Безбожный соловецкий ценник — 3

Буквально через три дня после выхода «Безбожного соловецкого ценника — 2» нам позвонила глава Приморского района Валентина Рудкина. Выразила сожаление, что в материале не представлена точка зрения муниципальной власти на ситуацию с ценами на Соловках. И предложила организовать встречу ИА «Северные новости» с руководителем управления экономики. Она, мол, лучше всех знает положение дел. Можно сказать изнутри. Само собой мы не отказались.

Дело во власти или в жадности продавца?

Фото primadm.ru

Начальник управления экономики и прогнозирования администрации Приморского района Архангельской области Мария Анисимова, чувствовалось, настроена была решительно. Но в процессе разговора осознала, что мы не враги, что с разных сторон пытаемся решить одну и ту же задачу. Напряжение ушло, обсуждение вошло в конструктивное русло. А расставание было взаимно позитивным.

Основная претензия районной власти — почему разговор идёт только о Соловках? Практически в таком же положении в Приморском районе всё побережье. Но соловецкие предприниматели компенсацию на доставку продуктов получают, а другие — нет. При этом цены такие запредельные только на Соловках. Так, мол, не во власти дело, а в неумеренных аппетитах торгующих организаций? Вокруг этих риторических вопросов и стала строиться наша беседа.

Вопрос о формировании цен на билеты — к перевозчику

Мария Николаевна, не дожидаясь реплики, сразу перешла в наступление:

— Когда мы говорим о северном завозе, о труднодоступности, мы должны понимать, что в Приморский район, помимо Соловков, входят и другие труднодоступные территории. В первую очередь, это Зимняя Золотица, Летняя Золотица, Пушлахта… Условия доставки туда не менее сложные, чем на Соловки. Соловки отличаются лишь тем, что в зимний период на буранах и санях, как предприниматели везут товар на побережье, продукты к ним не доставить. Есть такая проблема.

— И еще есть проблема: билет на самолёт в Лопшеньгу или Зимнюю Золотицу стоит три с половиной — четыре с половиной тысячи рублей, а на Соловки — семь пятьсот. И грузовые поставки — 216 тысяч стоит самолёт, а это 1200 кг груза, — обходятся в 180 рублей за килограмм!

— Мы созвонились с авиаотрядом, уточнили, один час полета на Соловки обходится в 104,3 тысячи рублей. Вопрос о формировании цен на авиабилеты, думаю, стоит задать перевозчику. В 2017 году акционерное общество «Аэропорт Архангельск» взяло «под свое крыло» аэропортовый комплекс на Соловках, установив соответствующие сборы. Но не будем забывать, что изношенная инфраструктура требует и больших инвестиционных вложений.

Финансовый результат райпо положительный

— Получается, механизм компенсации транспортных расходов предпринимателям не эффективен?

— Закон, о котором Вы говорите, принят в 2010 году и предусматривает компенсацию затрат на доставку продуктов морским и авиационным транспортом только в отношении муниципального образования «Соловецкое». При этом товары в другие населенные пункты, расположенные на побережье, завозятся тем же морским транспортом. Но предъявить затраты могут только Соловки.

На эти цели за счет средств областного и районного бюджета на 2019 год предусмотрено 417 тысяч рублей. Ежегодно затраты Соловецкого райпо на завоз товаров из утвержденного перечня составляют порядка 2 млн рублей. В 2016 году из бюджетов всех уровней компенсировано 17% предъявленных затрат, в 2017 – менее 10%, в 2018 – 20%.

При этом в летний период затраты на доставку 1 кг груза составляют 6-7 рублей, плюс затраты на автомобильный транспорт. Но при этом цена в магазине формируется с наценкой на некоторые товарные позиции до 100%. Да, предприниматель завозит товары, несёт определенную нагрузку, но и цены в летний период устанавливает очень высокие, даже с учетом компенсации.

— Замечательно. Только это морской транспорт, который зимой не ходит. Когда завоз идёт летом, всё понятно. Пароход, большая партия, шесть с половиной рублей за килограмм, компенсация — всё замечательно. Но у нас есть и зима. Партия — 1200 кг, доставка — 180 рублей, компенсация — ноль. Причины — партия должна быть не меньше 1350 кг, так прописано в законе, а самолёт может взять 1200 кг. Не попадает предприниматель в закон. Что мешает прописать меньшую партию? Вопрос не к вам?

— Вы опять рассматриваете отдельно лето, отдельно зиму. Предпринимателю компенсируются расходы за год. И ежегодный положительный финансовый результат Соловецкого райпо в виде прибыли говорит о том, что затраты, понесенные зимой, перекрываются в летний период.

— Вы знаете, мне до расходов и доходов предпринимателя особого дела нет. Мне важно, что помидоры, при цене в Архангельске от 150 до 250 рублей за кг, в зависимости от сорта, на Соловках стоят 420. И огурцы в два с половиной раза дороже. Капуста, при цене в 38 рублей в розницу в Уйме, на Соловках стоит 180 рублей. Яблоки по 320 рублей. А зарплата у людей такая же, ничуть не больше. Могут ли наши люди, о которых вы должны заботиться как выборная власть, те же счастливые получатели МРОТ, позволить купить своим детям, что уж там себе, фрукты и овощи? Которые так нужны нам, на севере.

— Безусловно, покупать продукты по таким ценам может далеко не каждый, и претензии у людей вполне обоснованы, особенно в зимний период, начиная с декабря по апрель.

Социальная ответственность бывает разная

— Вот именно, но люди зимой там живут, и кушают, не впадают в спячку. И туристов там зимой раз-два и обчёлся. Им средний ежегодный результат на хлеб не намазать.

— А почему мы не говорим о социальной ответственности предпринимателя, можно сказать монополиста на конкретной территории? Если компенсация из бюджета копейки и на сальдированный результат не влияет, может бизнесу стоит грамотно планировать свои затраты?

Налоговая отдача в местный бюджет у потребительских обществ примерно одинаковая. Подходы к понятию «социальная ответственность бизнеса» разные.

Почему Летне-Золотицкое потребительское общество, затраты на доставку товаров у которого в зимний период составляют больше 1 млн рублей, а в летний период 2,5 млн рублей, в состоянии отвлекать из оборота активы и вкладывать их в ремонт магазина, в ремонт пекарни? Поверьте, налоговая отдача в местный бюджет у потребительских обществ примерно одинаковая. Подходы к понятию «социальная ответственность бизнеса» разные.

Заседание предпринимательского Совета Приморского района. Фото Бизнес-защитник.рф

Что касается предельного объема товаров на одну доставку: показатель планируется пересмотреть на апрельской сессии районного собрания депутатов. Раньше не получится, так как проект затрагивает интересы малого бизнеса, будет проведена процедура оценки регулирующего воздействия, предусматривающая публичные консультации в виде общественных обсуждений на сайте администрации района.

— Так это ж здорово.

— Главное, чтобы вы не пришли через три месяца с теми же вопросами, почему и летом у нас такие дорогие помидоры? В бюджете предусмотрено 400 тысяч — это немаленькие деньги. Они не попадут ни в Зимнюю, ни в Летнюю Золотицы, ни в Пушлахту. На них могут рассчитывать только предприниматели Соловков.

Купец у купца продукты покупает

— Их там сколько, торгующих предпринимателей, на Соловках?

— Кроме Соловецкого райпо есть ещё «Соловецкая трапеза», которая продукты покупает у того же райпо. Кое-что, конечно, они и самостоятельно завозят, но затраты никогда не предъявляют.

— А что значит «кое-что»? «Соловецкая трапеза» продукты не завозит?

— Только летом, через Кемь. На Соловках планируется активное строительство, в настоящее время рабочие, проживающие на Соловках, тоже ходят в райпо за продуктами. И при грамотном подходе, предприниматель может сделать партию закупок гораздо больше, провести летний завоз, чтобы быть в плюсе. В свою очередь мы ведем переговоры с подрядчиками на предмет организации завоза продуктов питания для своих рабочих.

— Основная задача бизнеса — получение прибыли. Райпо свою уставную задачу выполняет.

— Да, но при этом важно помнить и про социальную составляющую. Задача местной власти — создать условия для обеспечения жителей услугами торговли, и мы задачу выполняем.

Конкуренция — забота поселения

— При затратах в 5-6 миллионов на доставку 400 тысяч — это вообще копейки. 6 процентов. И вопрос не к Приморскому району, нам возможности муниципального бюджета хорошо известны. И известно, сколько делается всего сверх бюджета. Вопрос в другом: наши люди живут на Соловках, и они переплачивают в два, два с половиной раза дороже за те же продукты, которые другие наши люди покупают на материке. Это власть создаёт им такие условия, не предприниматель. А если предприниматель, пользуясь безвыходной ситуацией, устанавливает безбожные цены, то зачем он там нужен, такой? Было бы ему невыгодно, наверно, ушёл бы давно. Надо с ним работать. Привлекать других. Отдайте участок торговой сетке. Они быстро конкуренцию составят.

— Суммы о которых вы говорите (5-6 млн руб.) – это все транспортные расходы райпо. Из бюджета компенсируются только затраты на доставку товаров первой необходимости (молочная продукция, овощи, фрукты, консервы и т.д.). Что касается развития конкуренции на территории сельского поселения «Соловецкое», то в первую очередь, это задача самого поселения. Было бы замечательно, если местной администрации удастся поработать с предпринимателями и создать здоровую конкуренцию.

— А без поселения, район пробовал кого-то привлечь на Соловки с торговлей?

— Конечно, работа эта ведется не один год и Министерством АПК и торговли Архангельской области, и администрацией Приморского района. В 2013 году открылось ООО «Соловецкая трапеза». Были попытки организации фермерских хозяйств по разведению птицы. На Соловках сегодня 18 личных подсобных хозяйств, корма завозятся. Но держат скот и птицу только для себя, не для реализации.

Что касается развития конкуренции на территории сельского поселения «Соловецкое», то в первую очередь, это задача самого поселения.

Из районного бюджета выплачивается компенсация затрат на приобретение КРС и кормов для КРС. Собрать документов нужно минимум. Только содержите животных, кормите, реализуйте излишки соседям! Но за поддержкой обращаются жители из Пушлахты, Патракеевки, островных территорий. Из Соловецкого никогда не обращались.

Желаю, чтобы все!

— Любят у нас поговорить о социальной ответственности бизнеса… Вот вы, как экономист, скажите мне, какие есть пути снижения цен на Соловках?

— В первую очередь – льготный тариф для авиа перевозок в зимний период, частичная компенсация затрат на доставку. Необходимо развивать личные подсобные хозяйства. Развивать конкуренцию на территории сельского поселения. В соответствии с новым порядком, утверждённым областным правительством, обеспеченность населённых пунктов объектами торговли будет являться одним из критериев эффективности субсидии. Сегодня на территории поселения «Соловецкое» уровень конкуренции низкий. Два магазина.

— Причём один покупает у другого. Сказка…

— Есть, над чем работать, не спорю. Но то, что в наших силах, мы делаем в пределах возможностей бюджета. Мониторинг цен проводим еженедельно, вот и посмотрим, скажутся ли наши действия на ценах в магазине Соловецкого райпо.

И всё равно… Предприниматель — туда-сюда, плюс-минус, в итоге в плюсе. Район свои функции исполняет, все возможности по закону предоставляет, и тоже в плюсе, не финансовом, так хоть в моральном. И есть население, которое, при двух плюсовых участниках процесса, находится в минусе, оплачивая из своего кармана плюсы других.

— Предпринимателя, в основном. И нам бы хотелось, чтобы в статье областного закона, где речь идёт о доставке грузов морским транспортом, появились бы и наши побережные поселения — МО «Пертоминское» и «Талажское». Хотим, чтобы наши предприниматели с побережья тоже получали компенсацию транспортных расходов. Чем они хуже или лучше Соловков? Ничем. Там живут такие же люди. И тогда жители бы понимали, что поддерживают не только одни Соловки.

Хотим, чтобы наши предприниматели с побережья тоже получали компенсацию транспортных расходов. Чем они хуже или лучше Соловков? Ничем. Там живут такие же люди.

Приморский район радеет за всех своих предпринимателей. Труднодоступных поселений у нас много и поддержку нужно оказывать всем. Мы понимаем, что у нас и на Соловках, и в Лопшеньге, и в Золотице Летней и Зимней, и в Пушлахте живут приморцы. И отношение к ним должно быть одинаковое.

***

Люди вместо цифр

Не знаю, как вам, а нам было приятно, что в конце Мария Николаевна вместо средних цифр, процентов, расчётов, статистических данных всё же заговорила о людях. И в какой раз подумалось, пока мы для сидящих в администрациях только цифры в графе очередного отчёта, не будет у нас консенсуса. А вот когда заботой чиновника станет полноценный рацион питания детей тёти Тани, санитарки из соловецкой больнички, тогда, возможно и сговоримся.

Фото orlov29

А пока у нас новые вопросы возникли:

Областным депутатам, если не всем, то тем, что от Приморского района:

А вносили ли они предложения в Собрание об изменении закона и включении в него других труднодоступных территорий, кроме Соловков?

Органам власти:

Почему вы не спрашиваете с предпринимателя «Мы вам выплачиваем компенсацию, а почему не видим отражения в цене?»

Министерству торговли и АПК:

Были ли предприняты какие-то попытки завести на Соловки хоть одну торговую сеть? Достаточна ли компенсация в 400 тысяч рублей для снижения конечной цены продуктов для населения Соловков?

Учёным, экспертам-логистикам, транспортникам:

Насколько оправдан тариф в 180 рублей за килограмм груза на маршруте Архангельск-Соловки? Есть ли другие пути завоза продуктов в зимний период на архипелаг?

Так что «Безбожных соловецких ценников», судя по всему, у нас будет как «Пунктов назначения». Пока не станут божескими.

 

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Понравилась статья? Оставьте отзыв в комментариях. Присоединяйтесь к нам в ВКонтакте и Telegram, читайте в Яндекс.Дзэн и Facebook, подписывайтесь в Twitter!


Похожие

Оставить комментарий

*

code

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: