Северные лики удивляют столицу – Северные Новости

16+

Северные лики удивляют столицу

Северные лики удивляют столицу

На прошлой неделе в Москве, в Галерее искусств Зураба Церетели (Академия художеств) открылась выставка «Иконы Каргополья. Возрождение».

Зелень и бархат для каргопольских гостей

Это совместный проект Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ). Итог многолетней совместной работы. 20 икон были в работе у мастеров ВХНРЦ буквально до самого открытия выставки.

А в общей сложности 150 уникальнейших памятников иконописи и деревянной пластики ХV – ХIХ веков, спасенных из закрытых и полуразрушенных храмов Каргополья в 60-е годы прошлого века, расположились на двух этажах, в пяти огромных залах. Чего стоит один лишь Деисусный чин конца ХV – начала XVI века, который был буквально эвакуирован реставраторами из-под руин падающей Никольской церкви с. Астафьево.

Площади,кстати, поначалу испугали наших специалистов по древнерусскому искусству. Ведь икона привыкла к атмосфере камерности и приглушённому свету, а тут простор и иллюминация. Но стены покрыли глубоким зелёным, задники для скульптуры затянули чёрным бархатом, а подсветку сотворили матовую, приглушённую, как в храме. И все сразу сложилось.

Четыре часа на комментарии журналистам

До Москвы образа добрались на удивление благополучно. На удивление, во-первых, потому, что даже финская спецтехника, бывало, не справлялась с перевозом. То уголок отломится от святыни, то ещё чего. Но тут Москва носилась с выставкой, как с писанной торбой. Без реставраторов ничего не предпринималось.

Ещё до приезда был установлен климат контроль. Распаковка под контролем специалистов. Нет, конечно, без мужика со слесарным инструментом не обошлось. Но им доверили только открытие ящиков. Доставали и размещали лики на стенах исключительно реставраторы.

А во-вторых, потому что выставка многострадальная. Ещё лет восемь назад она должна была открыться. Но случился пожар в ВХНРЦ. Потом цепь разных препятствий. Словом, пришлось несколько раз откладывать. Не были уверены, что и на этот раз получится. Поэтому и с каталогом не форсировали, он пока не вышел.

Но, несмотря на все это, первые дни выставки показали, что без внимания она не останется. На открытии огромные залы были не просто забиты по завязку, снаружи, не обращая внимания на снегопад, стояла толпа невместившихся, надеющихся попасть.

Руководитель проекта, , доктор искусствоведения Татьяна Кольцова (Архангельск, ГМО «Художественная культура Русского Севера») потратила четыре часа на комментарии различным центральным СМИ.

Старообрядческая тайнопись в иконе

А те, что попали в залы, никак не хотели расходиться, потому что такое увидишь нечасто.

Среди экспонатов работы ХV- ХIХ вв. Есть подписные, с точной датой создания. Это большая редкость в иконописи. Особенно интересна группа резных икон местных старообрядцев, с таинственными криптограммами (тайнописью), расшифровать которые можно лишь обратившись к древним текстам.

Вообще, каргопольская культура, развивавшаяся вдали от крупных городов многолика, удивительна и ни на что не похожа. Местные мастера упоминаются в документах с ХVI века.

Особенно самобытны работы коргопольских резчиков, создавших новый образ святителя Николая, превратившегося в символ русского воинства. Скульптуру помещали в киот со створами, затем расписывали. Такое вот совместное творчество резчика и иконописца.

Одной из жемчужин выставки специалисты считают икону – «Богоматерь с младенцем и пророк Илия», созданную во второй половине ХV века, принадлежавшую первым православным переселенцам из Великого Новгорода.

Академия художеств планирует организовать на базе экспозиции научную конференцию, с участием ведущих специалистов страны в области древнерусского искусства.

Два краденых образа уже не спасти

Выставка закроется 17 февраля. Но только в Москве. Потом она вернётся на родину, в Архангельск и будет представлена землякам в залах Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Кроме того, в дни проведения «Арктического форума» в Архангельске к выставке прибавятся ещё несколько десятков спасённых икон. Тех, что четыре года назад были украдены из Богоявленского храма села Ошевенское.

Более сорока икон были в розыске очень долго. Их нашли. Но, в результате долгого хранения в страшных для этих хрупких произведений условиях, образа сильно пострадали. Две большие иконы уже не спасти. Их грабители просто варварски бросили в лесу, чтобы уже никогда к ним не возвращаться.

Несмотря на это, было решено показать архангелогородцам и гостям все возвращённые лики. В том виде, в каком те были обретены, без реставрации. Под ошевенские иконы будет выделен целый зал.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: