Жан-Поль Шапель: Культура не в Москве. Культура в архангельской деревне – Северные Новости

16+

Жан-Поль Шапель: Культура не в Москве. Культура в архангельской деревне

Жан-Поль Шапель: Культура не в Москве. Культура в архангельской деревне

Делегация преподавателей Архангельского педагогического колледжа (АПК) начала подготовку к визиту во Францию. В июне по приглашению французской стороны инициативная группа намеревается на месте изучить возможности обмена студентами с Европейским учебным центром Компаньонов в Лиможе.

В марте небольшая французская делегация гостила в Архангельской области. Искали поселения, которые могли бы претендовать на звание «Самой красивой деревни России». В числе французов был и Жан-Поль Шапель, редактор журнала «Компаньоны и мастера». В сентябре прошлого года он стал участником реконструкции колодца в деревне Кильца, вошедшей в число 100 самых красивых деревень России.

Деревня Кильца Мезенского района

После окончания пресс-конференции корреспондент «Северных новостей» задал французскому гостю несколько вопросов.

У молодых проблемы с паспортом, приехали старые

— Жан-Поль, как так случилось, что француз вдруг занялся восстановлением колодца в архангельской деревне?

— На самом деле, это вовсе не случайно. Жители деревни Кильца, которая входит в список ста самых красивых деревень России, приехали во Францию. И они посещали деревни той области, где я живу. Мы их принимали в резиденции «Компаньонов»…

Жан-Поль и Элиан Шапель в Верколе

— И в какой это области?

— В Лиможе. Это центр нашей области Лимузен. И они крайне заинтересовались историческим деревянным наследием, которое нам удалось сохранить до нынешних дней. Мы встретились, и мэр деревни Кильца Виктор Обросков (глава поселения Козьмогородское — прим. авт.) спросил: «А есть ли французы, которые могли бы приехать в Кильцу починить колодец? Молодые французы, которые могли бы протянуть руку помощи». Молодые! Но у молодых были проблемы с паспортами, вот старые и приехали. И я думаю, что так даже лучше вышло.

Я был подмастерьем

— Было трудно?

— Совсем нет. Но честно, между нами, здесь мне лучше, точно могу сказать! В действии, с людьми, которых я уважаю, с которыми работал. Я был учеником, подмастерьем, вы знаете? Я смотрел, что и как они делают, хотел понять, когда надо войти в команду, вошёл, и дело пошло. И развивалось… Это же социальное деяние, встречи, застолья…

— Теперь там остались друзья?

— Конечно, да. Тот же мэр… И другие… Вы знаете, я посмотрел тогда на человека, который меня спросил. У него хорошая голова. И я сказал себе: — «Нужно ему помочь». И, когда появилась возможность, приехал!

Мы ездили на «буханке»

Остановились мы как-то в Голубино. Нам рассказали о празднике ненцев, и я сказал себе: «Ты должен это видеть». Россия — это зима. Я люблю зиму, снег. По-моему, настоящая Россия — зимняя.

— Но здесь у нас хорошо и в июне-июле, тепло, даже жарко бывает. Белые ночи…

— Да и в сентябре здесь прекрасно. В равной степени. И когда выпал случай приехать второй раз (такого даже представить нельзя было), отказаться не смог. Сейчас я делаю фотоотчёт, презентацию о нашей поездке, в социальных сетях, чтобы показать, как в России работают с деревом, в частности.

Есть национальный журнал «Компаньоны и мастера». Когда я вернулся первый раз из России, я сделал статью на четыре страницы. О колодце в Кильце, о том, как нас встретили, как мы ездили по области на «буханке».

Жан-Поль Шапель и Жак Рагон, президент общества «Тайга Европа»

А завтра утром мы проведём встречу в профессиональной школе (Архангельский педагогический колледж — прим. авт.). У нас есть проект сотрудничества между одной из наших школ и вашей. Мы хотим пригласить к нам ваших студентов. Нужно обмениваться.

Нельзя же рассчитывать на политиков

— Согласен, потому что отношения, установленные на уровне людей, гораздо крепче, чем на уровне государств.

— Конечно. И нельзя же на них рассчитывать. Лучшее, что могут сделать политики, оставить нам шлюзы, а больше они ни на что не годны. А дальше от нас зависит, от территорий, развивать наше сходство, делиться мнениями. Путешествия стоят дорого. Но мы можем принимать людей у себя, угощать, возить.

Я посетил много стран. Россия не так уж и выделяется. Люди, которые здесь живут, не в столицах, похожи на таких же простых людей из других стран. Приехать в семью, где всегда есть тот, кто может объяснить, что такое жить во французской семье, это же здорово. Что ты увидишь из отеля?

Проблема в организации обмена. Вот мы и поговорим об обмене с Людмилой Перовой (директор АПК — прим. авт.), у нас есть много школ, но мы остановились на школе в Лиможе. Мы их приглашаем, даже мы с женой сможем принять, уложить, накормить, посадить на поезд в Париж, если им это надо.

Издания на французском отсутствуют

— А об Архангельской области вы нашли какую-нибудь информацию на французском языке? Книги, альбомы, буклеты?

— Это то, что полностью отсутствует, чего не хватает. Да хоть бы что-нибудь на английском! Весь мир хоть немного, но говорит по-английски. Если мы говорим о развитии дружеских отношений с Францией, нужно приложить усилия и сделать какие-то издания. Ну, или хотя бы на английском.

— Если вы приглашаете туристов, нужно предлагать им продукты на понятном для них языке, это логично.

— Потому что, посмотреть у вас есть на что! Когда ты ночуешь в какой-то деревне, как, например, вчера… Великолепная деревня, гостевой дом отличный, а, вспомнил — Веркола! Там есть старые дома, и новый дом, где мы жили. Для профессионала — это фантастика! Эти дома, эти росписи, выполненные деревенскими жителями. Это не Париж, не Москва, понимаете? Там не смогут так сделать. Там не культура. Культура тут. Вот это и есть культура.

Фото Пётр Чечель и Жан-Поль Шапель

Справка

Что такое Compagnonnage ?

Товарищество (Компаньоны, «Compagnonnage») имеет двойную цель — обучение мужчины, и в то же время, квалифицированного специалиста . Это позволяет каждому человеку реализовать свои культурные и профессиональные возможности путём прямой передачи знаний.

Общение — главный инструмент социального продвижения, обучения и воспитания . Во время работы и обучения молодой путешественник развивает свои способности, что позволит ему стать знающим себе цену профессионалом и хорошим специалистом в своём городе.

Compagnonnage, в принципе, действует во Франции и в Европе не менее восьми веков. Это расширенный метод технического и философского обучения, принцип которого восходит к истокам профессии. Компаньоны, которые участвовали в строительстве соборов и Эйфелевой башни, сегодня находятся на переднем крае самых современных достижений, принимают участие в реставрации престижных объектов и реализации крупных современных проектов.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: