прикрепляет электронные образы необходимых документов.

После проверки всех сведений сотрудником приемной комиссии будет сформировано заявление и направлено по электронной почте абитуриенту. Заявление необходимо распечатать, подписать, создать его электронный образ и прикрепить в личном кабинете. Взаимодействие приемной комиссии университета и абитуриентов в этом году будет осуществляться посредством электронной почты и по телефонам. Вступительные испытания в этом году пройдут также с использованием дистанционных технологий и системы прокторинга.

Получается, что процедура поступления отличается от прошлогодней лишь сроками подачи документов, да дистанционной подачей. На результатах поступления это вряд ли скажется. Подать документы успеют все желающие. С возникшими вопросами можно обратиться с запросом в приемную комиссию. Министерство науки и высшего образования Российской федерации все ещё планирует начать обучение с 1 сентября.  

Семестр не завалили

Дистанционное обучение не обошло и студентов. Университеты хоть и не были полностью готовы на столь долгий онлайн режим, но с основной задачей справились. Учебный процесс шел на внутренних площадках университета и на других платформах: Sakai, Teams и Zoom. Некоторые подвисали из-за большого количества пользователей, некоторые работали быстро. Другие справлялись неплохо.

Письменной работы было много, но, в отличие от школьников, студенты отправляли свои проверочные печатным документом, а не фотографиями. Университетские занятия и лекции так же шли по расписанию, но в видеорежиме. При этом негативных отзывов от студентов было больше, чем от школьников.

Надежда, 22 года:

—  Домашней работы стало намного больше, это очень ощущается. Если раньше ты придешь с университета и успеваешь еще что-то из своих дел поделать, то тут я большую часть времени тратила на выполнение заданий. Самое сложное — совмещать такую образование с работой. Когда все перешло на дистанционную форму, учебный объем подскочил раза в три.

Но ладно объем, иногда попросту не можешь загрузить приложение, из-за проблем с интернетом. Недавно ждала мастеров три дня, они мне неделю не могли сказать причину того, почему мой провайдер не пускает меня на сайт университета…

Алина, 21 год:

—  Мне нравится дистанционное обучение, я раньше уехала домой, больше времени провожу с семьей. Но объем заданий стал ощутимо больше. Мне показалось веселым собираться в таком формате с одногруппниками, это что-то новое. Хотя… через две недели я сильно заскучала по университету, это какая-то особая атмосфера, которую ничем не заменишь.

Елена, 19 лет:

—  Лучше бы я ходила в университет, чем обучалась так. У некоторых преподавателей и вовсе нет возможности выходить на связь со студентами. Не просто написать сообщение, а именно устроить общий видео-звонок, поэтому мы получаем папку с лекциями, читаем их и затем выполняем задания. Очень сложно, потому что каждый преподаватель объясняет по-разному. Кто-то дает простые вещи сложно, а кто-то сможет сложные вещи донести простым языком. Так вот представьте, если простые вещи изложены сложным языком, и все это надо читать, а на все вопросы получаешь ответ — «Ищите в лекциях».

Объем работы у студентов значительно увеличился, что сказалось на успеваемости, на свободном времени и на общем настроении. Многие студенты скучают по своим друзьям, по атмосфере в университете, по парам с глазу на глаз. Если учесть среднее время, которое студенты раньше проводили в университете и тратили на выполнение домашнего задания, то выйдет примерно девять часов. Шесть — в университете и три часа выполнения заданий. Сейчас же студенты могли потратить девять часов только на выполнение заданий.       

Вся основная работа была перенесена на онлайн-платформы. Хорошо это или плохо? Мнения расходятся. Но надо отдать должное университетам, которые в короткий срок смогли сменить направление и, хотя бы, не завалить семестр.

Уже начата работа по актуализации дисциплин

О том, насколько готов наш университет к полному переходу на дистанционное образование в случае длительного ЧП, мы разузнали у проректора по образовательной деятельности — Людмилы Владимировны Морозовой.

— На 1 курсе у студентов в основном идут дисциплины, формирующие универсальные компетенции (так называемые soft skills). Они и раньше велись с применением дистанционных образовательных технологий: есть записи лекций, задания для самостоятельной работы, тесты, кейсы для творческих работ и прочее…

Уже начата работа по актуализации дисциплин старших курсов и размещению их в электронной образовательной среде университета. В течение лета она будет продолжена. Если 1 сентября начнется в дистанционной форме, то кабинеты для ведения этих дисциплин будут сформированы в максимально короткое время. Учебный процесс начнется вовремя.

Чрезвычайные ситуации могут быть настолько разными, что единый сценарий вряд ли поможет во всех случаях. Поэтому для конкретной ситуации разрабатывается конкретный сценарий. Университет – учреждение подведомственное министерству науки и высшего образования и действует в соответствии с теми нормативными актами, которые разрабатывает учредитель. Обычно это происходит при появлении проблемы, как и произошло в настоящее время.

Преподавателей самих надо учить

Но, даже при уверенности работников университета в исправности системы и готовности к дистанционному преподаванию, в дистанционной образовательной системе очень много проблем. Ситуация в городах более благосклонна к ученикам, так как есть и хороший интернет, и возможность доехать до самого университета, если что.

Стоит отметить, что студентам, которые не имеют своих компьютеров, предоставляется возможность посещения библиотеки, компьютерного зала. Надо только заранее сообщить о своем визите в библиотеку и приехать в нужное время. Но так ли это удобно? Не у каждого есть возможность приехать в Архангельск, особенно из отдаленных районов. Взять, например, Мезень, где очень ненадежный интернет, хоть и стоит раза в два больше, чем в городах.

Андрей, 21 год: 

—  Проблемы с интернетом постоянные, так как ростелекомовский у нас очень плохой. Благо, что интернет на телефоне нормальный, поэтому выхожу из ситуации тем, что раздаю с него интернет. Но это тоже не очень удобно, так как приходится садиться за учебу раньше остальных. Пока загрузит, отправит… На всё уходит больше времени, чем у остальных. Всё рассчитываю теперь с запасом.

Ситуация показывает, что университет готовится к возможным катаклизмам, все больше переходя на онлайн-платформы, так как ситуация с вирусом не становится более понятной. При возможном продлении или возобновлении режима самоизоляции, университет сможет обеспечить студентов и преподавателей необходимыми платформами для взаимодействия. Но остается проблема в оснащении студентов необходимой техникой, так как не каждый может позволить себе хорошую аппаратуру для учебы.

Что получаем в сухом остатке. В дистанционном образовании есть как плюсы, так и минусы.

По мнению студентов, плюсы — это удобное расписание дня, удобный формат преподавания.  Многие экономят время на том, что не приходится вскакивать рано утром, собираться и тратить полтора часа на дорогу туда-обратно. Приятно в ненастный день «посещать» пары прямиком из теплой постели.

Но и минусов немало — не все преподаватели готовы объяснять материал доступно, больше времени тратится на изучение материала, его понимание и выполнение заданий. Не все имеют необходимые ресурсы.

Кроме того, преподавателей самих надо обучать работе на интернет-платформах, потому что далеко не все к ней готовы. Да и организация процесса обучения тоже хромает.

И наш вывод таков — дистанционная система обучения далеко не идеальна, и требует больших доработок, поэтому говорить о полном переходе на неё ещё очень рано.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: