У каждого помора свои пригонохи

Владислав КОРЕЛИН
Как в поморской деревне Яреньга сохраняют промысловые традиции
В деревне Яреньга, на Летнем берегу Белого моря, помнят и сохраняют наследие прошлого. Каждый экспонат музея-парка поморского быта — целая история.
Поддержали всем миром
Александра Леонтьевна Серухина возглавляет Яреньгский ДК с 2017 года. Тогда же и появилась идея создать музей.
Первым делом будущие музейные помещения отремонтировали и покрасили. Помогали в обустройстве сотрудники Дома культуры: Ольга Михайловна Гуляева мыла, чистила и реставрировала экспонаты, а кочегары зимой пилили и строгали доски. Прямо в музее, поскольку на улице шёл снег.Нашлись и спонсоры благого начинания — рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина, МО «Пертоминское», музей народных промыслов и ремёсел Приморья. Проект «Музей— парк поморского быта», кстати, победил в конкурсе проектов развития территориального общественного самоуправления Приморского района.
Прялки — из Мезени, мочко — из Лопшеньги
Под одной крышей собраны здесь самые разные экспонаты — от наконечников копий первого тысячелетия нашей эры до прялок из Мезени. Прялки эти яреньжане получали в обмен на добытую в Белом море рыбу, которую летом перевозили на шхунах и шкерах, а зимой — на санях.
Обмен производили и с соседями из Лопшеньги. На этот счёт даже сложилась поговорка про яреньжан, мол они умеют только рюжи вязать, а как за мочком — так едут в Лопшеньгу, за рожью — в Луду.

Шили вичью, конопатили мхом
Рыбу яреньжане добывали на поморских промысловых судах — карбасах. Их шили мастера, соединяя матицу (киль) с кокорой, на которую потом крепили опруги (шпангоуты — поперечные рёбра судна). Получившуюся конструкцию обшивали набоем (сосновыми досками) толщиной около 18-22 мм.
В корпусе лучковым сверлом с лопаткой на конце проделывали отверстия, через которые карбас и сшивали вичью.
Затем его конопатили мхом и просмаливали.
— Иногда карбас, как у нас говорят, выходил качко’й, то есть неустойчивый, — рассказывает Александра Серухина.

Чужих на тоню не приглашали
Были у яреньжан и свои пригонохи — суеверия. Так, изношенные вёсла ломали, чтобы они не достались другим, да и посторонних на тоню не приглашали, чтобы не сглазили остаться без улова.
А вот на зверобойный промысел в море выходили вчетвером: укрывались буйном (парусом), из глины мастерили печь, где разводили огонь и готовили еду, а питались сушёными ягодами и рыбой — сушиком, а ещё сухарями.

И ворот, и зверобойная лодка 1958 года тоже тут, в музее-парке под открытым небом.
Находка для коллекции
Совсем скоро здесь появятся новые экспонаты. В декабре при поддержке музея народных промыслов и ремёсел Приморья в ДК откроется новая выставка — «Яреньга. Сквозь волны времени».
А толчок к созданию экспозиции дала находка Александры Серухиной — картина архангельского художника Владимира Васильевича Сараева (предположительно), любившего творческие поездки на побережье Белого моря в середине 1960-х. Загрунтовал, заклеил и очистил полотно другой известный художник из Архангельска — Рашид Сагадеев, побывавший в Яреньге этим летом.
Проект новой экспозиции получил субсидию по конкурсу целевых проектов социально-ориентированных НКО Приморского района. Благодаря этому музейное помещение отремонтируют, появятся стенды с историей поморской деревни и старыми фотографиями местных жителей. Коллекцию предметов музея пополнят киль от недошитого карбаса, гармонь, патефон и виниловые пластинки.
Фото автора и из архива музея
Словарь
Вичья — распаренные корни или ветки можжевельника
Кокора — часть хвойного дерева с корнем.
Мочко — подкисшая рыба, в которую макали хлеб.
Пригонохи — предрассудки, суеверия.
Рюжа — рыболовные снасти.
Тоня — место для вылова рыбы.