Сохранить немногое оставшееся из культурного наследия Архангельска – Северные Новости

16+

Сохранить немногое оставшееся из культурного наследия Архангельска

Сохранить немногое оставшееся из культурного наследия Архангельска

Денис Данилов, Андрей Петров

Интервью с Михаилом Мильчиком

За последний год было много сказано о судьбе объектов культурного наследия Михайло-Архангельского монастыря. Рассказать об истории монастыря, его значении для культуры Русского Севера и ситуации со строительными работами на этом участке мы попросили Михаила  Мильчика, человека известного не только в России, но и далеко за её пределами, Архангельской области не чужому.

Досье

Михаил Исаевич Мильчик

кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, член Союза архитекторов России, научно-методического Совета Министерства культуры РФ, Президиумов Петербургского и Ленинградского областного отделений ВООПИиК, лауреат премий имени академика Д.С. Лихачева и «Хранитель наследия».


– Михаил Исаевич, в чём заключается значимость Михайло-Архангельского монастыря для истории города Архангельска?

– Это один из наиболее значимых сакральных и историко-культурных символов города, небесным покровителем которого является Архангел Михаил. Строительная история Михайло-Архангельского монастыря неразрывно связана с историей как Архангельска, так и всего Русского Севера. Он являлся одним из главных центров духовного просвещения. Одновременно это был и культурный центр: рядом находились музей старины и Древлехранилище. Снос монастыря в 1930-е годы нанёс невосполнимый урон городу, вычеркнув этот выдающийся ансамбль из истории отечественной архитектуры.

– Как Михайло-Архангельский монастырь, возникший первоначально в XV веке на мысе Пур-Наволок, оказался в урочище Нячеры (ныне перекрёсток ул. Урицкого и Набережной Северной Двины — прим.ред.)?

– После опустошительного пожара 1636 года архангельского «города» – деревянной крепости, на территории которой располагался Михайло-Архангельский монастырь, было решено перенести его на периферию.

План Архангельска 1694 года, фрагмент, где: 1 – Гостиные дворы; 2 – Михайло-Архангельский монастырь. Сборник Археологического института. СПб., 1880. Кн. 4. С. 117–118.

Его начали строить уже в том же году выше по течению Двины на небольшой правобережной возвышенности, носившей в XVII столетии название Нячеры. Место для него было выбрано так удачно, что вплоть до 1930-х годов монастырский ансамбль господствовал над бескрайней ширью двинских просторов. Особенно он был красив с реки, обозначая начало города.

– Каким был облик обители? Что прежде находилось за её оградой?

– Первоначально монастырь был деревянным. К югу от собора стояла церковь Пресвятой Богородицы. К ней примыкали трапезная и келарская, а между ними возвышалась колокольня на шести столбах. В ограде были две игуменские кельи, восемь братских, хлебная келья, поварня, кузница, хлебные амбары, амбары для соли и рыбы, квасной погреб. За оградой на широком пространстве находились хозяйственные службы: ветряная мельница, служебная келья, конюшенный и коровий дворы. У монастыря были своя пристань для судов, рыболовные тони.

Расположение Михайло-Архангельского монастыря на генеральном плане Архангельска 1787 года, где: 1 – Гостиные дворы; 2 – Михайло-Архангельский монастырь. Атлас Архангельской губернии 1797 года. РГИА. Ф. 1350. Оп. 312. Д. 1. С. 100–101.

В 1689–1699 годах на месте деревянного собора был сооружен величественный каменный Михайло-Архангельский собор – самый древний среди церквей Архангельска. Возводили собор на пожертвования, которые собирались не только в Архангельске, но и в Москве. Архитектура монастырского собора восходит к Успенскому собору Московского Кремля – главному храму России, хотя и не повторяет его буквально.

Собор был освящен 17 сентября 1699 года архиепископом Афанасием. С 1811 по 1829 годы строилась каменная восьмигранная ограда, заменившая более древнюю деревянную многоугольную в плане ограду. В 1820 году над святыми воротами построена новая колокольня. Пристройка к колокольне в 1897 году одноэтажных каменных флигелей выделила её ярусы и завершила речной западный фасад монастыря.

Некоторые башни каменной ограды использовали под жилье, и потому в них сложили русские печи. Четыре башни сдавали под постой, три использовали под кладовые, одну – под ледник. В 1841 году была выстлана каменная мостовая от собора до самой Въезжей дороги (ныне пр. Ломоносова), на которую выходили монастырские ворота. К концу XIXвека за оградой обители продолжало находиться монастырское кладбище.

Комплекс Михайло-Архангельского монастыря, где: 1 – Михайло-Архангельский собор (1699–1930 гг.); 2 – колокольня (1821 г.); 3 – каменный двухэтажный флигель к югу от собора (1896–1940-е гг.); 4, 5 – южные башни. Открытка 1902 года, изд. И.М. Шмакова. Вид с юго-востока.

– Почему строительные работы на участке, расположенном на перекрестке ул. Урицкого и Набережной Северной Двины, должны быть приостановлены?

— Территория Михайло-Архангельского монастыря имеет огромное историко-градостроительное и мемориальное значение. Поэтому с самого начала Инспекцией по охране памятников Архангельской области должен был быть определен особый режим охраны. К сожалению, этого не было сделано. Строительные работы должны были быть незамедлительно приостановлены ещё на начальном этапе, на основании того, что были инициированы без положенной в этих случаях по закону государственной историко-культурной экспертизы, без прохождения согласования проекта по сохранению объектов культурного наследия.

Разрушение куполов собора монастыря архистратига Михаила. Фотография зимы 1929–1930 года

Непосредственно на территории, огороженной под строительство, был выявлен фундамент монастырской башни и еще целый ряд объектов археологического наследия. Само по себе это является серьезным основанием для остановки работ и отзыва разрешения на строительство. Проведённые охранные раскопки лишь на малой части участка застройки в очередной раз показали, сколь значительная для города часть истории была утрачена в ходе рытья котлована застройщиком.

План Михайло-Архангельского монастыря в поквартальной книге 1828 г.: 1 – Михайло-Архангельский собор (1699 г.); 2 – кельи; 3 – Архимандричий дом; 4 – конюшня; 5 – сеновал; 6 – колокольня; 7 – пруд; 8 – башни от ограды; 9 – ограда; 10 – архиерейский дом.

Кроме того, этот участок, находится в непосредственной близости от Архиерейского дома – памятника архитектуры регионального значения. Любые строительные работы в радиусе 100 м от него также запрещены.

Территория застройки на спутниковом снимке (перекресток ул. Урицкого и набережной Северной Двины, где: 1 – огороженный участок строительства компании «Аквилон-Инвест» (обозначен черной линией); 2 – котлован площадью более 5 тыс. кв. м, вырытый застройщиком в период с июня по декабрь 2019 г. без археологических изысканий и экспертиз; 3 – траншеи под коммуникации (обозначены красной линией), прорытые подрядными организациями «Аквилон-Инвеста» в сентябре-ноябре 2019 г.; 4 – каменный флигель ограды Михайло-Архангельского монастыря, прорезанный траншеей; 5 – траншеи под коммуникации (отмечено синей линией), прорытые экскаватором (наблюдение осуществляли лаборанты Института археологии РАН, г. Москва, в отсутствии держателя открытого листа); 6 – участки наблюдения за земляными работами (осуществлял Институт археологии РАН); 7 – башня ограды Михайло-Архангельского монастыря, часть сохранившегося фундамента которой была повреждена ковшом экскаватора, а затем расчищена археологами; 8 – башня, расположенная на трассе коммуникации, прорытой экскаватором на месте археологических наблюдений в отсутствии держателя открытого листа; 9, 10 – конюшня и хозяйственная постройка, расположенные на трассе прорытой экскаватором коммуникации; 11 – Михайло-Архангельский собор (1699–1930-е гг.). Использован план монастыря 1912 г.

– Как вы можете прокомментировать заявления представителей компании «Аквилон», а также некоторых архитекторов – сторонников стройки, в адрес научной общественности Архангельска и Санкт-Петербурга, выступившей в защиту исторического и культурного наследия?

Борта котлована, разрытого на участке за период с июня по декабрь 2019 г., по которым визуально прослеживается насыщенный культурный слой до 1,5 м

— Охрана памятников – прежде всего дело государства. У тех, кто сегодня говорит нам: «Где вы были раньше, когда на месте Троицкого собора был возведен Драмтеатр, а на месте северной башни Гостиных дворов – отель», нужно спросить: «Где были вы, занимавшие руководящие должности, когда беспощадно разрушался архитектурный облик Архангельска?». Гражданское общество в нашей стране только формируется, и то, что в Архангельске есть люди, готовые выступить в защиту истории своей страны, своего города – лучшее тому подтверждение.

– Как Вы в целом оцените нынешнюю ситуацию с сохранением историко-культурного наследия Архангельска?

– К великому сожалению, Архангельск по существу погублен, о чем вы можете прочесть в книге «Первые ворота Российского государства», но тем ценнее то немногое, что еще осталось и, в частности, место монастыря, которому в упомянутой книге уделено почти такое же внимание, как и Гостиным дворам. Должен сказать, что, увы, в застройке Архангельска пройдена точка невозврата, однако повторю: из этой констатации не значит, что можно уничтожать то немногое, что еще сохранилось из культурного наследия некогда замечательного города.

 

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: