Пора Годзишу завести телогрейку и сапоги – Северные Новости

16+

Пора Годзишу завести телогрейку и сапоги

Пора Годзишу завести телогрейку и сапоги

В начале прошлой недели пришлось сорваться в Тулу. И было не до экскурсий и достопримечательностей. Но какие-то впечатления, картинки, сценки в подсознание капали. Теперь, когда заботы слегка отпустили, подсознание их вернуло. Заметки свои пишу не для туляков, хотя они, возможно, и прочтут, а для архангелогородцев. Вдруг, да поможет моя писанина сделать наш город лучше.

Две дороги, два пути

Уезжая 16 лет назад из Тулы на Север, я пребывал в твёрдом убеждении, что грязнее и запущеннее города в России нет. Оказалось, есть. Архангельск неухоженностью и непроходимостью поразил. Но, если за прошедшее с той поры время оружейная столица преобразилась в уютнейший город, то поморская – погрязла, от слова «грязь», в мусорных, коммунальных и прочих городских проблемах по самые уши.

Тульский оружейный завод и Музей оружия напротив.

И какие бы похвальные, я бы даже сказал, хвалебные слова не звучали из уст официальных лиц о своем неусыпном труде на благо северян, бардак – давно второе имя Архангельска. Порой думаешь, неужели по всей стране так? Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, разумеется. Ан нет. Побываешь в некоторых, вполне себе провинциальных городах и ох… удивляешься! Тула из таких.

Вы хотите сказать, что не будете убирать?

Первое, что бросается в глаза, когда только въезжаешь на окраины, чистота. Газоны как будто вчера подстрижены, несмотря на раннюю весну и отсутствие коммунистических субботников. Ни одной бумажки, обёртки, бутылки. Окурки, правда, попадаются. Давно я не встречал такого числа курящих людей, как в Туле.

Описывать не буду, на фотографиях вы сами сможете оценить. Просто несколько зарисовок. Посёлок Хомяково на тульской окраине, ну, как Маймакса для Архангельска. Чуть меньше, две тысячи голосующих. Иду от остановки автобуса, вижу на обочинах розовые пакеты с мусором.

Немного дальше, у гаражей, следы вечерней молодёжной тусы – пустые пивные банки и упаковки от чипсов и прочих сухариков. В двадцати метрах от этого очага досуга, разборка. Два человека в оранжевых жилетах собачатся с цивильного вида молодым мужчиной. Рядом девушка молча снимает что-то на телефон.

— Петрович, а почему за гаражами не убрали?

— Ты… нам … ни… не говорил, что надо за гаражами… убирать. Мы… как сказано… вокруг магазина почистили…!

— Вы хотите сказать, что не будете убирать?

— Не, мы уберем, что не убрать, рабочий день-то… идёт на…!

Молодой человек, сказав несколько заветных непечатных слов, сел с девушкой в белый автомобиль. Уехали.

Когда через час я возвращался к остановке, розовых мешков на обочинах не было. Неподалёку от места разборки стояли четыре чёрных мешка с мусором. Рядом, на ведре и чистой урне сидели и отдыхали те самые два мужика в оранжевых жилетах.

Мораль дедушки Крылова

Уборочная техника в городе есть, правда, работает она, в основном ранним утром, а вот днём повсеместно трудятся люди с шанцевым и прочим инструментом. Особенно поразили специальные пылесосы. Чистят бордюры, скребут газоны, обрезают ветки… Кстати, урн по городу мало. Они есть у торговых центров и магазинов, в садах, парках и скверах. И срабатывает психология. В чистом, ухоженном городе бросить бумажку «где попало» как-то не тянет. Будешь выглядеть полным идиотом и скотом. И приучились уже люди к чистоте.

Рабочие по уборке города с граблями и пылесосами

У домов стоит по паре баков у каждого подъезда, повсюду контейнеры для раздельного сбора мусора. В Архангельске власть его сворачивает, а в Туле РСО расширяет и развивает. Между прочим, конкурс на сбор и переработку ТКО тут выиграла небезызвестная компания «Хартия», которой в Архангельске младенцев разве что не пугали. И обязанности свои по контракту выполняет. Ещё бы старый полигон в порядок привести, а то переполнен и впечатление производит неблагоприятное.

Да, как мне рассказали, каждый может сфотографировать обнаруженный непорядок, грязь и тут же отправить фото на страничку губернатору Дюмину. Реакция последует практически незамедлительно. Мало не покажется. Никто руками разводить и мямлить про необходимость действовать в рамках правового и финансового поля не будет. Мораль из басни дедушки Крылова про кота и повара в Туле хорошо усвоили и применяют эффективно.

Тульские губернаторы или работали, или сидели

Началось такое отношение к наведению порядка в городе уже давненько. Бывший глава Пролетарского района Владимир Могильников, став в середине 2000-х мэром города, перенёс на всю Тулу свой подход к организации чистоты. В багажнике его машины всегда лежали телогрейка и сапоги резиновые. И он регулярно, один, без свиты, являлся в разные районы города, а потом устраивал разнос нерадивым главам и хозяйственникам. И крыть им было нечем, как и очки втирать. Видел всё сам.

При нём появились в Туле мини-скверы, фонтаны и цветники. При губернаторе Груздеве – детские площадки во дворах и дороги. Детские городки – не один, два, три, а практически в каждом дворе, в каждом сквере. Дороги – впечатление было, что на весь город сверху положили новый асфальт. Гипербола, конечно, но недалёкая от правды. И сейчас третьестепенные дороги в городе в трещинах и с лёгкими колдобинами, а частный сектор пользуется щебёночными грунтовками, но они стали исключением, а не правилом.

Каждый тульский губернатор хоть что-то, но в улучшение городской среды вносил. Некоторые, правда, за свои неблаговидные дела в тюрьму отправлялись. Но их пример, видно, другим шёл впрок. Нынешний, Алексей Дюмин, из бывших президентских хранителей тела, тоже старается. На заре вступления в должность сказал, что суворовское училище построит за полгода. И построил.

В Туле при нём появилась целая набережная, Казанская. За Кремлём. Там, где испокон века были руины, помойка и заросли бурьяна. Красива, ухожена, для людей. Много скамеек вообще и под навесами, в частности. Серия кафе. Ряды павильончиков с сувенирами и общепитом. Набережную патрулируют частные охранники. Не помойку защищают от населения, как на Шиесе, а жителей и туристов от возможных эксцессов. Да и чистоту с порядком блюдут. Сразу к месту кажется и памятник городовому, установленный у Кремля по дороге к новой набережной.

На развалинах вырос туристический центр

В 1960-70-е годы по улице Металлистов выезжали из Тулы в Москву экскурсионные автобусы. Это был один из немногих сохранившихся уголков двухэтажной каменной старинной Тулы. Здесь жили коренные «казюки», рабочие тульских оружейных казённых заводов. Отсюда и прозвище. Народ гонористый, заносчивый, любящий прихвастнуть и насочинять, но знающий цену и себе, и своему мастерству. Они особо не пили горькую, как на «Растеряевой улице». Напротив. Организовывали Общества трезвости. И почти в каждом доме по улице Металлистов когда-то, до революции, открыта была чайная. У Общества трезвости рабочих-литейщиков – своя, у ложечников – своя, у работающих оружейные замки – своя…

Ныне улицу Металлистов превратили в пешеходную. Вымостили. Приступили к реставрации. Некоторые дома уже отреставрированы, другие забраны сеткой, стоят в лесах. Прошу обратить внимание – приступили К РЕСТАВРАЦИИ. То есть, не обшивают сайдингом и красят в веселенькие цвета, а восстанавливают внешний облик старинных зданий. И снова, через сто с лишним лет, откроются в нижних этажах кафе и чайные.

А идёт улица эта параллельно Казанской набережной. И получается довольно компактный, но огромный по территории туристический объект, куда входит и Тульский кремль, отмечающий в этом году 500-летие, и площадь Ленина, и музей Самоваров, и уникальный Музей оружия. С ресторанами, кафе, сувенирными лавками, мастер-классами тульских умельцев и экспоцентром в центре Кремля.

Уверен, и до Лопатина руки дойдут

Туристов в Туле, даже в эти неблагоприятные для турпоездок времена, наблюдается довольно большое количество. Да и гостиниц и мини-отелей заметно прибавилось. Вообще, всё время ловлю себя на штампе «неузнаваемо преобразилась Тула», и всё время себя же опровергаю. В том-то и дело, что узнаваемо. Всё узнаваемо. Окраины, да, расстроились, а центр, особенно исторический, почти не изменился. Но похорошел.

Само собой, огрехи и развалины и тут найти можно. Но удручающего впечатления они не производят. Все закрыты баннерами с изображением внешнего вида реставрируемого дома, или строительной сеткой. Да, дом купца Лопатина осыпается и в трещинах, но рядом дом купца Платонова отделан и стоит, как новенький. И это вселяет надёжную уверенность, что и до Лопатина руки у городской власти тоже дойдут.

Цена билета – 20 рублей

Транспорт – тема отдельная. Начну с того, что здесь сохранён муниципальный транспорт, и развит частный. По-прежнему бегают по рельсам трамваи, а под проводами троллейбусы. Правда, говорят, интервал стал больше, но число маршрутов не сократилось. Наоборот, новые появляются. Окраины связываются между собой, минуя центр города. Пазиков мало. Основные маршруты обслуживают большие низкопольные автобусы. Почти у каждого есть дублер – маршрутное такси, пассажирские газели или однотипные «иностранцы» на 16-18 мест.

Режим работы – с 05:00 до 23-24:00. А с пятницы по воскресенье – круглосуточно, по ночному тарифу. Поездка в тульском транспорте стоит одинаково – 20 рублей. Двадцать рублей, Карл, двадцать! Не 28. При таких видах и категориях транспортных средств и ценах на бензин, не намного более низких, чем в Архангельске. И не меняется уже пять (!) лет. Кондукторов же в автобусах у них нет. Заходят пассажиры через переднюю дверь, оплачивают водителю проезд и проходят. Никто в спину не толкает и в среднюю или заднюю дверь заскочить не норовит.

Вывозить в лаковых штиблетах и окунать…

Возможно, прочитав мои заметки, туляки, с присущим им гонором, скажут, что всё не так благостно. И что парк «Патриот», к примеру, хорошо сделали, но за такие деньги, что как услышали цифру, так челюсть чуть не упала. И что зарплаты низкие, и рабочих мест открывается меньше, чем хотелось бы. И пробки. И цены. Но сквозь вечное агрессивное недовольство туляков (у них не забалуешь!) всё чаще прорывается объективное признание заслуг городской и региональной власти.

Так, может, и нашим главам администрации, которые много лет беспомощно разводят руками, и не могут никак навести в городе порядок, не справляются со своими подчинёнными, подведомственными и контрактными хозяйствующими субъектами, съездить уже в Тулу. Выучить там «необходимую» лексику, доходчивую для исполнителей, и применить её на родной почве. Глядишь, зашевелятся те, кому положено по обязанности чистоту блюсти.

Может, давно пора Годзишу завести себе телогрейку и сапоги, поездить самому, без водилы и пресс-службы, по округам, походить, померить лужи и затопленные канализацией подвалы. А нанюхавшись дерьма самому, окунуть в него владельцев коммунальных сетей и управляющих из компаний. И так многократно — вывозить на место, в лаковых штиблетах, и окунать. Пока не появятся просветы в сознании.

До 500-летия Тульского кремля осталось…

За что ни возьмись. Вот, к примеру, если не хватает губернатору культурки, так стоит взять знающего, умного человека в советники, профессионального — в министры. У которых бы за каждый памятник, за каждый старинный дом, за любой поморский артефакт душа болела и руки тряслись. Да ещё чтобы было понимание в мозге, за какие деньги, когда и что мы обязаны сделать для организации комплексного туристического пространства в Архангельской области. А не только стратегические сессии, форумы, конференции и семинары бесконечные на бюджетные деньги проводить.

С мусорной реформой той же… Не жадничать надо, оттягивая время и втихую создавая «под себя» ручную «мусорную» компашку, с которой потом можно «договориться», а приглашать на конкурс солидных и известных операторов, которые имеют опыт, базу, кадры и связи. Не надо делать, как тебе удобно, а делай, как людям лучше.

И так далее, и так далее, и так далее…

***

Архангелогородцам же, да и северянам в принципе, потому как похожие проблемы у нас по всем городам и весям, возможно, стоит взять на вооружение некую непримиримость туляков, которая не даёт власти сидеть на попе ровно. Вон как мы за Шиес поднялись, так, наверно, и «далее везде» пора?

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: