Появится ли в Архангельске пилотный «ресурсный класс» для особых детей – Северные Новости

16+

Появится ли в Архангельске пилотный «ресурсный класс» для особых детей

Появится ли в Архангельске пилотный «ресурсный класс» для особых детей

«Первый раз оказавшись в Швеции, ещё в конце 1990-х, я подумал: «Такая богатая страна, а как много у них людей с инвалидностью, да и вообще, нездоровых». Только позже до меня дошло — просто у них все люди с ограниченными возможностями здоровья адаптированы в обществе. Их не прячут по квартирам, как у нас, когда они не имеют возможности выбраться не только в театр, кино или ресторан, но даже по улице проехать. А еще позже, когда у меня родился ребёнок с аутизмом, я в полной мере на себе ощутил несправедливость и безразличие нашего, российского, а в особенности, архангельского общества, к проблемам людей с инвалидностью и их семей».

Мы разговариваем с Михаилом. Он один из представителей родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В голосе и глазах его всё время проскальзывают два чувства — надежда и безнадёга.

На бумаге всё прописано

В Архангельской области около 360 таких семей. Сколько точно, никто сказать не может, несмотря на все отчёты, периодически отправляемые через управления и департаменты в министерство образования. Живут они, в основном, в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе, но есть и в Мирном, Плесецке, Рочегде, Мезени, Сосновке, Коряжме, Пинеге…

Нормативно-правовая база для организации обучения детей с инвалидностью в России сформирована. Законы есть. Приказы минобрнауки РФ изданы. Ратифицированные конвенции ООН тоже, вроде, действуют. И если вы напишите обращение в департамент образования Архангельска или в Министерство образования Архангельской области, получите ответ минимум на трёх листах, где будут перечислены все принятые нормативные акты и меры.

Там будет прописано, что концепция у нас есть. План мероприятий наличествует. Программы разрабатываются и утверждаются. Педагоги проходят переподготовку. Полномочия распределены. Методики расчёта субвенций утверждены. Финансирование инклюзивного образования предусмотрено.

Есть у школы деньги, пусть открывают

Эти бравые реляции взяты из ответа на запрос родителей об открытии «ресурсного класса» за подписью министра О.В. Полухина.

В нём же, на голубом глазу, Олег Вячеславович разъясняет, что в перечень должностей образовательных учреждений возможно внесение изменений. В целях развития инклюзивной образовательной среды. Правда, не объясняет, что внести такие изменения можно только при наличии дополнительных средств у школы. А их нет. Да, формально у образовательных учреждений такое право есть. А реально — ни один вышестоящий начальник изменённое штатное расписание финансировать не будет.

А ещё министр сообщает, что создание «ресурсных классов» в государственных образовательных учреждениях, подведомственных министерству образования и науки Архангельской области, не планируется. Мол, это только одна из возможных моделей, согласно письму Минобрнауки РФ. А какие модели приняты в регионе, не указывает.

Между прочим, все образовательные учреждения в области входят в сферу муниципального управления , хотя и финансируются, в основном, из областного бюджета. Подведомственными для области считаются коррекционные школы, на базе которых в принципе не могут быть созданы ресурсные классы. Родители-то о другом спрашивали. Им нужно дополнительное финансирование из областного бюджета на открытие такого класса в обычной школе.

В завершение своего ответа, ко всему прочему, министр родителей обрадовал. В 2017 году, оказывается, создана межведомственная рабочая группа по вопросам сопровождения лиц с РАС на территории Архангельской области. Правда, опять-таки умолчал, что создана она в бумагах. И вся беда в том, что эта группа не работала ни одного дня, да и часть людей, входящих в ее состав, уже давно покинула свои кресла. Вот что тут скажешь?

Почему упёрлось минобрнауки?

Сегодня в области дети с ограниченными возможностями здоровья, реально, могут получать образование несколькими способами. Есть домашнее обучение. Есть дети, которые ходят в общеобразовательные школы, в обычные классы. Есть коррекционная школа, ГБОУ АО СКОШ №31.

У каждого из этих направлений есть свои плюсы и минусы. Говорить о них мы не будем. Разговор пойдёт только о том направлении, которого в Архангельской области нет. И о создании которого хлопочут родители. «Ресурсном классе». Что собой представляет эта модель, наглядно показано на примере одного из классов в Белгородской области.

В ресурсном классе средней школы № 43 Белгорода обучаются дети с расстройством аутистического спектра. На что делают упор тьютеры, и каких результатов добиваются их воспитанники — в сюжете. Посмотрите, не пожалейте времени.

И скажите, чем такая методика работы с детьми с РАС плоха? Почему же она у нас в Архангельской области отвергается? Компетенции не хватает? Или просто возиться не хочется?

Даю вводные. Исходя из действующего законодательства и нормативных документов, уполномоченные органы должны создавать условия для образования детей с ОВЗ в соответствии с их потребностями. Права на образование не ограничиваются какими-либо условиями. Законными представителями ребёнка являются его родители или лица, их заменяющие.

В письме Минобрнауки РФ от 7.07.2017 №ТС-267/07, между прочим, сказано, что органы всякого управления «обязаны создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». А «Модель «ресурсный класс» обеспечивает право на образование любому ребёнку и позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде».

Как видите, ничего сверхъестественного родители не просят. Всего лишь исполнения закона «Об образовании» и обучения их детей согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Мало того, положительный опыт организации «ресурсных классов» в Российской Федерации есть. Они успешно работают в Московской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Костромской областях и ряде других регионов России. И совершенно непонятно, почему так упёрлось архангельское минобрнауки?

Пони бегает по кругу…

В прошлом году заинтересованные родители пяти будущих первоклассников с РАС и региональная благотворительная организация «Ангел» обратились в департамент образования Архангельска с запросом о реализации модели инклюзивного образования «ресурсный класс». Приводить ответ смысла нет. Вроде, и не отказали. Финансовых возможностей у города нет, но будут работать. А пока поищут школы, которые бы согласились такой класс у себя открыть.

А в разговоре посоветовали обратиться в область. Финансы-то там, мол.

Обратились в область. Выдержки из ответа министра Полухина мы уже приводили. Область такого направления у себя не планирует.

И снова походы по кабинетам мэрии. И снова — денег нет. Но предложили по разным школам распределить по одному ученику. Родителям такой подход показался странным, ведь дешевле и разумнее открыть один «ресурсный класс» на несколько учеников. О чём и попросили. И тогда в департаменте им сказали: «Мы вам выделим школу на 23 лесозаводе, хотите?»

Было бы, конечно, неправильным огульно обвинять образованцев в ничегонеделании. Нет, они работают. После первого письменного обращения, в прошлом году, определили список школ. После второго, уже в марте этого, направили в адрес председателя АОСД запрос на изменение механизма финансирования для создания условий путем внесения изменений в региональный закон об образовании.

Кстати, писали о своей беде и просили о помощи родители и губернатору Орлову. Губернатору оказалось не до них, он последние денёчки в должности дохаживал. Так на своё письмо родители ответа и не получили.

Министр целесообразности не видит

Обратились тогда к областным депутатам. Председатель комитета по культурной политике, образованию и науке Ольга Виткова направила запрос в областное министерство. Ей ответил всё тот же министр О.В. Полухин. Уже не на трёх листах, а на четырёх.

Привёл данные по детям, сколько и по каким районам у нас детей с РАС учится — 333. Есть они, данные эти, оказывается, в министерстве. Посчитал, что величина финансового норматива на одного обучающегося с ОВЗ колеблется от 77 до 154 тысяч рублей в год. По максимуму, это получится на всех 333 детей не больше 50 миллионов в год.

Конечно, на то, чтобы дать образование и социализировать одного ребенка с РАС, денег нужно больше. То есть, нужна субвенция «на создание условий для образование детей-инвалидов с аутизмом» на региональном уровне.

Запрос из департамента образования Архангельска на изменения в областной закон поступил два с половиной месяца назад. Учитывая, что часть детей уже учится в школах, кто-то пойдёт туда еще через несколько лет, речи о больших суммах не идет в принципе. Исходя из опыта разных регионов, достаточно было бы от трёх до пяти миллионов.

Нельзя сказать, что запредельная сумма. В год! Неужто в бюджете области таких денег не найти?

Ответственность за открытие дополнительных должностей министр снова возложил на руководителей образовательных учреждений. И снова привёл весь перечень мер и мероприятий, призванных показать заботу министерства о детях.

А в заключении опять-таки сказал, что не видит целесообразности в применении в работе с детьми с РАС методов прикладного анализа поведения и создания ресурсного класса.

В ожидании встречи

Завтра в Архангельском областном Собрании депутатов на Комитете  по культурной политике, образованию и науке пройдёт встреча представителей заинтересованных сторон. Приглашены родители, чиновники министерства и департамента образования…

Очень надеемся, что родителей всё же услышат те, кому их слышать по должности положено. Примут решение. Найдут возможность и средства открыть пилотный «ресурсный класс» для первоклассников. В этом году. Успеют ввести расходы на него в бюджет. Потому как не вина родителей, что их год мурыжили. С 2018 года вопрос об образовании детей с РАС поднимали на разных уровнях. По кабинетам начали ходить восемь месяцев назад. И уже два с половиной месяца запрос на внесение изменений в областной закон «находится на рассмотрении» депутатов.

Глядишь, и врио губернатора Александр Цыбульский, разбирая обращения людей к своему предшественнику, отыщет письмо родителей и ответит им. Потому что обращение писалось не личности, а должности. И закон по работе с обращениями граждан у нас пока никто не отменял.


Мнение

Михаил, отец:

— С осени прошлого года мы пытаемся добиться, чтобы для наших детей были созданы достойные, на наш взгляд, условия получения образования. Мы не просим чего-то «сверх» положенного по закону. Мы не получали формальных отказов, но до сих пор реально не сделано ничего. Я уверен, что если бы люди, к которым мы обращались, столкнулись с подобной ситуацией лично, и делали бы это для своих детей, чего я им не желаю, ни в коем случае, упаси Господи, то всё, что положено создать в соответствии с законами Российской Федерации, уже было бы создано.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: