Семь студенток отреставрировали шесть кенозерских икон
Юлиана Прус
Шесть отреставрированных икон стали итогом учебной практики. Реставрация ещё одной, наиболее аварийной, иконы будет продолжена в мастерских института, сообщает пресс-служба Кенозерского национального парка.
Иконы, написанные для церкви во имя апостола Андрея Первозванного и Ильи Пророка деревни Ведягино в Кенозерском нацпарке, датируются концом XIX — началом XX века. Работу для храма 1899 года постройки выполнили семь студенток реставрационного отделения Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств и их руководитель Максим Демин.
Выбранный иконостас очень необычен для Кенозерья. Святые образы написаны на холстах, натянутых на деревянные щиты, в то время как иконы для кенозерских храмов и часовен чаще всего писали на досках.
От первого лица
Максим Демин, руководитель учебной практики, старший преподаватель МГАХИ имени В.И. Сурикова:
— Из всего иконостаса сохранилось только семь икон. В них прослеживаются как минимум три иконописца. Некоторые иконы написаны очень тонко, часть образов, схожих по технике и манере письма, выполнены менее профессиональной рукой, а обводка нимбов и надписи сделаны рукой несмелой, неуверенной — скорее всего, каким-то подмастерьем. А поскольку все иконы написаны на одинаковых фабричных холстах с использованием одних и тех же красок, то можно с уверенностью сказать, что созданы они одной артелью. В целом, это был очень нарядный, очень красивый, очень профессионально выполненный иконостас. Конечно же, мы очень надеялись, что на оборотах после демонтажа холстов сможем обнаружить авторские подписи, клейма, печати, штампы или что-то ещё, что помогло бы нам определить авторство этих икон или хотя бы место их изготовления, но мы ничего подобного не обнаружили.
Все иконы были сильно загрязнены, имели многочисленные мелкие прорывы и проколы холста, потёртости и утраты красочного слоя. Но самое худшее — деформации и провисания ткани. «Мышечная память» холстов, их внешняя форма, зафиксировавшаяся несколько десятилетий назад, с большим трудом поддавалась воздействию, но благодаря верно выбранной методике и упорству студентов, холсты удалось выпрямить и натянуть на новые экспозиционные подрамники.
Фото