Вы не имеете права говорить, что это ложь

Слова одной из героинь проекта «Лики Донбасса» Александры Франк и Анны Ревякиной обращены ко всем, кто восемь лет не верил, и продолжает не верить, что на Донбассе убивают людей — женщин, детей, стариков, мужчин — молодых и пожилых. Вечер дончанки Анны Ревякиной прошел в архангельском Молодёжном центре. Поэт и блогер, общественный деятель, Анна читала свои стихи, на фоне сменяющихся фотосвидетельств происходившего и происходящего сегодня в Донецке, Горловке, Мариуполе…
Встреча был короткой, всего час. Программа у гостьи архангельской земли уж больно насыщенная. И не понятно, то ли принимающая сторона постаралась, то ли Анна пытается поделиться своей болью, заставить сострадать и принять участие в трагедии Донбасса, донести правду как можно большему числу людей.
Рассказ о себе — родилась в Донецке, школа, университет, аспирантура. А в 2014 году началась война. Она не боится употреблять это слово в отношении того, что сегодня происходит на Украине. «Искренность — это тот риск, который стоит риска. Представь себе, как должна болеть ампутированная совесть» — приводит Анна слова Евгения Евтушенко. Так вот, началась война и жизнь Донбасса раскололась на до и после. Не у всех, правда. У молодых ребят, у детей никакого «до» нет. Они живут только в войне. И надеются, что будет после.
Ирине Макаренко, героине ролика телепроекта «Лики Донбасса», который Анна Ревякина показала пришедшим на встречу с ней, в 2014 было пятнадцать лет. Сейчас — двадцать три. Она уже не помнит мирной жизни. У неё вся жизнь — обстрелы, смерти, разрушения. Ирина волонтёр. Помогает ветеранам Великой Отечественной войны. Когда её спрашивают, что купить ветерану, она говорит — купите подсолнечное масло. Оно стоит 200 рублей бутылка. У ветерана просто нет таких денег.
Анна Ревякина свою жизнь, свои мысли передаёт стихами. Это её передовая.
Это был страшный август четырнадцатого года,
два народа шли в лобовую.
Николай с лицом черным, как добываемая им порода,
прикрывал собою горящую передовую.
На его руках умирали и воскресали,
на его глазах открывались ходы в преисподнюю.
Город детства его, город угля и стали,
превращали в пустошь, в пустыню неплодородную.
Сеяли смерть, как раньше сеяли хлеб,
сеяли ужас, боль и жуткое «зуб за зуб»,
а зеленые пацаны, утверждавшие, что смерти нет,
рыдали от страха, увидев свой первый труп.
А увидев второй, начинали, кажется, привыкать,
говорили: «Война не место для бабьих слез!»
И у каждого в городе оставалась мать,
в городе миллиона прекрасных роз*.
В этих строчках настоящая правда поэта. Вечная. Не сиюминутная.
Зал на встрече с Анной Ревякиной был почти полон, но свободных мест всё же хватало. А в фойе Молодёжного центра было довольно много людей. Молодых людей. Кто играл в напольные шахматы, кто пил кофе и напитки в кафе, кто просто тусил с друганами. А им бы надо было в тот зал. На свободные места.
Когда зрители несколько очнулись от того, что они только что увидели и услышали, всё вернулось в традиционное русло. Приветствие заместителя губернатора Ваге Петросяна. Цветы и поморская «птица счастья». Автографы на книгах. Фото на память.
От первого лица
Анна Ревякина, поэт, блогер, член союзов писателей России и Донецкой народной республики, общественный деятель:
— Мы снимаем наших героев в их пространстве, дома или на работе, это очень важно: зритель видит – на экране только реальность, здесь нет места вымыслу. И однозначно, наши люди, наши дети и внуки должны жить в мире.
Прямая речь
Ваге Петросян, первый заместитель губернатора Архангельской области:
— Вы вызываете исключительное чувство благодарности. Искренне спасибо за Вашу искренность, за Вашу готовность нести правду, истину людям.
* Донецк до войны, начавшейся в 2014 году, называли городом миллиона роз.