У каждого помора свои пригонохи – Северные Новости

16+

У каждого помора свои пригонохи

У каждого помора свои пригонохи

Владислав КОРЕЛИН

Как в поморской деревне Яреньга сохраняют промысловые традиции

В деревне Яреньга, на Летнем берегу Белого моря, помнят и сохраняют наследие прошлого. Каждый экспонат музея-парка поморского быта — целая история.

Поддержали всем миром

Александра Леонтьевна Серухина возглавляет Яреньгский ДК с 2017 года. Тогда же и появилась идея создать музей.

 

Первым делом будущие музейные помещения отремонтировали и покрасили. Помогали в обустройстве сотрудники Дома культуры: Ольга Михайловна Гуляева мыла, чистила и реставрировала экспонаты, а кочегары зимой пилили и строгали доски. Прямо в музее, поскольку на улице шёл снег.Нашлись и спонсоры благого начинания — рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина, МО «Пертоминское», музей народных промыслов и ремёсел Приморья. Проект «Музей— парк поморского быта», кстати, победил в конкурсе проектов развития территориального общественного самоуправления Приморского района.

Прялки — из Мезени, мочко — из Лопшеньги

Под одной крышей собраны здесь самые разные экспонаты — от наконечников копий первого тысячелетия нашей эры до прялок из Мезени. Прялки эти яреньжане получали в обмен на добытую в Белом море рыбу, которую летом перевозили на шхунах и шкерах, а зимой — на санях.

Обмен производили и с соседями из Лопшеньги. На этот счёт даже сложилась поговорка про яреньжан, мол они умеют только рюжи вязать, а как за мочком — так едут в Лопшеньгу, за рожью — в Луду.

В окрестностях деревни находились две варницы, где добывали соль — одна из них располагалась у озера Солёного. А в верховьях реки Яреньги добывали жемчуг. Его можно увидеть на забороснике, женском подковообразном шейном украшении второй половины XIX века, представленном в музейной экспозиции. Шкатулки же местные мастера украшали деревянной резьбой и ракушками.

Шили вичью, конопатили мхом

Рыбу яреньжане добывали на поморских промысловых судах — карбасах. Их шили мастера, соединяя матицу (киль) с кокорой, на которую потом крепили опруги (шпангоуты — поперечные рёбра судна). Получившуюся конструкцию обшивали набоем (сосновыми досками) толщиной около 18-22 мм.

В корпусе лучковым сверлом с лопаткой на конце проделывали отверстия, через которые карбас и сшивали вичью.

Затем его конопатили мхом и просмаливали.

— Иногда карбас, как у нас говорят, выходил качко’й, то есть неустойчивый, — рассказывает Александра Серухина.

Для промышленного лова в рыболовецком колхозе «Заря» (ныне — «Рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина») шили карбаса как от трёх до пяти тонн, так и поменьше, подъездки. Начиная с 1890-х годов, в деревне насчитывалось 13 мастеров, владеющих этим ремеслом. И сейчас в Яреньге живёт один из них — Виталий Андреевич Пирожников. За свои 62 года он сшил более десятка карбасов, последний — в 2007 году. В парке-музее есть и карбас его отца, Андрея Фёдоровича. Обучались же мастерству по правилу: хочешь знать — смотри.

Чужих на тоню не приглашали

Были у яреньжан и свои пригонохи — суеверия. Так, изношенные вёсла ломали, чтобы они не достались другим, да и посторонних на тоню не приглашали, чтобы не сглазили остаться без улова.

А вот на зверобойный промысел в море выходили вчетвером: укрывались буйном (парусом), из глины мастерили печь, где разводили огонь и готовили еду, а питались  сушёными ягодами и рыбой — сушиком, а ещё сухарями.

Чтобы карбас было легче спускать на воду, использовали катки из брёвен. Для затаскивания на берег к ним прибавлялся ворот — насаженное на кол полое бревно, вокруг которого обматывалась веревка с петлёй на конце, куда продевалась длинная палка.

И ворот, и зверобойная лодка 1958 года тоже тут, в музее-парке под открытым небом.

Находка для коллекции

Совсем скоро здесь появятся новые экспонаты. В декабре при поддержке музея народных промыслов и ремёсел Приморья в ДК откроется новая выставка — «Яреньга. Сквозь волны времени».

А толчок к созданию экспозиции дала находка Александры Серухиной — картина архангельского художника Владимира Васильевича Сараева (предположительно), любившего творческие поездки на побережье Белого моря в середине 1960-х. Загрунтовал, заклеил и очистил полотно другой известный художник из Архангельска — Рашид Сагадеев, побывавший в Яреньге этим летом.

Проект новой экспозиции получил субсидию по конкурсу целевых проектов социально-ориентированных НКО Приморского района. Благодаря этому музейное помещение отремонтируют, появятся стенды с историей поморской деревни и старыми фотографиями местных жителей. Коллекцию предметов музея пополнят киль от недошитого карбаса, гармонь, патефон и виниловые пластинки.

Фото автора и из архива музея


Словарь

Вичья — распаренные корни или ветки можжевельника

Кокора — часть хвойного дерева с корнем.

Мочко — подкисшая рыба, в которую макали хлеб.

Пригонохи — предрассудки, суеверия.

Рюжа — рыболовные снасти.

Тоня — место для вылова рыбы.

 

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: