Ручей течёт через свалку и впадает в Белое море – Северные Новости

16+

Ручей течёт через свалку и впадает в Белое море

Ручей течёт через свалку и впадает в Белое море

В пятницу 18 июня в Архангельском областном собрании депутатов прошло заседание. Заседали народные избранники из двух комитетов — по жилищной политике и коммунальному хозяйству и по промышленной политике, коммуникациям и инфраструктуре. Приглашены были представители областного правительства и регионального оператора. Обсуждали «мусорные» проблемы.

Что будем пилотировать?

В новости о ходе заседания, размещённой на сайте aosd.ru, в основном, звучат общие слова. Проблематика общения с регоператором не меняется вот уже полтора года — несвоевременный вывоз мусора, справедливость начисления платежей, раздельный сбор отходов…

Фото aosd.ru

В свою очередь, «ЭкоИнтегратор», используя тактику «сами дураки», в ответ на упрёки законотворцев указывает на задержку с оплатой за вывоз мусора как со стороны населения, так и предпринимателей. При этом стыдливо умалчивает, что сам регоператор не платит подрядным организациям по договорам кому с февраля, кому с марта. А манипуляции «Экоинтегратора» и его «дочки» «ЭкоПрофи» довели архангельскую компанию «Спецавтохозяйство» практически до ликвидации. Зато эти два «ЭКО» упрекают других в том, что те де не спешат работать по-честному.

Затронули на заседании и многострадальную территориальную схему обращения с ТКО. Та, которую «разрабатывали» под руководством приснопамятных Фоменко и Ерулика, так официально принята и не была. Но, судя по всему, своё влияние на новую оказала. Заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Автушенко сообщил, что работа над новой терсхемой заканчивается. И уже в конце июня новая модель будет опубликована на портале «Моё Поморье».

фото dvinanews.ru

По словам Евгения Владимировича, в терсхеме предполагается уйти от установок по сжиганию мусора, вместо них будут использоваться технологии компостирования. После её размещения в интернете, любой желающий может с терсхемой ознакомиться и высказать свои предложения. В итоге, Архангельская область станет пилотным регионом в сфере обработки и вывоза промышленных отходов.

225 тысяч тонн мусора у питьевого озера

Всё, вроде, замечательно, вот только неясно, что делать с неорганикой? Ведь технологии компостирования направлены на переработку органических отходов (кстати, к ним относятся и печатная продукция; бумага; натуральные ткани; щепки; стружки опилок), а куда пойдут пластик, металл, строительный мусор и прочее? Судя по тому, что «ЭкоИнтегратором» уже приобретены 332 бака для РСО и в планах, с федеральной помощью, закупить ещё две тысячи, то отходы, всё же, разделять планируют. И куда их повезут?

Автушенко и об этом сказал. Правда, в информационном сообщении его слова не приводятся. Но из собственных источников нам стало известно, что на территории Архангельской области по новой схеме запланированы три мусоро-сортировочные станции (МСС). Этого достаточно, считают в правительстве. Они будут располагаться в Котласском, Няндомском и Приморском районах. Юг, центр и север. Кстати, весь мусор северных районов области вкупе с отходами агломерации Архангельск-Северодвинск-Новодвинск, 225 тысяч тонн ежегодно, будут свозить на… 30-й километр автодороги М-8, где организуют МСС. Неподалёку от посёлка Катунино и системы озёр, одно из которых питьевое.

Подробнее о том, почему на 30-м километре опасно устраивать переработку мусора, «Северные новости» писали уже неоднократно. Последний раз публикация вышла 8 мая. Но создание удобств для регионального оператора в архангельском правительстве, по-видимому, перевешивает мнение жителей и экологическую угрозу питьевому озеру, из которого поселение и окружающие его дачные посёлки берут воду. Не думаем, что такое решение региональных деятелей вызовет ликование населения.

А ещё в сообщении АОСД сказано, что правительству необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования областного бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок в Архангельской области. Между прочим, необходимы средства и на рекультивацию санкционированных. Которых по области ничуть не меньше, а мусор там копится десятилетиями. И неофициально, и официально.

Справка

На заседании Правительства РФ 10 июня принято решение, что в текущем году увеличится финансирование работ по рекультивации семи мусорных полигонов в Московской области более чем на 1,3 млрд рублей.

Пять регионов – Мордовия, Удмуртия, Воронежская, Калининградская и Кировская области – получат почти 900 млн рублей в течение ближайших трёх лет на ликвидацию свалок.

Еще дополнительно 4,8 млрд рублей выделены на мероприятия в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Средства получат четыре региона с большим количеством предприятий: Забайкальский край, Вологодская, Кемеровская и Челябинская области.

Как видим, Архангельской области в этом списке нет.

***

По дороге кидало так, что только держись

На прошлой неделе корреспондента «Северных новостей» пригласил с собой в поездку по Онежскому району депутат Облсобрания Эдуард Володенков. Как раз в рамках подготовки к совместному заседанию 18 июня. Мы побывали на двух свалках, расположенных на левобережье Онеги, в Малошуйке и Поньге. Делимся впечатлениями.

Свалке в Малошуйке уже скоро полвека. Возникла она при Советской власти, в 1970-е годы. Неподалёку от поселкового кладбища. Если по прямой, то расстояние между ними метров двести. Дорога тут одна, что на свалку, что на погост. Только в самом конце раздваивается: отходы от жизнедеятельности везут налево, а людей, завершивших свою эту самую жизнедеятельность, — направо.

Дорога к последнему приюту, что неудивительно в нашем захолустье, отвратительная. Кое-где, правда, просвечивают оставшиеся от одного из предыдущих градоначальников бетонные плиты. Да ещё, узнав, что в посёлок приезжают депутат и журналист, администрация распорядилась пустить по этой дороге грейдер. Поэтому на выезде из Малошуйки и трясло не очень. Зато потом в «уазике» нас кидало так, что только держись. Но, добрались.

Я завтра уйду и буду телевизор смотреть

Мусор, который по идее, должны сбрасывать на одну сторону от того, что принято называть дорогой, лежит неровными кучами по обе. Потому как везёт сюда содержимое контейнеров не только перевозчик, с которым у регионального оператора заключен договор, но и все, кому не лень. Трактора у перевозчика нет, и у администрации с техникой негусто. Потому кучи, которые когда-то как-то к периферии сгребали, теперь подошли вплотную к рытвинам, по которым мусоровоз въезжает на свалку.

— Вы посмотрите, что творится?! — начинает разговор водитель «мусоровозки». — Я уже сколько раз мэру (глава МО «Малошуйское» Юрий Михайлович Хланта — прим. авт.) говорил, дайте трактор сгрести всё это. Сами приезжайте, посмотрите. Реакции никакой нет. Только улыбается: я, мол, туда не поеду, могу колёса проткнуть. А я как будто колёса не протыкаю!

Я в своё время работал в ЖКХ, тоже мусор возил, когда ещё не было никакого регоператора, так с тех времен он как лежал, так и лежит. Его чуть в кучку сгребут, он просядет. Никому ничего не надо. Я вот сейчас приехал и не знаю, куда сваливать.

Свалка не огорожена, приезжают все, кому не лень, и коммерсанты, и жители, сваливают, где попало. Ну её к черту, такую работу! Я вот завтра всё брошу и буду телевизор смотреть. Пусть всё мусором зарастает.

Сорок лет отходы сгребали в болото

Выясняем, что возмущённый водитель работает по договору с онежским ООО «Чистый город», где руководителем является Светлана Задворная. Компания обслуживает Онегу, взялась и за малошуйский участок. Купили сюда машину, она хоть и не новая, но в рабочем состоянии. На ней установлена система ГЛОНАСС, маршруты отслеживаются.

Интересно, что в приложении «Яндекс.Карты» малошуйская свалка обозначена — точка «ТБО». Своим краем упирается она в болото, куда сорок лет сгребали копившиеся горы мусора. Расположена свалка в 8 километрах от Белого моря. Протекает через неё ручей, который течёт туда же, к морю. Хоть учёные и говорят, что болота — это естественные фильтры, но бывают ситуации, когда они не срабатывают. И тогда весь спектр продуктов разложения попадает прямиком в Белое море.

Для справки, Шиес, по поводу которого били экологическую тревогу, находится от моря в 520 километрах по прямой.

Чтобы хоть как-то придать видимость законности малошуйскому «полигону», ему был присвоен статус «Площадки временного накопления» (ПВН). Он закреплен в 89-м федеральном законе. Требования к ПВН не в пример легче, чем к полигонам. Основные — твёрдое покрытие и срок эксплуатации — не более 11 месяцев. По истечении этого времени площадку необходимо ликвидировать. Так вот статус ПВН свалке продлили уже в третий раз, последнее продление, на 5 месяцев, датируется 11 июня.

Понятно, что ни о каком соблюдении закона тут и речи нет. Свалку 50 лет от роду просто объявили ПВН. Статус этот теперь весело продлевают. И ответственности никакой. Кто сюда поедет  площадку эту на соответствие законам и нормативам проверять?

Помойка по дороге в Ворзогоры

Аналогичная история и со свалкой в Поньге. Её жители, кстати, считают, что именно отсюда пошел не только город Онега, но и всё расселение новгородцев по поморской земле. Исторический район Онеги на левом берегу, откуда идёт дорога на Ворзогоры, одну из красивейших деревень России, куда прилетал на вертолёте Патриарх Кирилл. Конечно, на вертолёте, потому как мало того, что дорога местами непроезжая, так ещё и идёт она мимо свалки, которую местные жители называют «говнодавка».

Статус ПВН свалке в Поньге онежская администрация тоже присвоила, и тоже продлила, 15 мая. Но тут хоть создали видимость проделанной работы — по фасаду установили глухой забор, шлагбаум, будку и даже «ванну» забетонировали, для мытья колёс. Вот только на бумаге, возможно, оно и красиво выглядит, в отчётах, а на поверку — фикция. Забор красив только с фасада, по боковым сторонам на хлипких столбиках и поперечных рейках кое-как держится сетка «рабица». Шлагбаум застыл в вечно поднятом состоянии. Бетонное корыто водой наполняется, видно, только после естественных осадков. На будке висит уже слегка проржавевший замок. Так что и сюда мусор везут не только машины Светланы Задворной, оснащённые ГЛОНАСС, но и все, кому надо избавиться от отходов. Понятно, что в системе они не отображаются.

Да, по поводу колоритного местного названия свалки в Поньге — когда-то сюда сливали содержимое выгребных ям многоквартирных домов посёлка. Лет тридцать возили. Потом стали и мусор сюда отправлять. Сверху его иногда тракторами сгребали, трамбовали. Отсюда и «говнодавка».

Мусор будут вывозить дирижаблями?

Свалки в Поньге и Малошуйке уже должны быть рекультивированы. По планам прошлого правительства — в 2020 году. Какие действия с ними планирует провести нынешнее — пока неясно. Зато ясно одно — чёткого плана, что делать с такими свалками, которые существуют по всей области, практически возле каждого муниципального образования, у правительства нет.

Как вывозить на обозначенные господином Автушенко три мусоро-сортировочные станции горы накопленных десятилетиями ТКО из отдалённых районов Архангельской области? Туда даже погрузочную технику пригнать проблематично, что уж говорить о систематических рейсах мусоровозов с левого берега Онеги, где ни мостов, ни нормальных дорог. А ведь есть ещё свалка в Нименьге, куда дороги практически нет. Есть Вилегодский, Верхнетоемский, Лешуконский районы… Да и остальные недалеко ушли в плане транспортной доступности. Разве что дирижаблями будут вывозить, как уже шутят северяне.

Во всяком случае, пока не видно, что у областного правительства и регионального оператора есть внятный реалистичный план выведения «мусорной проблемы» в регионе на современный уровень. А ведь именно цивилизованный подход к системе обращения с ТКО был целью государственной реформы.


Р.S.

ГЛОНАСС на состояние свалки не влияет

Пока же губернатор Александр Цыбульский как свидетельство исполнения своего слова приводит старт создания онлайн-мониторинга системы обращения с ТКО. Как сообщает Александр Витальевич, в единую базу уже «заносится вся информация по участникам системы обращения с ТКО (перевозчикам, регоператору, балансодержателям контейнерных площадок). Задача — настроить работу системы таким образом, чтобы любой житель области смог в режиме онлайн увидеть движение спецтранспорта по вывозу отходов, время обслуживания контейнерной площадки».

— При этом система, которую мы разрабатываем, ставит перед всеми перевозчиками задачу по оснащению транспорта системой Глонасс. Это условие обязательно для всех без исключения участников системы обращения с ТКО, пишет Александр Цыбульский.

Как видим, на примере свалки в Малошуйке, оснащение мусоровоза системой ГЛОНАСС абсолютно не влияет на состояние свалки.

P.P.S.

Фото https://vk.com/pnparh?z=photo-180464391_457258850%2Fwall-180464391_214983

И Холмогорский район в обойме

А 21 июня в одном из интернет-сообществ появилась информация об организации около кладбища «Подзавалье» в МО «Емецкое» Холмогорского района очередной «площадки временного накопления». В январе 2020 года районная администрация выдала разрешение на 6 месяцев. По истечении срока регоператор продолжил возить туда отходы. Тогда эксплуатацию этой ПВН продлили ещё…


Комментарий

Хватит втирать очки

Эдуард Володенков, депутат Архангельского областного Собрания депутатов по Онежскому и Приморскому районам:

— Одно дело рассуждать теоретически, и совсем другое — увидеть всё собственными глазами и ощутить на себе все прелести действительности. Думаю, что если бы господа из правительства Архангельской области проехались бы хоть раз по свалкам Онежского, Холмогорского, других районов Архангельской области, да ещё теми маршрутами, по которым происходит логистика, оптимизма бы у них сильно поубавилось. И те очки, которые они нам втирают, приобрели бы хоть какую-то резкость.

Изначальной стратегической ошибкой было заключать контракт с региональным оператором, созданным орловской командой под конкретные цели, с уставным капиталом в десять тысяч рублей. Чтобы начать хоть какую-то деятельность им нужно было собрать деньги с населения и предпринимателей, да ещё и тариф увеличить. Плоды этого решения мы пожинаем сегодня. Полнейший непрофессионализм и фикция. Если ещё наши города и посёлки и не заросли мусором, то в этом заслуга, прежде всего, конкретных работников на местах — водителей, трактористов, специалистов компаний-перевозчиков, но никак не регионального оператора и профильных министров.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: