Государство не привыкло раздавать – Северные Новости

16+

Государство не привыкло раздавать

Государство не привыкло раздавать

Лурдэс Задокс

Несущийся по планете коронавирус пошатнул не только здоровье землян, экономику он тоже сильно порушил. Особенно тяжко приходится малому и среднему бизнесу.

Решили посмотреть, как в этой непростой ситуации людям удаётся сохранить своё дело, какие меры для этого предпринимают сами бизнесмены и правительство. А, может, и нащупать пути решения.

Во Франции – 345 млрд евро, в Германии — 500 млрд

В условиях эпидемии коронавируса страдает весь малый и средний бизнес. Но, по мнению различных экспертов, самые большие убытки несёт сфера услуг – магазины, торговые центры, рестораны, спортивные клубы… Карантин просто закрыл многие из этих заведений. А те, что работали, потеряли клиентов просто из-за безденежья последних. Ведь многие «пожелали» уйти в отпуск за свой счёт, и попросту остались без денег.

Самой лучшей и логичной поддержкой в сложившейся ситуации было бы элементарное выделение денег на поддержку малого и среднего бизнеса страны. Так сделали в Италии – на поддержку бизнеса там выделили 25 млрд евро; во Франции – 345 млрд евро; в Германии откроют фонд объемом 500 млрд евро.

В США около $350 млрд было выделено на выплату зарплат. Компании, в которых не более 500 сотрудников, там смогут получить условно безвозвратные кредиты (кредитор не требует возврата денег при выполнении ряда условий) на сумму до $10 млн для бесперебойных выплат зарплаты работникам. Конгресс Штатов принял пакет мер на $2 трлн, в том числе выплату безработным, оказавшимся в трудной ситуации из-за коронавируса: 600 долларов в неделю на протяжении четырех месяцев.

Президент проблему обозначил и пообещал

В России о поддержке бизнеса тоже задумались. Но компенсационная картина несколько иная.

В своём мартовском обращении к нации президент РФ Владимир Путин обозначил ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса, пострадавших из-за эпидемии коронавируса. В частности, обещаны меры по отсрочке уплаты налогов наряду с уплатой страховых взносов, кредитные каникулы при падении доходов на 30%, снижение страховых взносов с зарплат и другое.

В позавчерашнем обращении Президент сообщил о ряде новых мер. Отдельно остановился на льготных кредитах по ставке 2% для пострадавших отраслей. Они будут доступны предприятиям в июле-августе тремя траншами. Если занятость в компаниях сохранится, то долг спишут. Спрос именно на эту программу оказался выше ожидаемого, поэтому на её реализацию выделят ещё 100 млрд руб.

Также президент предложил изменить систему налогообложения. И сообщил о своем решении изменить с января шкалу для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн в год. Их налоги вырастут с 13 до 15%. Но облагаться увеличенной ставкой будет лишь та часть, которая превышает 5 миллионов.

Собранные таким образом средства будут направляться в социальную сферу, на лечение детей с тяжёлыми орфанными заболеваниями. При этом все действующие программы лечения сохранятся. Собранные с НДФЛ средства пойдут на дополнительные программы. Решение об использовании этих средств будут принимать исключительно врачи и общественные деятели.

Два триллиона рублей на поддержку

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанный до 2024 года, подразумевает рост численности занятости в сфере МСП до 25 миллионов человек. А в конце 2024 года доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна достичь 32,5%. На достижение этих показателей будет потрачено 481,5 млрд рублей.

На поддержку МСП выделено около двух трлн рублей, из которых 18 млрд рублей направлено на программу льготного кредитования. Отсрочку по арендным платежам получат 22 500 объектов недвижимости, а компетентные ведомства отменили 19 000 плановых проверок.

Продление сроков, снижение страховых тарифов

Давайте посмотрим на перечень мартовских поручений президента 2020 года:

  1. Продление на шесть месяцев для налогоплательщиков, отнесённых к субъектам малого и среднего предпринимательства и осуществляющих деятельность в отраслях, определённых Правительством до 1 апреля как наиболее пострадавших от коронавируса, сроков уплаты налогов и авансовых платежей по налогам (за исключением налога на добавленную стоимость), включая сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
  2. продление на шесть месяцев для микро предприятий, осуществляющих деятельность в отраслях, определённых Правительством до 1 апреля как наиболее пострадавших от коронавируса, сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  3. снижение до 15 процентов совокупного размера тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, применяемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей минимальный размер оплаты труда.

Поддержка весьма сомнительная

Чтобы понять, насколько эффективными оказались обещанные Президентом меры, мы обратились к самим предпринимателям, ведущим бизнес в различных сферах.

Как отметили представители малого бизнеса из разных отраслей, поддержка эта весьма сомнительна. Прежде всего, не предусмотрены многие важные нюансы. Ведь налоговые и кредитные каникулы лишь отсрочка со стороны банков и ФНС. И при этом накопленная задолженность для многих предприятий является угрозой отказа в получении «спасательных» субсидий.

Предпринимателям просто предлагают отсрочить выплату долгов. А прогнозы, тем временем, предсказывают дальнейшее снижение потребительского спроса. И нетрудно догадаться, что, когда придёт все-таки момент — платить, выручка предприятий упадёт ещё сильнее — ведь денег у потребителя больше не становится.

«В ближайшее время ожидаю кризис»

С юности я интересовалась бизнес-сферой. Ходила на различные мастер-классы, вебинары и бизнес-акселераторы. Предпринимательская среда была для меня чем-то очень захватывающим и увлекательным. Я постоянно спрашивала, училась, слушала истории о взлётах и падениях. И прекрасно усвоила, что предпринимательство похоже на русскую рулетку: повезёт только избранным.

Ощутив на своей шкуре все «прелести» предпринимательства в условиях пандемии, решила узнать: каково людям различных бизнес сфер выживается в такой непростой экономический период.

Нашла знакомых и знакомых знакомых, чтобы задать все интересующие меня вопросы. И вот что из этого вышло:

— Никакой поддержки я не получила. В ближайшее время ожидаю кризис. А у многих он уже начался. Наш десерт-бар работал с многими ресторанами и кофейнями, а сейчас они все закрыты… Продажи упали на 80 процентов. Главное, что мы можем получить от государства в данный момент — налоговую отсрочку и кредитные каникулы. Однако во многих банках, в которые я обращалась, говорят, что никаких указаний им не было дано.

Возможно в ближайшие время мы будем вынуждены закрыться, поскольку денег на продукты нет,.. — сообщила Анжелика Диева, мастер-кондитер, владелица десерт-бара.

«У всех уходили клиенты… Нет, даже убегали…»

Мой бывший руководитель долгое время работал в одной из федеральных программ, связанных с предпринимательством. И, кажется, что он должен быть асом этой сферы, но не тут-то было. Фиаско.

— Я в бизнес-сфере уже около 8 лет. Были разные времена, вне зависимости от экономического положения в стране и мире. Кажется, я был готов ко всему, но 2020 год решил проверить на прочность меня, мой бизнес и даже друзей …- поделился предприниматель Дмитрий Д.

 

У Дмитрия своё маркетинговое агентство, которое держалось на плаву более четырёх лет.

— Наше агентство занималось разными видами рекламы, наружной, контекстной, прямой. Клиенты были всегда, ведь каждый предприниматель хочет, чтобы о его продукте узнали люди. И, всё было хорошо, пока не наступил март… Клиенты начали отказываться от наших услуг. Звонки шли в течение недели с одной лишь фразой: «Дим, нам даже за аренду платить нечем…».

В голове тысяча и одна задача: куда увести бизнес, чтобы держаться на плаву? Начали придумывать антикризисные акции, снижать цены на рекламу и консалтинговые услуги. На личные консультации стали записываться чаще, и все задавались вопросом: как выжить в бизнес-мире, и чем теперь кормить семью? А я, если честно, и сам не знал, как это сделать. Пытался быть психологом, наставником и другом для каждого, но у самого всё шло ко дну.

У всех уходили клиенты… Нет, даже убегали. Но не потому что что-то не устраивало, а потому что кушать хотелось больше, чем сидеть на воде, но с рекламой в контакте. К сожалению, с большей частью коллектива пришлось расстаться до лучших времён. С кем-то мы до сих пор работаем удаленно, но проектов очень-очень мало. Никто не был готов к таким трудностям… Теперь придётся выживать по-новому.

Страшно жить в таком бизнес-мире

Следующим предпринимателем, который решился поделиться своими мыслями по поводу, была моя мама. Сколько помню своё детство, мама постоянно была на работе. И по вечерам приносила домой кучу бумаг, каких-то журналов, чтобы заполнить их и отдать в налоговую. Все выплаты, налоги и отчисления мать делает по-честному, без уловок. Поэтому я могу назвать ее честным предпринимателем с заглавной буквы П.

— Моей фирме более 20 лет. Мы пережили много кризисов, но этот оказался самым сложным, — с особой тревогой в голосе и грустью на лице рассказала предпринимательница с многолетним стажем Ирина Латышева.

— Моя компания занимается оргтехникой и продажей канцелярских товаров. Сначала отказывались от наших услуг не так много компаний, но после указа президента об «отправке» всех на карантин, продажи совсем упали. Пришлось нам тоже закрыться.

Самое забавное в речи Владимира Владимировича было: «сотрудники уходят на самоизоляцию с сохранением заработной платы…»А кто ее им выплатит? Мы — предприниматели, которые понесли убытки оттого, что ничего не работает. Эта фраза нашего президента меня поразила больше всего!

Просидев четыре дня дома, считая убытки каждый час, я подумала, что надо шевелиться, искать обходные пути. Чего сидеть-то? Позвонила в Роспотребнадзор и выяснила, что моя компания может работать в данное время, т.к. подходим под определенный оквэд (общероссийский классификатор видов экономической деятельности — прим. редакции), ведь мы сотрудничаем со многими госструктурами.

Так потихоньку начали возвращаться в прежнее русло… но всё равно с убытками. Хорошо хоть за аренду платить не надо, здание в моей собственности уже несколько лет, но вот остальные знакомые предприниматели, работающие в этой сфере, не знают, как из долгов выбраться!

Страшно жить в таком бизнес-мире, где каждый сам за себя… А государство… да что с него взять? Даже помощь, которую они выделили для малого бизнеса — просто смех, да и только…

«Сейчас животных лечить не хотят, сразу приносят усыплять»

Перебирая все связи и знакомства я искала колоритного персонажа для третьего сравнения… И жизнь, как обычно, сталкивает с нужными людьми в совершенно неожиданном месте. Мне повезло в ветеринарной клинике.

Раз в год я прихожу в одну и ту же клинику, чтобы почистить зубы своей собаке. Цена всегда варьировалась в диапазоне от 1500-1700 ₽. На этот раз мне заявили: «С вас 2500!». «Почему так дорого?» — спросила я…

— Так понимаете, нам аренду повысили с 60 до 90 тысяч, не смотря на всю эту эпидемию. Послаблений никаких не делают, только повышают и повышают. О нашей-то сфере никто не думает, а препараты и расходные материалы дорожают на глазах. Вот и приходится поднимать цены, — поделилась чуть ли не со слезами на глазах одна из врачей ветклиники.

Знаете, сейчас уже животных лечить не хотят, сразу приносят усыплять. Дёшево и сердито. У людей денег нет себе на еду, а тут корм по 1500 в неделю собаке покупать… Арендодателям, государству и всем вышестоящим ветеринары безразличны. Хотя… мы такие же врачи и тоже работаем сутками.

Эмоциональный тонус подспал

Набросав тысячу и один вопрос от себя и предпринимателей, написала Ольге Гореловой, которая с февраля 2019 года уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей. Вот что она сказала:

— С момента введения периода повышенной готовности, в связи с ситуацией с коронавирусом, многие предприниматели остановили свою деятельность. Безусловно многие не могут уследить за тем потоком законодательных изменений, которые принимаются на федеральном уровне.

Если в конце марта мы разъясняли кто может, а кто не может работать, то с середины апреля мы больше фокусируемся на том, как быстро и кто может претендовать на федеральные и региональные меры поддержки.

За этот год было более тысячи обращений — этот скачок в разы больше по сравнению с прошлым годом. 90% обращений — по ситуации с Covid-19. В 2019 году было всего 247 обращений, в 2018 году в 1,5 раза меньше.

Конец марта-начало апреля — обращения по типу: можно ли работать; какие сферы? (Так как с 28 марта была приостановлена деятельность гостиниц, общепита, сферы услуг и т. д.)

Затем была волна обращений по поводу послаблений для салонов красоты с медицинской лицензией. Это был массовый поток разъяснений, да даже не разъяснений, а моральной поддержки, потому что работать могли не все, а у многих это единственный способ достатка, да ещё и кредитные обязательства…

Сейчас же основными вопросами являются: безвозмездные субсидии, льготные кредиты под два процента и множество вопросов по оквэдам, которые не попали в перечень пострадавших, например, фотографы.

Сейчас мы от правительства Архангельской области через Бориса Юрьевича Титова направили просьбу о том, чтобы включили определенные оквэды… да и вообще, чтобы считали не по оквэдам, а по выручке. Ведь фактически нужно мерить так: если выручка упала, то ты пострадал. Если не упала, и ты продолжаешь работать, то ты можешь платить налоги, и у тебя все нормально…

Суждение о том, что государство нам (предпринимателям) совсем не помогает — было изначально, в середине-конце марта. Но сложно это было сделать в самом начале, потому что всего айсберга не было видно, лишь верхушка. Что люди сидят дома, никуда не ходят, потребление спало, покупательский спрос упал, соответственно, у предпринимателей выручка упала.

А вот уже где-то с середины апреля мы видим действенные инструменты в виде: субсидирования, льготных кредитов, освобождение от налогов. В принципе, эмоциональный тонус со стороны предпринимателей подспал. Сейчас самое главное начинать снимать те ограничения, которые наложены на определенные виды деятельности.

Пик безработицы ожидают в третьем квартале 2020-го

Коснемся безработицы в Архангельской области. В региональную службу занятости с начала пандемии обратились 13 тысяч человек. По мнению руководителя ведомства, такой всплеск обусловлен упрощённым порядком подачи заявлений (через портал «Работа в России» и на сайте госуслуг), а также с ростом выплаты, начиная с 1 марта.

Вот что рассказала нам министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Елена Молчанова:

— Около четырёх тысяч северян оказались без работы из-за коронавирусной инфекции. Среди них почти половина — уволенные из организаций торговли и общепита, каждый десятый — из лесопромышленного комплекса.

Наибольшее количество обращений в центр занятости обусловлено желанием зарегистрировать себя в качестве безработного и получать пособие. Поэтому количество обратившихся в службу занятости существенно выросло, и большинство рассматривают это обращение в качестве источника дохода.

Общая статистика количества зарегистрированных безработных за этот период существенно увеличилась. Если до наступления пандемии в службе занятости стояло, например, на 1 апреля, 8565 человек, то на 1 мая – 13326.

В целом ситуация на рынке труда в России на сегодняшний день очень непростая. В роли безработных зарегистрировались 1 миллион 917 тысяч человек. Общая численность безработных граждан, рассчитанная Международной организацией труда, на конец апреля составила 4,3 миллиона человек или 5,8 процента от трудоспособного населения. Данный показатель вырос за месяц на 23 процента. Такие сведения озвучены в докладе министра труда и социальной защиты РФ в ходе правительственного совещания в Москве.

Сейчас предприятия только начинают выходить из режима ограничений. Меры поддержки, со слов чиновников, помогли сдержать огромный всплеск роста численности безработных и сохранить рабочие места. Но по прогнозам минэкономразвития, ситуация на рынке труда все еще будет оставаться нестабильной. По оценкам экспертов, пик безработицы придет на третий квартал 2020 года.

Либо все победят, либо все проиграют

Словом, выводы получаются неутешительные. Безработица растет. Многие бизнесы вообще не попали в пострадавшие виды деятельности. Выручка упала, сотрудников вынуждены увольнять. Предприниматели достаточной поддержки государства не чувствуют и пытаются выплыть самостоятельно. Чиновники уверены, что государство для бизнесменов и так сделало немало.

Такое ощущение, что все мы вовлечены в одну большую компьютерную игру. Где два клана доказывают свою правоту. Только у нас не игра, а жизнь. Тут… либо все победят… либо все проиграют. Реально рухнувшие бизнесы реально подкосят экономику.

— По нашим расчетам, Россия пока дала прямые и косвенные меры поддержки в пределах 2–3 процентов ВВП», — сказал профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин.

Но, по его мнению, в российскую экономику необходимо закачивать больше денег — около 3–4 трлн руб.

-Государство привыкло брать, и не привыкло раздавать. Но, если сейчас активно не помогать компаниям сохранять фонды и рабочие места, впоследствии восстановление экономики будет идти крайне медленно и очень трудно, — считает эксперт.

Рисунок вверху cbsmedia.ru

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: