Детский дом меня спас, но я этого не хотел! – Северные Новости

16+

Детский дом меня спас, но я этого не хотел!

Детский дом меня спас, но я этого не хотел!

Светлана Брюханова

Обшарпанные стены, необразованные дети и полная разруха — устоявшееся представление о российских детских домах и интернатах. Но, говорят, всё это уже позади, сейчас всё по-другому. Решили убедиться. А заодно и поговорить о жизни выпускников после детдомовского детства.

Стены зеленые, пол деревянный

Детский дом №2 стоит во дворах на улице Логинова. Если не читать вывеску, то, проходя мимо, решишь, что это школа. На площадке дети разных возрастов, рядом воспитатели. Только несколько пар ребячьих глаз тут же выхватывают незнакомца и следят за ним, не отрываясь.

Вхожу в коридор. Стены зеленые, пол деревянный. Довольно чисто. Из-за тусклого освещения, погода-то стоит пасмурная, создается ощущение общежития. Возможно… с непривычки. Прежде в подобных учреждениях бывать не приходилось. Зато приходилось бывать в разных семьях, и познакомиться с широким спектром уюта — от «очень» до «ужас».

Директор детского дома, Татьяна Николаевна Чечурина, встречает улыбкой. В просторном кабинете фотографии выпускников. Кто-то уже со своими детьми. Много грамот. Периодически в кабинет заглядывают старшие. Обмениваются с «мамой» информацией и довольные убегают по своим делам.

В «квартире» имитация семьи

В детском доме сегодня 30 жителей, что на порядок меньше, чем в 90-е. Тогда, как рассказывает Татьяна Николаевна, было 105 детей. С каждым годом их становится все меньше. Возраст у всех разный — от трех лет до 18.

Жизненные ситуации у детей, которые попали в детский дом, тоже разные. У некоторых погибли родители, а родственники не могут о них заботиться. Кто-то попал сюда из-за алкоголизма мамы с папой. Есть ребята, которые на выходные и каникулы ездят к бабушкам, но основное время проводят тут.

Ребенок приезжает в детский дом в любом возрасте. Как беда застанет. Есть дети, попавшие сюда года в четыре, а есть и те, кому было 12. Со старшими всегда сложнее, потому что память о родителях никуда и не исчезает.

Сейчас основное направление в развитии и воспитании детей — семейные ценности. Дети живут в блоках квартирного типа, где есть коридор, ванная комната, гостиная и спальня. В блоке живет примерно по 4 человека. Все дети разновозрастные, это позволяет создать имитацию семьи. Есть старший брат или сестра и дети помладше. Старшие всегда помогают с уроками, учат преодолевать бытовые задачи. Становятся опорой для малышей.

Все как дома

Сами блоки — на втором этаже, тут уже светлее и уютнее. Общий зал в «квартире» залит светом. Из коридора — вход в гостиную, где столы, диван, телевизор и много игрушек. Зоны тут две — столовая и для отдыха. По правую руку проход в ванную комнату, а в дальнем углу — дверь в спальню.

Спальня небольшая, четыре кровати, шкаф и пара столов. Комната уютная, аккуратная. Везде игрушки и вещи детей.

— У нас сейчас тут не идеальная чистота, но и дома не у всех всё убрано, правильно? — переживает Татьяна Николаевна.

Но у меня ощущения приятные, словно ты в лагере, сейчас лето и никаких забот, только веселье впереди.

Директор называет их ласково — наши внуки

Семейные ценности детям прививают не только имитацией семьи, но и уроками, где рассказывают про обустройство быта и тому подобное. Без этого в самостоятельной жизни не адаптироваться.

Здесь есть свои традиции, которые воспитанники соблюдают строго. К примеру, день рождения или встреча выпускников. День рождения каждого ребенка празднуют отдельно, но всей большой и дружной семьей. На встречу выпускников собирается много народу. Многие приходят уже со своими детьми. Татьяна Николаевна называет их ласково — наши внуки.

Для физического развития в детском доме проводят занятия по волейболу, но многие ребята посещают кружки в городе. Уклад их жизни ничем не отличается от домашнего — подъем, зарядка, ванные процедуры, завтрак, школа, отдых\кружки, уроки, отдых и отбой. Многие школьники живут в таком ритме. Ребятам ничего не запрещают, они могут покидать территорию по согласованию и приходить в определенное время.

А чтобы все дети вышли в большую жизнь самостоятельными и готовыми к трудностям, для них проводят отдельные курсы — кулинария, ремонт мелких вещей. Есть даже уроки финансового просвещения, где ребят обучают не только распоряжаться деньгами, но и как платить за коммунальные услуги. Здесь стараются дать все те знания, которые обычный ребенок получает от родителей в течение всей жизни.

Малыши и старшеклассники очень часто вместе с воспитателями готовят что-то вкусное. Одними манниками умения детей не ограничиваются, они любят экспериментировать, и всегда находят новые рецепты.

Техники для онлайн-обучения не хватало

Проблемы с обучением есть, но не у каждого ребенка. У всех же разная подготовка, поэтому пробелы в знаниях стараются восполнить. Хоть и бывает порой трудно.

— Есть дети, которые поступают сюда из неблагополучных семей, где родители алкоголики. Ребенку не до учебы, он учился выживать, о каких уроках может идти речь? — делится Татьяна Николаевна.

К таким детям подход особенный, ведь выучить и выпустить в жизнь надо всех. В детском доме сейчас есть и ребята с развитыми патологиями, но их буквально пара человек.

В условиях пандемии, к сожалению, у детского дома не оказалось необходимого количества техники для онлайн-обучения. Спасались как могли, кто-то выходил с помощью телефонов на связь, кто-то пользовался компьютерами в библиотеке.

В этом году у них есть пара выпускников, желающих поступить в престижные учебные заведения. По словам директора, далеко не все идут на высшее. Большинство ребят заканчивают учебу в колледже, а уж затем решают, надо ли образование продолжать. Разброс в выборе профессий большой — от кадета морского училища до ветеринара.

Некоторые теряют веру

Детский дом никогда не заменит родной, а воспитатели — родителей. Мы провели небольшой опрос. Дети по-разному реагируют на свою жизнь в этих стенах. Некоторые теряют не только веру в любовь, но и в самих себя. К счастью, сейчас их все меньше и меньше. Все имена воспитанников, по понятным причинам, изменены.

Константин, 25 лет:

— Я в детский дом попал из-за родителей-алкоголиков. В сознательном возрасте, к сожалению. В мои 14 лет родителей лишили прав, но мне сказали, что они могут еще образумиться и забрать меня. Я каждый день ждал маму на пороге и думал, что она вот-вот придет. Не пришла…

Даже при лучших воспитателях я перестал верить людям, забыл о таком слове, как «любовь». Оно мне и не надо, настрадался. Сейчас работаю, завел собаку. Всё устраивает. Семью пока не планирую, не готов.

На вопрос: «стал ли тебе детский дом родным?», Константин довольно грубо отвечает: «Детский дом меня спас, но я этого не хотел!»

Кирилл, 22 года:

— Я в детском доме оказался лет в восемь, вместе с братом. Родители погибли, родственников больше не было. Мне повезло, что я был хотя бы с родным человеком, легче проходит реабилитация и привыкание. Как-то уже и не помню сложностей. Жили все как одна большая семья. Брат старше, и потом он уже мне помогал материально. Сейчас мы с ним не разлей вода, всегда вместе.

С ребятами из детского дома общение поддерживаю, правда, не со всеми. Не считаю себя каким-то особенным или не таким. В меня заложили всё самое хорошее, я усвоил ценности семейные и уверен, что всё прекрасно. Трудности есть у всех, но они временные.

Ребята, что помладше более открыты к диалогу, они все еще ждут маму с папой и надеются на лучшее.

Аня, 13 лет:

— Каждый из нас хочет семью, даже те, кто говорит обратное. Страшно, потому что вдруг меня никто так и не полюбит. Но я рада, что сейчас есть воспитатели, и мои друзья тут, как-то легче становится.

На улице ко мне подбежал мальчишка.

Ваня, 12 лет:

— Вы к нам в гости пришли, да? У нас тут хорошо, все дружные и помогают друг другу. Уроки помогают учить старшие, они нам как братья и сестры. Воспитатели тоже хорошие, не ругаются без причины.

Он очень хотел показать все свои игрушки и познакомить с друзьями. На вопрос «Чего ты хочешь больше всего?» ответил твердо — свою комнату. Затем робко добавил: «Ну и домой хочу, к маме с папой».

И домой здесь хочет не один Ваня.


Мнение специалиста

Сирот в России в два раза меньше, чем пять лет назад

Татьяна Цукарь, социальный педагог:

— Дети из детских домов стали намного воспитаннее, чем 5-7 лет назад. Они не такие агрессивные, большинство стремится к получению образования и к созданию семьи. Они стали более рассудительны и самостоятельны.

Сама ситуация с количеством детей-сирот обстоит куда лучше. По данным департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения число таких ребят за последние четыре года значительно сократилось. На 2019 год в стране всего 43,7 тысяч ребят, оставшихся без семьи. Это на 46% меньше, чем в 2015 году. Для сравнения, в 2000-х сирот было порядка 657 тысяч.

Всего детских домов в России 1314. Учитывая, что население самой страны достигает отметки 144,5 миллиона, то показатели хорошие, и с каждым годом они становятся всё лучше. Из-за уменьшения количества ребят в детских домах, растет материальный уровень обеспечения детей. Растут показатели психологической поддержки, что значительно уменьшает риск неблагополучных выпускников. Мир меняется, сфера образования в детских домах тоже.

 

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: