Страшный суд до мурашек красноречив – Северные Новости

16+

Страшный суд до мурашек красноречив

Страшный суд до мурашек красноречив

В Архангельск из Москвы вернулись северные лики. Больше двух с половиной месяцев любовалась ими столица.

По оценкам сотрудников Галереи искусств Зураба Церетели (Академия художеств), выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» была суперпосещаемой. Патриархия и та не осталась в стороне, разместила в своем журнале большой материал о выставке. А под занавес, 15 февраля иконы собрали на конференцию еще и цвет российской науки.

Икона – организм живой

Сейчас основная часть икон уже размещена в залах музея ИЗО, чтобы выставку смогли оценить и архангелогородцы. Открытие намечено на шестое марта. А пока одни образа наблюдают со стен за неспешной работой музейщиков, другие проходят последорожный профилактический осмотр и получают симптоматическое «лечение».

Реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ), совместно с которыми наше Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» и готовило выставку, неусыпно наблюдали за иконами в Москве, и в Архангельск прибыли, чтобы отследить состояние. Все-таки большие переезды, чужие помещения, толпы народа дышат, кашляют, чихают.

По словам реставраторов, реанимации или хирургического вмешательства не потребовалось, но икона – организм живой. Они же изначально хрупки и хронически «больны». У одной доска от изменения климата гуляет, трещины дает, у другой грунт слабый, ненадежный, у третей грибок еще несколько веков назад завелся и выскакивает периодически. И все это надо предупреждать и подлечивать, чтобы не запускать. Одним словом – профилактика. Без нее в музейном «стационаре» никак.

Обычай этот вкрался к нам от иноземных поляков

Идем с Татьяной Кольцовой, родительницей выставки, уже по залам нашего музея. Она, как обычно, готова часами говорить о любом элементе каждой иконы. Ведь тут ни одной случайной. Каждая чем-то примечательна. Но дилетанта всегда тянет к тому, что первым бросается в глаза. И я сразу направляюсь к скульптуре Христа. В человеческий рост. Весь в каплях крови. Сидит и смотрит прямо на тебя.

Рядом маленькие скульптурки евангелистов. Тоже деревянные. Когда-то украшали царские врата.

Как так? У нас же не принято. Это ведь какая-то католическая направленность. Неужели разрешали? У Татьяны Михайловны ответ готов:

— Еще в 1721 году Петр Первый закон выпустил о запрете деревянной скульптуры и христианских резных икон. Говорил так: «Обычай этот вкрался к нам от иноземных поляков». Но именно скульптуры Христа не были запрещены. Касалось это лишь святых.

Древние тексты – как шифр

Сорок икон показываются впервые. Работы датируются ХV- ХIХ вв. Есть редчайшие подписные доски. Очень интересен старообрядческий ряд, потому что родной для Севера. И из-за криптограмм, расшифровать которые можно лишь углубившись в древние тексты.

Специалисты считают драгоценностью выставки – икону «Богоматерь с младенцем и пророк Илия» из Никольской часовни деревни Бухалово на Кенозере. Потому что она принадлежала первым переселенцам, пришедшим на Онегу из Великого Новгорода. Датируют ее второй половиной ХV века.

Но на самом деле, драгоценностей тут… куда взгляд не кинь. Но это самим прийти надо, чтобы оценить. Расскажу лишь о тех, которые заставили остановиться меня. Вот икона есть, а храма, в котором она людям помогала, уже и нет на земле. Таков, например, Деисусный чин (конец ХV – начало XVI века). Его когда-то спасли реставраторы из-под руин падающей Никольской церкви села Астафьево.

Ищите, и найдёте

Впервые показывается икона «Страшный суд», созданная в середине ХIХ века. Написана не темперой, а маслом. Настолько сложна, что можно много часов изучать детали и письмена. Зато к концу постижения ты будешь точно знать, за какие прегрешения что тебя ждет. И видеоряд убедительно, аж до мурашек, красноречив.

Недалеко от страшного суда редкость иного рода. В живописную старообрядческую раму вставлена вполне себе никонианская икона. Необычны и совершенно черный прорезной образ святителя Николая XVIII века, и яркая, сложнейшая по орнаменту икона «Троица Новозаветная». Любили у нас на Севере составные образа. Лик вырезался, к примеру, из царских врат и, как пазл, вкладывался в подготовленную икону. И на выставке такое чудо есть. Если не знаешь, то и не заметишь.

У каждой иконы своя история, своя потайная дверка. Главное, не пропустить, войти, увидеть и спросить. Тогда ваш мир станет богаче. Не зря сказано — просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: