Планы правительства и проекты архангельского губернатора

Слово «Арктика» и различные его производные последнее время стали необычайно популярными. Неделя Арктической науки в Архангельске. Арктический саммит в Финляндии. Обсуждение плана развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) до 2035 года.

Поморье и арктические объекты — где-то рядом

Выступая перед учёными в Архангельске, губернатор отметил, что Поморье по-прежнему занимает значимые позиции в деле освоения Арктики и Северного морского пути. Не забыл прочесть свою семилетнюю мантру «Белкомур и глубоководный морской порт». Назвал несколько проектов и объектов, к которым, правда, областное правительство имеет весьма отдалённое отношение.

Минобороны, владельцы пароходов, Росатом и Национальный парк «Русская Арктика» — разве что объекты свои размещают на территории Архангельской области. Там и где ИМ нужно и выгодно. А мощности судостроительной корпорации в Северодвинске и Архангельске могут быть задействованы для строительства базы и терминала в другой области — Мурманской.

Территория, где люди живут, а не уезжают

Идёт в разрез с мнением международного научного сообщества и политика губернатора и его правительства в деле сохранения населения Арктических и приарктических территорий. Вот, доктор экономических наук, профессор, официальный представитель России в рабочей группе социально-гуманитарных исследований Международного арктического научного комитета Виолетта Гассий в своём выступлении заявила:

— Арктика – это территория, где живут люди, и Арктика жива, пока она населена.

Виолетта Гассий. Фото: медиацентр саммита ASSW2019

Да и мы, жители северной России, тоже так думали, и думаем, как профессор Виолетта Гассий.

Шаги же архангельской верхушки, такое ощущение, направлены на выдавливание населения с территории области. Сокращение родильных отделений в ЦРБ. Отсутствие перспектив — и отсюда отъезд молодёжи на учёбу в центральные вузы с последующим невозвращением. Умирание северных деревень. Разрушение и выжигание памятников культуры. Неуют и дискомфорт городов и посёлков. Наплевательское отношение к созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения. Пресс на сельхозпроизводителей и предпринимателей.

Многое ещё можно назвать, но венцом деятельности Игоря Орлова стал проект «Шиес». Если бы он губернатору удался, отток трудоспособного, активного населения из Архангельской области увеличился бы кратно. Жить на помойке — кому понравится?

Главе региона-то совершенно ясно, что в области он максимум до осени. А минимум — каждый день может стать на посту последним. И осваивать Арктику ему уже не придётся. И разгребать за ним мусор будет кто-то другой. Даже своего жилья у Игоря Анатольевича в Поморье нет. Есть оно в другом регионе. Туда и устремится. Ну, или куда партия пошлёт. А нам тут жить. Или уезжать. Регионов с более благоприятными условиями предостаточно. Дорожки проторены. Тогда о каком освоении речь?

Грузопоток обещали обеспечить

Теперь к плану развития инфраструктуры Севморпути. Детали попали в СМИ в первой декаде апреля. Речь идёт о создании инфраструктуры Северного широтного хода -1 и Северного широтного хода — 2. Планы предполагают целевой грузопоток в 80 млн тонн в год к 2024 году. Причём, высокие чиновники уверены, что он будет не только достигнут, но и превзойдён.

Однако всегда находятся въедливые эксперты. Так вот, они стали говорить, что озвученные в расчётах цифры проектов, на которые ссылается правительство, являются весьма спорными.

Тут же, как нельзя кстати, последовали обещания корпораций увеличить объёмы добычи нефти, газа, конденсата и угля, руд и металлов. Да ещё Игорь Сечин, глава «Роснефти» заверил на камеру Президента, что к 2030 году на Таймыре будут добывать 100 млн тонн нефти в год.

Вице-премьер компоненты сложил

И чиновники обрели уверенность. Вице-премьер Максим Акимов, выступая на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге, заверил: «Мы уверено вышли на 20 млн тонн, выйдем и на 80 млн тонн».

И последовал интересный нам пассаж.

«Важный момент — это привлечение нового груза, который шел в восточном и северо-западном направлениях, путем реализации проектов Северный широтный ход-1 и Северный широтный ход-2, реализации перспективных проектов «Баренцкомур» и «Белкомур», а также привлечение транзитного груза. Если мы сложим эти три компонента — сырьевую базу, транзит и новый нетрадиционный груз, который сможем перенаправить,— то задачу в 80 млн тонн решим».

И далее вице-премьер признал, нужны «новая портовая инфраструктура, развитие железнодорожного и авиатранспорта и т.д.».

На дорогу к Сабетте перенаправят 80 миллиардов

Ключевые слова — Белкомур, портовая инфраструктура прозвучали. Но дальше…

План развития инфраструктуры Севморпути по СШХ-1 предполагает строительство участка железной дороги Обская—Салехард—Надым—Хорей длиной 353 км по концессионному соглашению. Помимо концессионного участка в проект входят строительство «Газпромом» дороги Надым—Пангоды и реконструкция по инвестпрограмме ОАО РЖД отрезков Коноша—Котлас—Чум—Лабытнанги Северной железной дороги (81 млрд рублей), часть которых находится в Архангельской области.

По СШХ-2 к 2023 году планируется строительство однопутной ветки Бованенково — Сабетта (глубоководный порт!) длиной 170 км. По расчетам авторов плана, она даст грузоотправителям эффект от сокращения дистанции перевозки грузов в 18 млрд рублей в год. До недавнего времени этот проект был заморожен.

Однако, те же эксперты считают, что грузопоток в 80 млн тонн на СМП только за счет СШХ-1 недостижим. А строительство СШХ-2 может помочь. И в мае появляется информация, что для этого предполагается профинансировать железную дорогу Бованенково—Сабетта за счет переброски 80 млрд рублей с инвестпрограммы ОАО РЖД, касающейся реконструкции Северной железной дороги (СЖД). Как сообщается в плане развития инфраструктуры Севморпути, тогда необходимость в реконструкции СЖД отпадет, поскольку грузы пойдут по СШХ-2.

Решение, правда, ещё находится в стадии обсуждения. Появились скептики, считающие проект СШХ-2 сырым и настаивающие на поэтапности, мол, сначала завершить Северный широтный ход — 1, а потом уже и за СШХ-2 приниматься.

В приоритетах Архангельской области нет

В любом случае, правительство продемонстрировало свои приоритеты на ближайшее десятилетие: железная дорога от Бованенково до глубоководного порта Сабетта.

Фото dvinanews.ru

А на фото, размещённом на сайте правительства, губернатор Игорь Орлов на трибуне Научной арктической недели во время приветственной речи. На фоне слайда «The Belkomur and Deepwater seaport Arkhangelsk projects»*. Говорит о потенциале и мощной базе Архангельской агломерации.

Архангельская область обладает необходимым потенциалом для того, чтобы справиться с новыми задачами по освоению Арктики. Это можно сказать и о судостроении, авиационном, речном и морском транспорте, мощной научной и образовательной базе, расположенной в Архангельской агломерации.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области.


* Проекты Белкомура и глубоководного морского порта Архангельск

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Понравилась статья? Оставьте отзыв в комментариях. Присоединяйтесь к нам в ВКонтакте и Telegram, читайте в Яндекс.Дзэн и Facebook, подписывайтесь в Twitter!

Похожие

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: