Шхуна еще в проекте, а вокруг уже толпа – Северные Новости

16+

Шхуна еще в проекте, а вокруг уже толпа

Шхуна еще в проекте, а вокруг уже толпа

Вчера вечером в Северном морском музее прошла презентация проекта «Поморская шхуна». Евгений Шкаруба, руководитель клуба «Морские практики», Евгений Тенетов, директор Северного морского музея и судостроители из Норвегии рассказали о русско-норвежском проекте по возрождению и развитию традиционного судостроения.

Уютное судно для неуютных морей

Ну, а если попросту, в Архангельске скоро начнется строительство деревянного парусно-моторного судна, 20-ти метров в длину. Подробно о проекте мы писали 9-го февраля. Автор идеи, Евгений Шкаруба, говорит, что шхуна будет идеальная, живая, с четырьмя двухместными каютами, оснащенными собственными гальюнами, с печками, баней, кают-компанией. Уютное судно для неуютных морей.

Шхуна хоть и задумана по образу и подобию тех, на которых наши предки по студеным морям ходили, но никто не собирается делать ее по-старинке. Технологии замешаны на многовековых традициях и новейших технологиях. Ковать специальные гвозди и вить канаты строители не станут. Корпус как прежде создадут, а начинка будет самая современная. И паруса из ткани, которая не гниёт. Чтобы по волнам – с удобством.

Верфь поставят прямо на Красной пристани. Стилизуют под ангар для гидросамолета, как на Соловках, что архитектурно не противоречит устройству пристани. Кроме того, в ангаре разместится непростая верфь. Будет оборудована наблюдательная площадка, чтобы те, кто не может принять участие в постройке, смогли наблюдать за процессом.

Только в Архангельске, где родилась морская держава

И денег потребуется немало. Их планируется собрать. Очень много заинтересованных проектом в Москве. Даже строить предлагали в Подмосковье. Но Евгений решил, что история эта поморская, и делать её надо только в Архангельске, где родилась морская держава. Где должны ходить суда предков, собирать туристов, возрождать прежний дух и исторически оживлять пейзаж.

Часть средств будет выделена Баренц-секретариатом. Надеются авторы проекта и на губернаторскую помощь. Тем более, что верфь останется области. Мастера обучены. И поморские суда можно будет делать уже самим. Хоть для себя, хоть на продажу.

Вытаскивают из бани и ювелирно втискивают

Норвежские спецы, приехавшие неделю назад лес для шпангоутов выбирать, рассказали, что очень давно на своей верфи под Тромсё реставрируют старинные суда, в традициях прошлого. Есть опыт и по строительству новых, по сохранившимся образцам. Имеется у их центра судостроения кузница, для ковки необходимых деталей и мастерская по изготовлению канатов.

Показали фильм о том, как они строят. Не работа – песня! Особенно впечатлил кусок, где огромную корпусную деталь вытаскивают из паровой бани, в которой она томилась два с половиной часа, и ювелирно втискивают в отведенное пространство. От процесса просто не оторваться.

Именно эти мастера будут наезжать в Архангельск, чтобы консультировать наших строителей-волонтёров. Сейчас отбирали лес на 25-м лесозаводе. Для разных деталей требуется древесина разного качества и обработки. Наша сосна для шпангоутов подошла. Еще обязательно нужен будет дуб, сказали кораблестроители.

Принесли, да не так подали

Шхуну планируется сработать за три года. Скоро объявят о наборе желающих. И мастер-классы запланированы. Желающие, кстати, заявили о себе уже на пресс-конференции.

Сама пресс-конференция получилась любопытной. Журналистов там было немало. Но нежурналистов набилось в музей в несколько раз больше пишущей и снимающей братии. Гардеробщица призналась, что за семь лет работы такой толпы не бывало, чтобы номерков не хватало. А, значит, тема всколыхнула.

И не просто всколыхнула. У многих горели глаза, и обида рвалась наружу вместе со словами о поморской гордости, о том, что надо бы самим это делать, а «не отдавать на сторону, москвичам и иностранцам всяким». Что «дело это наше поморское, что у нас соломбальская верфь есть, и мы все сами можем». Выходили поморы один за другим с одной на всех печалью, что «вот построят, и уйдет это в частные руки», «да они не по-прежнему сделают, современными инструментами да клеями».

И где все эти мои земляки до сего дня сидели, непонятно. Сами с усами, а на Двине ни одного воссозданного суденышка. Почему не строили, почему деньги да чертежи, хоть и в чужих землях не искали? А тут принесли им все на блюдечке с голубой каёмочкой, да не так подали!

Неприятно, конечно, когда в лицо тебе говорят, что память предков твоих тебе же, забывшему родство свое, и сиднем сидящему, вернуть хотят, совершенно бесплатно. Хочется крикнуть, да я сама все могу! Да поздно уже.

Правда, долго родному поморскому бесноваться на пустом месте не дали. Выступления в поддержку переросли в публичные лекции о нужности затеи и в очень развернутые предложения о воспитании на этом примере патриотизма у молодого поколения.

Комментарии

Василий Матонин, профессор, Председатель Архангельского отделения Союза писателей России:

Интересен процесс ее рождения

— Строительство корабля — дело красивое. Помимо результата — поморской шхуны, которая начнет ходить по северным морям, интересен процесс ее рождения. На временной верфи в центре города появится новый очаг жизни и приобщения к поморской культуре. У волонтеров и мастеров, причастных к работе, будет возможность научиться плотницкому и морскому делу. Станет строительство шхуны и воплощением мечты о морских походах.

 

Елена Шатковская, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Архангельской области, директор Кенозерского национального парка :

Мы тоже хотим быть причастны

— Это очень нужный нашим странам проект. Он объединяет народы и культуры. И хорошо, что он практический. В работе люди будут не только новые знания получать, но и ближе узнавать друг друга.

У нас в Кенозёрском парке тоже был совместный русско-норвежский проект. Плотники двух стран вместе восстанавливали часовни. Учились новым для себя секретам мастерства и наши, и гости. Это двустороннее обогащение.

И к проекту «Поморская шхуна» мы тоже хотим быть причастны. Потому что в Кенозёрском парке у нас шьют лодки: кенозёрки и лекшмозёрки. А на Онеге – карбасы. Лёкшмозёрские мастера будут учить своему ремеслу детей, чтобы не исчезли навыки, чтобы не ушёл промысел.

Андрей Шалёв, директор представительства Норвежского Баренцева Секретариата в России, почетный консул Королевства Норвегии в Архангельске: 

Драккар в гости к шхуне

— Нам однозначно нравится этот проект, и мы намерены поддерживать его в меру своих возможностей и полномочий. Он совершенно точно соответствует всем нашим приоритетам, поскольку включает в себя обмен опытом и компетенциями через границы и открывает возможности для огромного спектра новых направлений сотрудничества. И он имеет совершенно конкретный результат, которого, я надеюсь, мы достигнем.

Мы в Баренцевом секретариате заняты поиском и поддержкой тех смыслов, которые объединяют жителей российской и норвежской частей Баренцева региона. И во многом наша деятельность заключается в возрождении того, что уже существовало между нашими народами, причём, существовало веками.

Есть ощущение, что в этом могут быть заинтересованы очень многие. Осенью прошлого года в Архангельске был представитель музея викингов Тарье Бё. Летом следующего года он хочет прийти в Архангельск на драккаре. Это мощнейший музей в Норвегии с огромным ресурсом, который может стать партнером в развитии проекта.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: