Безбожный соловецкий ценник - 2 – Северные Новости

16+

Безбожный соловецкий ценник — 2

Безбожный соловецкий ценник — 2

Откуда же взялась цена в 180 рублей за килограмм капусты, задавались мы вопросом в статье «Безбожный соловецкий ценник» от 18 февраля.

Что-то прикинули, о чём-то спросили, задали вопросы главе поселения. И получили в ответ на публикацию неоднозначную реакцию — от «ПРАВДА!» до «возмущены до глубины души». Мы приглашали к разговору заинтересованных лиц, готовы представить любую точку зрения. К сожалению, ни от представителей власти, ни от перевозчика, ни от аэропорта заинтересованности в обсуждении темы мы не увидели.

Зато состоялся любопытный разговор со Светланой Машковой, председателем Соловецкого потребительского общества.

К каждому килограмму 166 рублей плюсом

— Светлана Владимировна, а что Вы думаете, почему в соловецких магазинах зимой такие цены?

— Сколько я живу на Соловках, все почему-то замечают конечные высокие цены, но никто не задаётся вопросом, а откуда такой авиатариф в аэропорту Васьково. 98 рублей — это цена за килограмм при догрузке. Спецрейс стоит значительно дороже.

Мы сейчас платим за грузовой самолет 216 тысяч рублей, и то нам, как постоянным клиентам, делают скидку. Максимальная загрузка судна — одна тонна триста килограммов. Вот и разделите.

— Сто шестьдесят шесть рублей с копейками.

— А теперь прибавьте. И это только авиатариф. Но в ценах же не только он учитывается.

Условия заведомо невыполнимые

— А вам доставку грузов, продуктов питания кто-то компенсирует хоть в какой части? Областное правительство, районная власть?

— И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет. Есть госпрограмма по субсидированию доставки грузов. Чтобы получить субсидию, нужно отвечать трём условиям: обеспечить ассортиментный перечень, куда входит масло растительное, молочная продукция, фрукты-овощи, макаронные изделия и так далее; доставка должна проходить минимум два раза в месяц — по этому пункту никаких проблем, мы чаще завозим; и максимальная партия должна весить 1360 килограммов чистого веса.

Получается, что априори мы не можем рассчитывать на субсидирование зимой. Самолёт несет тонну триста, в плохую погоду — тонну двести. И это с тарой. Поэтому мы не попадаем в зимнюю доставку, когда цены — самая больная тема.

Казуистика субсидий

— Вы обращались в правительство, чтобы вам изменили условия, и вы попадали в категорию получателей субсидии?

— Я писала, делала все расчёты и выкладки нашему Приморскому району. Хотя, на самом деле, не моя это обязанность — беспокоится об обеспечении, о продовольственной безопасности посёлка Соловецкий. Но уж так вышло, что мы традиционно этой работой занимаемся, обеспечиваем доставку груза. Мы предлагали установить весовой минимум на летний период — тонна, а на зимний — сто килограммов.

Теперь о сумме возмещения — 7800 рублей за один рейс! То есть, 216 тысяч мы заплатили, 7800 рублей нам вернули. И то к концу года. Смешно. Одна декларация помощи.

Мы предлагали ввести возмещение затрат на питание населению. Это же не так много, Четыре рейса в месяц получается. Четыре месяца, 16 рейсов, два миллиона. Неужели нельзя найти эти два миллиона, отдать населению? Или транспортной компании. Мы не просим себе. Мы привезём.

Монастырь грузовые самолёты не нанимает

— А монастырь доставляет себе продукты так же или покупает в соловецких магазинах? Там ведь около 60 монахов и послушников на постоянном служении.

— Точно так же, самолётом. Спасо-Преображенский монастырь имеет большие социальные льготы. Вот почему бы им не взять на себя какую-либо нагрузку, сделать пару социальных рейсов с продуктами? Монастырю у нас везде «зеленый свет». Но они грузовые самолёты не нанимают. Везут через пассажиров, паломников, много ещё кто к ним летает. Подходят в аэропорту: возьмите пару коробок.

— А вам догрузом ежедневно возить по 50 килограммов невыгодно…

— Да нам его просто не дают. Это пассажирский самолёт. О том, какое количество килограммов свободно, становится известно за час-два до вылета. Иногда успеваем что-то купить, упаковать, привезти, сдать и рассчитаться. Но «молочку» однозначно не успеваем так доставлять. Её нужно закупать заранее.

И что такое пятьдесят килограммов, разве ими можно накормить население? Когда работали Талаги, они у нас брали и пятьсот килограммов догруза.

То у них погода, то видимость

— Но сейчас идёт реконструкция взлётной полосы, на Соловки средние самолёты Ан-24 не летают.

— Правила авиаперевозок настолько сложны, что если авиакомпания или аэропорт не захочет везти груз, она легко может найти повод, чтобы отказаться, и не полететь.

Несколько лет назад мы нашли одну компанию, пятитонный самолёт, тариф 35 рублей за килограмм. А в этот же период Васьково нам выставляло 97 рублей за килограмм по спецрейсу. Один рейс они пропустили перед Новым годом. Все были счастливы, цены низкие, всё продали.

Наступает 8 марта, мы закупаем продукты, загружаем самолёт. И вдруг Васьково говорит, извините, вес этого самолёта на сто килограммов превышает норматив. Целый день вели переговоры, в итоге компания вынуждена была договариваться с тем же 2-м авиаотрядом, и те на пяти рейсах вывезли все наши продукты за счёт перевозчика. Монополисты.

Сколько мы договаривались на доставку продуктов вертолётами из Кеми! 15 минут лёта. Два вертолёта по три тонны за 60 тысяч. А аэропорт предъявляет затраты по взлёту и посадке в 21 тысячу. Соизмеримы цифры?

Мало того, что они нам такие суммы предъявляют, так ещё и других туда не пускают, то у них погода, то видимость.

Вот интересно, откуда такие тарифы? Когда мы нанимали другую компанию, они, при 70 процентах рентабельности, устанавливали цену в 35 рублей за килограмм. Арендованное судно, экипаж, командировочные…

В начале мая — хоть шаром покати

— Видно, что у вас это больная тема…

— Очень. Как только зима наступает, крыльями машем, как такие цены могут быть, откуда? А вопрос так и не решает никто.

— Нам доводилось бывать на Соловках довольно часто. Особенно поразили полки магазинов в конце апреля — начале мая.

— Хоть шаром покати. Все запасы к концу подходят. Продукты завозим за свои деньги, те, что за лето на туристах заработали. Оптовики рассрочки дают. И, насколько у нас хватает средств, осенью забиваем склад продуктами. До апреля еще дополнительно берем товар на реализацию. И нам никто, я имею в виду государство, не помогает. Ни на закупку средств не выделяют, ни льготных кредитов банки не дают, а потом вспоминают, совещания проводят, какие высокие цены. Эту проблему нужно решать на другом уровне. Мы не можем повлиять на транспортную компанию, на аэропорт, на условия предоставления и размер субсидии.

Мы предлагали обсчитать, сколько стоит обустроить вертолётную площадку и доставку грузов из Кеми. Но никому это не нужно.

А наши работники такие же граждане и покупают продукты в тех же магазинах. И почему они должны покупать те же яблоки за 400 рублей?

Нарыв, который никто не хочет вскрыть

— Мы и хотим разобраться, в чём же причина запредельных цен, почему люди, получая такую же зарплату, что и в Архангельске, и в Приморском районе, вынуждены тратить на продукты в два, а то и в три раза больше.

— А стоимость билета на Соловки? В Москву слетать дешевле. Одни «почему?»…

— Жемчужина Севера, пользуется спросом, а другим способом на Соловки из Архангельска не добраться. Вот за счёт монополии и решают авиаперевозчики свои проблемы.

— Очень больная тема. Нарыв, который никто не желает вскрыть, никто не хочет вылечить.
Область нам заложила всего 400 тысяч рублей на возмещение расходов на доставку. На весь год. Это разве цифра? Мы тратим 5-6 миллионов. Зимой за два с половиной миллиона перевозим 18 тонн. Это один КамАЗ. Как вам? Какие ещё могут быть цены?

Фото со страницы главы поселения «Соловецкое» Евгения Тютюкова

Справка

В 2017 году получателями субсидии предпринимателям, доставляющим продукты в отдаленные и труднодоступные территории Архангельской области, стали 19 муниципалитетов. Общий объём субсидии (из регионального и муниципальных бюджетов) составил более 2,5 миллионов рублей. Поддержка заложена в государственной программе Архангельской области «Развитие торговли в Архангельской области (2014–2020 годы)».

Наиболее активно используют возможность получения субсидии и своевременно предоставляют отчетную документацию МО «Город Архангельск», Виноградовский, Устьянский и Приморский районы.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: