Демоны Дали, Врубеля и Мунка окунули Архангельск в свою стихию

В Выставочном зале Союза художников открылся несколько необычный вернисаж. Выставка «Демоны: Дали, Врубель, Мунк» небольшая. Но сложная. Категория «Нравится/Не нравится» тут не действует.

Я- часть той силы

Люди шли на имена. Шли с двух часов. Хотя официальное открытие, несколько раз переносившееся, было назначено на 18.30. Но уже часа за полтора около 20 человек в Выставочный зал зашли и начали просачиваться мимо братьевтрубинских животных в неоконченную экспозицию.

За час до открытия сотрудницы Выставочного зала ещё вели монтаж

Забегая вперёд, надо сказать, им повезло. Куратор выставки Артём Суслов, чтобы как-то занять самую нетерпеливую часть посетителей, устроил им экскурсию-лекцию. И, правильно, в принципе. Потому как неподготовленному зрителю здесь было бы странновато. А многие представленные работы попросту вызвали бы недоумение.

Почему демоны? Не бесы, черти или прочая нечисть? Уже тут кроется дуализм восприятия. Ибо демоны суть порождения более древние, чем христианские о них представления. «Даймон» называли их древние греки, иначе «духи», «божества». Не боги, ниже рангом сверхъестественные существа, играющие как положительную, так и отрицательную роль. Оттуда это позднейшее — «Я — часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо!»

Гений и злодейство

Даймоний древние греки отождествляли с понятием «совесть», некий внутренний голос, грызущий человека. Казалось, ты себя уже уговорил, и убийство соседа, принёсшее тебе большой участок плодородной земли, пошло на благо твоей семьи. И вдруг… «мальчики кровавые в глазах».

Римляне их называли гений. Уже само слово о многом говорит. Genius locus — гений места. Покровитель поселения людей, ландшафта вокруг старого пруда, виноградника на склоне горы. Отсюда пошли христианские ангелы-хранители.

Наши предки-славяне языческих богов звали бесами, и в переводах Библии с греческого слово «даймон» превратили в «беса». Срослись с нечистью демоны и в католическом вероисповедании. То положительное начало, которое вкладывали в понятие древние, ушло из сознания христиан.

Сумерки в нечистом и пустынном месте

По мнению мистиков и оккультистов средневековой Европы демоны подразделяются на девять чинов. Некоторые считают, что если существует ангельская иерархия, то демоническая была создана по ее образу и подобию. Падшие ангелы воспользовались привычным способом построения иерархии, не создавая ничего нового. Существует девять ангельских чинов, и демонических чинов столько же.

Заинтересовались? Гугл вам в помошь. Демонология — целая наука. А мы вернёмся на выставку. Но вот опять отводит что-то и непременно надо сказать… Согласно талмудическому преданию, демоны были созданы Богом в сумерки перед первой субботой. Прежде чем он успел доделать их, наступила ночь, и потому демонам не досталось дня, но и утро не их время. Обитая в воздухе между землёй и луной, они предпочитают нечистые и пустынные места.

Совпадение, как думаете, что несколько раз переносилось начало выставки, пока не настали сумерки. А уж по части грязи и пустынности Архангельск даст фору любому российскому городу. Так что местечко самое то.

Диагнозы создают судьбы

Всё. Выставка. Выбор имён оправдан. У каждого из представленной троицы свои демоны, свои пути в борьбе и жизни с ними. Биографии их известны. Тут много чего намешано — диагнозы, обстоятельства, характеры. И в результате — разные судьбы.

Сальвадор Дали

Сальвадору Дали, великому мистификатору, удалось поставить демонов себе на службу и извлечь из них славу и благосостояние.

Эдвард Мунк, начиная с детства, жил в атмосфере «психоневроза»,

Эдвард Мунк

смерти близких и шизофрении. Боролся с депрессией и пристрастием к алкоголю. Даже любови его были болезненными. Почти ослепнув, в последние годы восьмидесятилетней жизни он пытался выразить искажённые, после кровоизлияния, формы своих видений.

Михаил Врубель

И Михаил Врубель. Художник, в прямом смысле до безумия влюблённый в жену своего учителя. Которая взаимностью ему совсем не отвечала. Демон шизофрении отпустил его ненадолго, когда он встретил новую любовь. Но вернулся после смерти сына. Последние четыре года жизни Врубель провёл под наблюдением великого психиатра Адольфа Бари. И рисовал, рисовал, полуслепой, а затем и совсем потеряв зрение.

Путешествие по кругам ада

Самое большее число работ на выставке от Сальвадора Дали. Устроителям, петербургской компании, удалось прибрести на аукционе иллюстрации к «Божественной комедии». Почти полный сонм — «Предсказатели и чародеи», «Гиганты», «Богохульники», «Ленивые и небрежные», «Две толпы похотливых», «Предатели гостей»… И даже, вполне перекликаясь с нашей действительностью, — «Коррупционеры», «Предатели родной стороны» и совершенно мультиассоциативный «Льстец».

Льстец

Иллюстрации к великому Данте — ксилографии. Доски для оттисков, говорят, резал сам художник. А всего было сделано около тысячи оттисков. По другим данным — не больше девятисот. И пять рисунков — оригиналы, удостоверенные сертификатами эксперта творчества Сальвадора Дали Петера Лукаса.

Михаил Врубель. Демон сидящий

Литографии Врубеля были напечатаны в дореволюционном журнале «Мир искусства». Некоторые из них стали иллюстрациями к поэме Михаила Лермонтова «Демон».

Эдвард Мунк. Крик

Несколько литографий и офортов Эдварда Мунка. Одна из работ — довольно редкий оттиск варианта знаменитого «Крика». Две измятые литографии над раскрытым фортепиано, принадлежащие когда-то Геннадию Шпаликову, поэту, сценаристу, кумиру 60-х, страдавшего от алкогольного расстройства и душевной болезни. Что и привело его к трагическому концу. Плакат работы Мунка с автографом тоже весьма «болезненного» кинорежиссёра Ларса фон Триера, перенёсшего на экран патологические выверты своих фантазий, завершает экспозицию.

На двух столах, на красной ткани лежат красные розы. Символ. Их не будут менять до 4 декабря, дня окончания выставки. Её демонтируют. Уберут и то, что останется от хрупкой красоты цветов.

 

Прямая речь

Три художника дополняют друг друга

Артём Суслов, куратор выставки:

— Эту выставку я сначала соорудил у себя в голове, а потом привёз сюда и смонтировал. Создавалась она долго. Сначала мы купили иллюстрации Сальвадора Дали к «Божественной комедии». Долго её искали. Принадлежала она когда-то Владимиру Высоцкому и Марине Влади. Потом Марина продала её одному коллекционеру, а тот, заболев, продал её дальше. Так она попала к нам. Доски, с которых сделаны ксилографии, Сальвадор Дали вырезал лично.

Затем мы купили рисунки Сальвадора Дали, с сертификатами Петера Лукаса, последнего живого, до 2009 года, эксперта-сертификатора рисунков Дали.

Мунка мы нашли на распродаже в Нью-Йорке. Самые дешевые арт-аукционы современного искусства сегодня там. И в Нью-Йорке у нас есть свой человек, который их посещает и покупает для нас какие-то вещи. Так мы купили три литографии Эдварда Мунка. Очень редкая литография «Крик», отреставрированная в 1940 году. А потом нашли у друзей Геннадия Шпаликова две хромолитографии, принадлежавшие ему. И наш друг съездил к Ларсу фон Триеру и взял у него автограф на плакате Эдварда Мунка.

«Демоны» Врубеля. Его офорты очень тяжело найти. Мы отыскали журнал «Мир искусства», расшили и из него в паспарту оформили выставочные вещи. Возможно к концу выставки представим оригинальный рисунок — «Эскиз наличника». Мы нашли его на аукционе «Сов-арт», но в Архангельск пока не привезли. Есть процедура оформления документов. Это рисунок 1908 года. Знатоки творчества Михаила Врубеля знают, что рисунок 1908 года уникален, потому что художник делал его слепым.

Ангелы и демоны известны давно, и одни дополняют других. Если у нас есть хоть капелька интеллекта, то мы понимаем, что они не под землёй, не в небесах, а внутри нас. Страшные демоны, порождённые сном разума, есть и у Дали, и у Мунка. Врубель другой. И вместе они дополняют и уравновешивают друг друга.


Справка

Девять демонских чинов

  • Первый чин — это псевдобоги, демоны, выдающие себя за богов. Языческие божества, а также все остальные, за исключением единого Господа. Ими повелевает демон Вельзевул.
  • Второй чин — демоны лжи. Их задача — обманывать людей с помощью пророчеств и предсказаний. Они покровительствуют гадателям, экстрасенсам, прорицателям. Правитель — Пифон.
  • Третий чин — борцы с божьими законами и заповедями. Они изобрели все злые деяния, порочные виды занятий и искусств. Князем демонов беззакония является Велиал.
  • Четвертый чин — мстители и каратели. Они внушают мысли о мести и злодеяниям по отношению к другим людям, которые этого якобы заслужили. Повелевает мстящим демонам Асмодей.
  • Пятый чин — демоны-обманщики, которые совращают людей псевдочудесами. Они способны представиться кем угодно. Повелитель обманщиков — Сатана.
  • Шестой чин властвует над воздушной стихией, его представители наводят болезни и эпидемии на людей, а также стихийные бедствия. Руководителем шестого чина является Мерезин.
  • Седьмой чин — фурии, которые разжигают войны и раздоры, военные конфликты или крупные городские столкновения. Фурии влияют и на людей по отдельности, заставляя их конфликтовать. Их правитель — Абаддон.
  • Восьмой чин — обвинители и соглядатаи. Обычно их влияние проявляется в ложных обвинениях, клевете, ссорах с коллегами и близкими из-за недопонимания. Весь «компромат» обвинители отдают своему повелителю Астароту.
  • Девятый чин — искусители, которые толкают человека в грех. Наибольшее наслаждение им доставляет превращение праведника в заядлого грешника. Руководит ими Маммон.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Понравилась статья? Оставьте отзыв в комментариях. Присоединяйтесь к нам в ВКонтакте и Telegram, читайте в Яндекс.Дзэн и Facebook, подписывайтесь в Twitter!

Похожие

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: