350 чудотворцев
Из Кирилло-Белозерского музея-заповедника недавно вернулись архангельские иконы. В целости и сохранности. Два месяца провели они на выставке «Николай Угодник». В совсем недавно полностью восстановленном Народном доме, здании 15 века, с уютными небольшими залами, создававшими камерную атмосферу.
Святой в золоте, дереве, камне
И были они там не одни. 350 ликов святителя Николая Чудотворца с XI до начала XX вв. из 37 коллекций собрались на вологодской земле. Привезли их из 13 северных государственных музеев и 24 частных коллекций со всей страны. Это ноу-хау вологодских музейщиков. Лет 10 назад частные коллекционеры, занимающиеся иконами, и Кирилло-Белозерский музей-заповедник, договорились о том, что ежегодно будут устраивать совместные выставки на разные темы. Только летом и только на два месяца. И пока придерживаются уговора.
Вообще, на выставке каких только образов Николая Угодника не было. Кольцова Татьяна Михайловна – доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства архангельского музея ИЗО, говорит, что любимейший русский святой в каких только образах был ни представлен: вырезанным из дерева, кости, камня, отлитым в различном металле, писаным по дереву, отпечатанным в книгах, вышитым золотом.
Местные и гости Вологодчины точно нашли на что взглянуть. А ученым и музейщикам, конечно, такие выставки всегда особо интересны. Потому как коллеги часто показывают работы, никогда ранее не выставлявшиеся. А уж посмотреть на то, что есть в частных коллекциях, – вообще редкая возможность случается.
В Матигорах старинные намоленные образа гниют в штабелях
Архангельский музей ИЗО участвует в этих выставках почти ежегодно. В этом году он предоставил 14 образов 15-16 века. Краеведческий музей решил показать книги. Сольвычегодский музей, «Малые Корелы» участвовали впервые, но удивить смогли. Сольвычегодское лицевое золотное шитье было единственным в своем роде.
А «Малые Корелы» представили уникальную икону начала 19 века: «Преподобные Никодим Кожезерский и Феодосий Тотемский, Святитель Николай Укозерский, мученица Стефанида». В 1972 году ее вывезли из Вознесенской церкви села Кушерека Онежского района Архангельской области. Ирина Светоносова, реставратор «Малых Корел» совсем недавно «вылечила» эту красоту.
Музей ИЗО, к примеру, впервые выставил, кроме прочего, икону Святителя Николы Зарайского, 16 века. Образ признан близким по почерку к новгородской иконописной школе. А найден он в Воскресенской церкви села Верхние Матигоры. И спасен музеем от плесени и разрушения.
Там, в приделе великомученицы Параскевы Пятницы старинные намоленные образа, снятые с иконостаса, просто сложены в штабеля и предоставлены тлену. Служителям культа кто-то умный посоветовал лики хотя бы поленьями переложить. Местами исполнили. На фото, предоставленном музеем, так, как было три года назад. Но, говорят, что и по сей день картина та же. Если не хуже.
Почему Никола Мокрый?
А научный сотрудник научного отдела Кирилло-Белозерского музея-заповедника Елена Щурина разыскала в частной коллекции Ялты редкий образ Николы, спасающего тонущего младенца. И он тоже был на выставке. Интересна история образа. Семья возвращалась в Киев из Вышгорода по Днепру. Младенец упал в воду. И его не нашли. Родители стали молиться святому Николаю. Но тщетно. Только на следующий день ребенка нашли в Киеве, в Святой Софии, под иконой святого Николая. И этот образ святого Николая стали называть Никола Мокрый. Потом уже появились иконы, где спасенный младенец на руках у святого Николая. И другие, где волосы у чудотворца были влажные.
И такие истории вокруг каждого из 350 представленных экспонатов. Поэтому на базе выставки была устроена научная конференция «Николай Угодник. Образ святителя Николая Чудотворца в церковном искусстве». Ученые, краеведы, исследователи съехались со всей России. Более 30 докладов, и все о нём, чудотворце и угоднике, любимом и самом почитаемом святом.
Вот какие праздники искусства и просвещения бывают у соседей. Нам такое пока даже и не снится. Мы своё богатство вывозим, чтобы показать. Потому что кроме музейных сокровищ еще что-то предъявить надо. А у нас в наличии лишь бездорожье, да разнопогодные недоразумения. Полюбоваться нечем.