Шведский прогноз для Архангельска пока не сбылся
15 лет назад, когда архангельские власти уничтожали историю города и страны, выкорчёвывая рельсы самой северной и последней трамвайной линии царской России, к нам приехали журналисты из Швеции. Окна гостиницы выходили как раз на этот мощный фронт работ. И коллеги, конечно, не могли не поинтересоваться, что за глобальная переделка идет в центре.
Рассказала им о кончине трамвая. Они аж остолбенели. «Вы – варвары!», — воскликнули иностранные гости. Но тут же добавили: «Как и мы…» И поведали, что так же уничтожали когда-то трамвай у себя в стране. Я удивилась, ведь сама видела, как в Стокгольме носятся по рельсам почти наши пассажирские вагончики. Шведы развели руками, мол, сломали, а через десятилетия восстановили. Потому что история, потому что экологично, потому что город украшает. «И вы восстановите», — оптимистично заявили коллеги.
«Вы – варвары!», — воскликнули иностранные гости. Но тут же добавили: «Как и мы…»
Со смертью трамвая городские краски потускнели
Пока шведский прогноз не сбылся. Но малый шажок уже сделан. Свою лепту в нужном направлении сделал завод «Красная Кузница» и ее экс-директор Николай Васьков. Лепта стоит в цеху. И вызывает всплеск ностальгии по детству.
Как едем из Маймаксы на Чумбаровку, к бабушке. Трамвайчик, приятно звеня и уютно покачивая боками, доезжает до разъезда и долго стоит в ожидании встречного, потом, торопливо подёргиваясь, катится в Соломбалу. На улице Валявкина — конечная и кольцо. Мы выходим и пересаживаемся на «единичку», которая уже везёт нас в центр.
Да столько ещё с тем трамваем связано, что… хоть отдельную книгу пиши. Без них краски архангельские потускнели. Уцелел лишь один. Но и тот чуть не потеряли.
Трамвайчик, приятно звеня и уютно покачивая боками, доезжает до разъезда и долго стоит в ожидании встречного, потом, торопливо подергиваясь, катится в Соломбалу. На улице Валявкина — конечная и кольцо. Мы выходим и пересаживаемся на «единичку», которая уже везет нас в центр.
Вот он передо мной. Такой же красно-жёлтый. Дверцы-гармошечки распахиваются, а там сиденья родные, деревянные… и я выпадаю из пространства 2019 года.
Но, вдруг где-то далеко слышу голос Николая Николаевича Васькова, вспоминаю, что я тут по работе и включаю диктофон:
— Он стоял у Гостиных дворов, и совсем разрушался. Ещё немного, и мы бы его потеряли. Даже не к чему было прицепляться, мы сделали «юбку». Здесь всё, что было, сгнило, рамы вывалились, всё переделывали. И потолок, и всё, всё, всё… Пульт управления старый и с той, и с другой стороны. А сделан он в 1957 году, город Усть-Катав. Государственный завод имени Кирова. Номер 1059. Освещение отремонтировали, оно подключается.
Можно садиться и ехать
Словом, «Красная Кузница» этот последний вагончик спасла.
— Делали трамвай все: и корпусники, и маляры, плотники. Да с таким чувством ответственности, с любовью. Ведь для каждого – это воспоминания. Сделано, сами видите, как игрушка. И это не макет, восстановленный трамвай действующий. Если на рельсы поставить, побежит. Двигатель работает, всё подключается. Можно садиться и ехать, — говорит Николай Николаевич.
Посидела за «рулем». Вроде бы, все несложно – рычаги, колеса, тумблеры. Но как управлять — непонятно. Особенно зимой, когда морозы. Вагоновожатыми, насколько помню, были, в основном, дамы. Представляю, как это всё интересно современным детям. Николай Васьков будто слышит мои мысли.
— У нас много экскурсий. Дети с удовольствием осматривают трамвай. Они такого не видели. Всех удивляет, что ещё сохранился, фотографируются.
Перевозим с места на место, чтобы не мешал
Но хочется, чтобы видели сохранившийся чудом трамвай не только детские экскурсии в цехе. Чтобы нашел он, наконец, свое место в городе. Чтобы каждый мог ненадолго вернуться в свое детство. Об этом мечтают и на заводе.
— Трамвай привезли на «Красную Кузницу в 2014-м. В 2015-м реставрация закончилась. Он был не покрашен, но уже сделан. А потом, начиная с 2015-го, перевозим с места на место, чтобы не мешал.
Но никак пока власти места не выберут, да не решат в каком качестве выставлять.
— Хотели сначала у Краеведческого музея, на улице поставить трамвайную остановку, сделать для него железную дорогу небольшую, и там показывать. Но потом от этого отказались. Предполагали, что установят в центре, у Главпочтамта. У Морского вокзала думали стоянку оборудовать, потом где-то на Московском, возле парка. Затем возникло предложение сделать в нём кафе. Мы были категорически против, — рубит воздух ладонью спаситель трамвая. — Мы на входе на «Красную Кузницу» его видим. Там и камера есть. И был бы он под наблюдением вахты. Можно сделать саркофаг прозрачный…
И как-то уже слегка обреченно продолжает:
— Даже историю этого трамвая или трамвайного движения в Архангельске можно было бы сохранить и показать в этом самом вагоне. Монитор большой установить бы, где можно будет показывать весь путь движения в старых фотографиях, хотя бы. Хорошо бы так «проехать» по всему маршруту, и посмотреть в 3D, как было раньше.
Архитекторы даже делали такой проект. Так он золотой вышел. А надо исходить из того, что бюджет не резиновый, нужно посмотреть, чтобы показать, как можно больше и как можно дешевле.
Историю этого трамвая или трамвайного движения в Архангельске можно было бы сохранить и показать в этом самом вагоне. Монитор большой установить бы, где можно будет показывать весь путь движения в старых фотографиях.
Саркофаг саркофагу рознь
Ловлю себя на мысли, что во всем согласна с Николаем Васьковым, кроме саркофага. На танк у «Полярного» мы давно уж смотрим сквозь мутное стекло. Хотя, саркофаг саркофагу рознь. И если сделать по уму, то может выйти вполне себе приличный павильончик.
И по месту – это безо всяких сомнений – Соломбала. Именно здесь, как я писала выше, были конечная и кольцо. Сюда сходились пути всех маршрутов. А так как место кольца сейчас хоть и буйно заросло, но пока не строевым лесом, еще есть возможность легко привести его в полный порядок.
И инфраструктуру обеспечить: туалет, кафешку — и панораму на реку открыть. Кроме того, фонтан наш многострадальный давно без дела простаивает. Почему бы его Соломбале не подарить? Должно получиться и красиво, и информативно. Соломбала заиграет.
Заинтересованность Годзиша вселила надежду
В недавнем нашем разговоре с директором Краеведческого музея Натальей Шпановой мы затрагивали трамвайную тему, она тогда сказала, что внутри трамвая можно будет показать историю улиц города, появления техники, транспортных средств. Вообще хронику, всё, что можно оцифровать. На ее взгляд, такие разработки были бы только в плюс объекту.
Танк, опять же, сюда, в Соломбалу, краеведы предлагали перенести, и парк у закрывшейся школы расчистить. В школе, кстати, есть возможность устроить дом детского творчества. То-то ребятишки и родители обрадовались бы . Да и для творческих взрослых мастерских осталось бы место. А так как всё это рядом, то сложился бы здесь, как любят говорить чиновники, отличный культурный кластер.
Кроме того, именно в Соломбале первая петровская верфь. И место это историческое вне доступности. Сейчас, когда Набережную Седова в порядок приводят, стоит и верфью заняться. Тоже ведь туристический объект. И о памятнике Петру в этом месте неплохо бы задуматься. Не о парадном, в мундире и регалиях, а о человеческом, с топором или под парусами.
— Сделать дорогу, причал, набережную — это одно, а сделать так, чтобы туда хотелось приехать — совсем другое, — сказала тогда Наталья Николаевна.
И добавила, что глава города Игорь Годзиш концепцией установки трамвая и устройства экспозиции в нем был крайне заинтересован, и даже свои идеи по этому поводу высказывал. Новость эта вселила надежду, хочется надеяться, что не напрасную.
Краткая история архангельского трамвая
- В Архангельске трамвай пустили 26 июня 1916 года. Инициатором трамвайного движения был городской голова Яков Лейцингер, но сам он до осуществления своей мечты не дожил (умер в 1914 году).
- Архангельский трамвай стал тридцать пятым и последним трамваем царской России. Для своего времени он был вершиной технического прогресса на Севере.
- Трамвайный путь в 15 километров шёл по центру города от улицы Архиерейской (ул. Урицкого) до Общины Красного Креста (ул. Суворова).
- К началу Великой Отечественной войны вагонный парк составлял 79 единиц. Трамвайные пути были проложены до лесозавода «Красный Октябрь», построены ветки в Соломбале, Маймаксе и до СЦБК.
- В отличие от других, исключительно пассажирских, архангельский трамвай в 1930-40-е годы перевозил грузы. Это были отходы лесопильных заводов, которые использовали как топливо в городских банях и на электростанции, и строительные материалы.
- Пережив разруху 1990-х годов, трамвай в Архангельске прекратил своё существование в начале 2000-х. Под разными предлогами, сначала в 2001 году укротили маршрут №1, затем, в мае 2003 года, закрыли движение по проспекту Троицкий. Последний оставшийся маршрут №2 энергетики отключили за долги в июле 2004 года.
- 7 сентября 2004 года собрание кредиторов Архангельского муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия приняло решение о закрытии трамвайного движения в областном центре. В Архангельске наступила эпоха «ПАЗиков».
-
https://youtu.be/gaWHfmKa7iA