В Архангельске открывается «ядерная» выставка – Северные Новости

16+

В Архангельске открывается «ядерная» выставка

В Архангельске открывается «ядерная» выставка

Сегодня, 27 февраля, в Архангельске начинаются торжества, посвящённые столетию со дня рождения Фёдора Абрамова.

Чем живём? Чем кормимся?

Череду событий, так или иначе связанных с именем нашего великого земляка, запускает с утра Международная научная конференция «Братья и сестры в русском доме: творчество Фёдора Абрамова в контексте литературной и общественной жизни XX-XXI веков». Продолжит открытие выставки «Переполненный Россией» в Историко-архитектурном комплексе «Архангельские Гостиные дворы». А завершит первый день Торжественный вечер в Архангельском театре драмы, куда вход исключительно по пригласительным билетам.

Кстати, для дизайна пригласительного кто-то (было бы интересно посмотреть на этого человека) из правительства области, возможно даже из министерства архангельской культуры выбрал знаменитое письмо Абрамова землякам «Чем живём-кормимся». Правда, «творчески» переиначив его, превратив в два вопроса: «Чем живём? Чем кормимся?» И из пронизанного болью и правдой абрамовского обращения к людям вышел вполне себе рядовой заголовок для анкетирования. Да, между прочим, статистический отчёт новгородского областного правительства именно так и называется.

Книгу так и не издали, а макет сохранился

Накануне открытия выставки «Переполненный Россией. К 100-летию со дня рождения Ф.А. Абрамова» я заглянул в Гостиные дворы. За неполные полтора часа моего там пребывания, чудесным образом заполнились витрины с документами советской поры, разложились прижизненные издания абрамовской прозы, вознёсся деревянный конь в проёме окна, заиграло музыкальное сопровождение, оторвались прислонённые к стене фотографии. И глаза пинежских старух уже лукаво смотрят на тебя.

Про эту выставку до открытия говорят — «ядерная». Я сказал бы — «термоядерная». Пять залов — каждый по своему интересен.

Литературно-художественный. Рукописи, книги Абрамова и работы художников к его произведениям. Экспонируются литографии петербургской художницы Елены Натаревич из фондов музея. Полвека назад создавала она их для повестей «Пелагея» и «Алька». Но так и не увидело свет то издание, ни в советское время, ни позже. А макет книги сохранился. Среди литографий есть и портреты Фёдора Александровича, с которым художница виделась за полгода до его смерти.

Напротив работы архангельских художников — Зимирева, Сюхина… К скульптурным творениям Сергея Никандровича можно относиться скептически, но то, что художник-иллюстратор он классный, признать стоит.

Изгородь на сцене так и ждёт Абрамова

Театральный зал. Афиши премьер с автографами актёров, режиссёров, благодарных зрителей. Ленинградский малый драматический театр привёз землякам Фёдора Абрамова спектакль «Дом». Цена билета рубль шестьдесят. Московский драматический театр имени Гоголя. Легендарные «Две зимы и три лета» Архангельского театра драмы в постановке Эдуарда Симоняна. Афиша с обращениями в адрес Фёдора Александровича и вечным хулиганским заявлением вверху — «Саша козёл».

Сцена, где ещё неясно что, но обязательно что-то будет происходить. Изгородь, которая ждёт, что вот-вот и выйдет к ней Абрамов в ватнике, и обопрётся на неё, и посмотрит то ли вдаль, то ли тебе в душу.

Родные лица и самое сокровенное

Зал советской эпохи, с плакатами, передовицами «Советской России», «Ленинского завета» «Известий» и разных «Правд». Пишущая машинка — второй рабочий инструмент писателя, первый — перо. Фотокамера. Смешная. Но дело своё делала исправно.

Фотографии земляков, пинежан, веркольцев, обитателей Карпогор. Старые, молодые, совсем юные, детские — лица ушедших эпох.

И Кааба писателя, святая святых, самое сокровенное. Чёрные мысли на сером кубе. Те, которые пишешь для себя. В дневнике. В стол. И вот ты совершаешь таваф**, медленный, вчитываешься в каждый отрывок, в каждую фразу, в каждую мысль. Сопоставляешь с датой, когда они написаны, и проникаешься ещё большим уважением к человеку Фёдору Абрамову.

Только вот как подумаешь, кто придёт резать ленточки и говорить речи о правде, о жизни по-Абрамову… грустно становится. Это их появление предрекал, их боялся, их ненавидел писатель. А вот поди ж ты… придут и откроют. В 16 часов.

Но выставка-то будет ждать всех, кому дорого живое абрамовское слово. До октября. Год Абрамова ведь только начинается.


* Кааба — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной мечети в Мекке.

** Таваф (араб.) — ритуальный обход против часовой стрелки вокруг Каабы.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: