По-абрамовски честная выставка

Год Фёдора Абрамова открылся в архангельском Музее ИЗО сразу двумя выставками, посвящёнными писателю. Об одной из них, «Там, у Пинеги реки…», «Северные новости» уже рассказали. Сегодня мы представляем вам вторую часть проекта — художественную выставку «Веркола — самая прекрасная страна». Она представляет цикл живописных и акварельных работ заслуженного художника России Всеволода Видякина.

Непричёсанная Веркола

На выставку Всеволода Видякина я пришёл накануне её открытия. Договорились с художником о встрече. И проговорили почти полтора часа.

— Пинега, само по себе, место уникальное, красивое. По всем статьям. Поэтому я и раньше частенько там бывал, и сейчас. Картины, на которых стоит «2019 год», надеюсь, не последние, написанные там, — начал свой рассказ художник.

Первые свои работы, связанные с Верколой, Всеволод Иванович написал ещё в начале 1990-х годов. Накопился материал за тридцать-то лет. Да ещё в прошлом году сосватала его Ольга Николаевна Захарова, директор Архангельского колледжа культуры, провести в Верколе курсы повышения квалификации для преподавателей детских художественных школ. Откажись, ничего и не случилось бы. А так, всё сошлось. Идея выставки родилась спонтанно, а результат получился удивительный.

Приезжал художник в Верколу тридцать лет время от времени. И сложилось своеобразное отображение изменений, которые происходят с родиной Абрамова. Вот ведь как бывает, и Фёдор Александрович человек был сложный, неудобный, и любовь его к своим землякам была весьма требовательной, и у Видякина в его работах деревня эта пинежская вовсе не лакированная, не причёсанная.

Абрамов тоже выходил на этот берег

В 1993 году Союз художников организовал поездку в Верколу четырём живописцам. Двое — из Вологды. И двое — из Архангельска.

— Поехали Володя Щелин, и я. Володя, к сожалению, уже ушёл. Жаль, настоящий художник. И мы тогда с ним классно поработали. Жили при монастыре. Отсюда и «монастырские» этюды. Выходили, через речку, уникальные места открывались.

Там и Фёдора Абрамова село. Он тоже когда-то выходил на берег и любовался храмовым комплексом. Тогда там и деревьев не было, а сейчас же всё заросло, только центральный храм виден. Сегодня он отреставрирован, но плохо. А вот корпуса здорово сделали, потрясающе. Трапезная — она была «убита» в то время, в 1993 году. Я раз заглянул, и больше туда не заглядывал, потому что там всё рухнуло. А сейчас в ней служба идёт…

Надежда на мечту художника

Было в той экспедиции тяжело, жили впроголодь, даже грибы ходили, собирали.

И так хотелось художнику, чтобы вернулась красота, что пририсовал он храмам монастырским купола и кресты. Как будто живы они. И что же? Восстановили их. Стоят, как будто по видякинским картинам сделаны. Вот бы ещё мощный Успенский храм монастырского комплекса восстановить, чтобы совсем уж было хорошо. А пока он продолжает разрушаться, настенная роспись исчезает, кирпичи выпадают. Но, деньги, деньги… Огромные деньги нужны.

Между прочим, Успенский храм у Всеволода Ивановича тоже в первозданном виде на одной из работ изображён. Будем надеяться, что подействует мечта художника.

А у нас никто не работает…

Всё прекрасно в веркольских работах Всеволода Видякина: и колорит наш северный, приглушённый, и подсветка ни с чем не сравнимая, когда, из-под туч, заходящее солнце вдруг вызолотит стерню, и серебряный белёсый свет белых ночей… Вот только, редко солнце у нас. И Видякину, увы, не везло. Сама природа встречала его в Верколе то дождём, то хмарью пасмурной. Не радостно как-то. И безлюдно.

— Практически на всех работах людей нет, почему. Потому что их и нет? Или не хотелось их писать? — спрашиваю.

И отвечает мне Всеволод Иванович с горечью:

— Дело в том, что даже людей, в поле убирающих картошку, я случайно увидел. А так… Мы, когда в Верколу с преподавателями ездили, сделали выставку в клубе. Местные мне говорят, давайте сделаем… Сделали, заняли два помещения полностью. Открытие назначили на три часа. Как так, спрашиваю, люди же работают! — А у нас никто не работает, отвечают.

Всё вымерло. Даже в те, 1990-е годы, что-то жило, функционировало, живность была, а тут ни одной «мины» по деревне. Шесть коров на всю округу. В деревне чисто, всё вычищено, одни туристы на уме. Гостевые дома, на Абрамова деньги выделяются хоть какие-то. Сложно всё. И запутано. Даже непонятно, когда было лучше, в советское время или сейчас.

Вот такая выставка заслуженного художника России получилась. Очень, на мой взгляд, абрамовская. Потому что честная.


Оцените сами. «Веркола — самая прекрасная страна» ждёт вас до 18 мая.


Справка «СН»

Всеволод Иванович Видякин – один из ведущих мастеров Архангельска. В этом году исполняется 50 лет творческой деятельности художника.

В 1970 году после окончания Московского художественного училища Памяти 1905 года, он вернулся в Архангельск.

В 1982 был принят в члены Архангельского отделения Союза художников России.

Работает в технике живописи и акварели.





Понравилась статья? Оставьте отзыв в комментариях. Присоединяйтесь к нам в ВКонтакте и Telegram, читайте в Яндекс.Дзэн и Facebook, подписывайтесь в Twitter!

Похожие

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: