Ностальгия с перцем, по-архангельски

Когда меня зовут в Дом Плотниковой, иду всегда. В нем духа Архангельска теперь больше, чем где-либо, чем во всем городе. Когда-то просто не верилось, что Татьяна Зеленина вытащит эти стены с крышей из небытия, из разрухи и забвения, отстоит у тлена каждый изразец, роспись, балясину. Но она справилась.

Как? Да просто приняла усадьбу в свою семью… сразу и навсегда. И память о хозяйке Екатерине Плотниковой хранит не как память о землячке, а как о родном человеке. Наверное, потому у нее все и получается здесь. С тех давних пор я считаю Татьяну Зеленину не просто заведующей отделом городской культуры музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», а второй хозяйкой этого дома, после Екатерины Плотниковой. И когда она говорит, что будет интересно, верю без доказательств.

Город растаял, как леденец

Вчера в Доме Плотниковой открылась выставка «Четыре времени года». И, конечно, она посвящена Архангельску. Это продолжение музейного проекта «Архангельская Атлантида». Атлантида, потому что Татьяна Владимировна, как и все здравомыслящие наши земляки, понимает, что старый Архангельск мы потеряли. Снесли, замуровали в черном стеклобетоне торговых площадей да в серой крупнощелевой жилой массе. Остается только констатировать смерть да хранить город в воспоминаниях, документах, видеоряде. Отсюда и выставочный проект.

Сегодняшняя выставка, как возвращение на родину. Больно щемит и приятно радует одновременно. Такой пьянящий коктейль из ярких чувств и тонких ощущений. От радости узнавания до печали от потери. Заходишь в Дом, а тебя встречает вешалка, на которой писаховское пальто и авоська с апельсинами. То есть… он тоже пришел и бродит среди нас… в своем мире.

Нет, мы тоже в своем. Я – в раннем детстве. Кто-то в юности. А кому-то здесь уже за сорок. Вот колонка, куда за водой с ведрами бегали, вот покосившаяся, никогда прежде не пустовавшая телефонная будка, столб с часами. Они лишь в фантомном полупрозрачном изображении. Потому что время их ушло… Они растаяли вместе с городом… как те леденцы по пять копеек из того… ушедшего от нас Архангельска.

Хочешь увидеть вариант «прощай, молодость» — получай

Зато в витринах настоящие валенки! И белые, и черные подшитые. Лучшей зимней обуви для наших широт так и не придумали. Легкие, теплые, удобные. И никаких тебе молний и шнурков. Ноги засунул и беги. Хоть в школу, хоть на горку, хоть на лыжах.

И бурочки разные. Хочешь увидеть вариант «прощай, молодость» — пожалуйста, хочешь модные в те времена ботики – получай. А вот зонтик китайский от солнца. Экспонаты прибыли в музей разными путями. И через покупку в интернете за немаленькую сумму, и от хороших людей, которые с добром своим расстались, чтобы земляки увидели, вспомнили. Зонтик прямо из Китая привезли в свое время артисты Северного хора. Их дети отдали розовую красоту музею.

А некоторые платья специально шились по воспоминаниям, за неимением оригиналов. Например, красное в горошек по фасону – платье самой Татьяны Владимировны. Из середины прошлого века. Но принт — от платья ее подруги.

Много чего принесли и продолжают приносить. Вот на открытии от Майи Миткевич, директора Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» передали болоньевый плащ. Который так мечтала показать на выставке Татьяна Зеленина. Радости хозяйки не было предела.

Висящие болельщики и тыл дамы с веслом

Вообще, пространство выставки, несмотря на малую площадь, очень удачно выстроено. Картины, которые расположены буквально впритык друг к другу, смотрятся логично. Будто в старую квартиру попал. А залы, как улицы, где на горизонте плещется за набережной Двина, где вразвалочку бегут трамваи. В какой-то момент показалось, что я даже слышу их специфичный звон.

Но главные сокровища выставки — это фотографии и картины. На фото и пляж прошлого века, и ледоход, и хоккей, с висящими на деревьях болельщиками, одноэтажная улица Логинова и мощная дама с веслом, заснятая с тыла.

Наши художники: Евгений Хвиюзов, Степан Писахов, Дмитрий Ширяев, Михаил Баранчеев, Иван Котов, Михаил Баранчеев, Александр Казаков и другие, запечатлев, просто подарили нам наш Архангельск. И не оторваться от их Двины, щербатых мостостовых, зеленых аллей с парочками, сугробов в рост, северного сияния и улиц в дождевом блеске.

И вся эта художественная ностальгия сдобрена изысканными литературными специями от Писахова, Шергина, Коковина, Казакова… Так в кулинарный шедевр добавляют перца для остроты ощущений.

Четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Но ипостаси Архангельска здесь совсем не четыре. Каждая работа – как один лоскуток на шикарном лоскутном одеяле. И ты заворачиваешься в него, в теплое, уютное, родное по самую макушку. И не можешь надышаться давно покинувшим город ароматом.

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Понравилась статья? Оставьте отзыв в комментариях. Присоединяйтесь к нам в ВКонтакте и Telegram, читайте в Яндекс.Дзэн и Facebook, подписывайтесь в Twitter!

Похожие

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: