Игрушки для НКВД – Северные Новости

16+

Игрушки для НКВД

Игрушки для НКВД

Владислав Корелин 

В Гостиных дворах открылась выставка Государственного музея истории ГУЛАГа “Вещдок. Папка с эскизами”. Главный «вещдок» здесь — история репрессированного Бориса Крейцера, художника-конструктора, иллюстратора.

Сосед японец подвел под расстрел

Борис Генрихович Крейцер родился в 1905 году в Грозном. После Революции окончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) и архитектурный факультет Академии художеств. При поддержке Ленинградского союза архитекторов и Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) он помогал принимать архитекторов из Польши, Франции, Великобритании, Румынии.

В одной коммунальной квартире с Крейцером жил японский преподаватель Института живых восточных языков Икеда Хисао. А такие контакты не могли не привлечь внимание НКВД, и в 1938 году Крейцера обвинили в шпионаже в пользу Японии. В обвинительном акте его назвали сначала японским шпионом, собиравшимся взорвать Балтийский завод, и немецким шпионом немецкого же происхождения. В протоколе допроса значилось, что он родился в городе Бинц, и был “резидентом японо-германского центра”.

Вместе с 71 заключенным из списка “Харбинцев” Крейцера приговорили к расстрелу. Обвинительное постановление подписано Ежовым (Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР Генеральный Комиссар Государственной Безопасности) и Вышинским (Прокурор Союза ССР). Четверым казни тогда удалось избежать. В их числе оказался и Крейцер.

Вместо казни — Север

Перед расстрелом был еще один допрос, и выяснилось, что Борис Крейцер еврей, родившийся в России, а не немец. И его не расстреляли. Однако дело направили на рассмотрение Особого совещания. Он получил 8 лет лагерей за шпионаж.

Отбывал срок, работая инженером и проектировщиком Мостозавода в цехе по изготовлению лыж, делал эскизы для детских игрушек, по заказу НКВД в Севжелдорлаге (ныне — Республика Коми). Севжелдорлаг был создан 10 мая 1938 года. А 24 июля 1950-го был объединен с Северо-Печорским лагерем. Его заключённые строили железную дорогу Котлас-Воркута. Максимальная их численность, по подсчётам Государственного музея истории ГУЛАГа зафиксирована в 1941 году: 84 893 человека.

Освободили Крейцера 27 июля 1946 года, он перебрался в Сыктывкар. Там познакомился с будущей женой — Тамарой Клюкиной и уехал вместе с ней в Псков, где устроился на работу архитектором. Но начались аресты “повторников”, и Крейцер был отправлен на вечное поселение в Норильск. А за отказ стать осведомителем НКВД, его переправили в Дудинку.

Папка с эскизами вышла на волю

21 февраля 1956 года Военный трибунал Ленинградского Военного округа отменил обвинительные постановления и прекратил производство по делу “за отсутствием в его действиях состава преступления”. Крейцеру даже удалось добиться очной ставки со следователем Рейнером, который вёл его дело в 1938 году.

Вернувшись в Ленинград, Борис Генрихович стал работать книжным иллюстратором. Одно из самых известных изданий с его рисунками — “Гаргантюа и Пантагрюэль” в адаптации Николая Заболоцкого.

В 1979 году Борис Крейцер умер. А папку с лагерными эскизами и надписью: «СЖДС НКВД СССР», которую художник вынес на волю, однажды обнаружил руководитель образовательного центра Музея истории ГУЛАГа Константин Андреев. Так и родилась идея создать выставку.

Прямая речь

«Он не был народным художником, обладателем высоких государственных наград»

Константин Андреев, руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа:

Борис Крейцер по приезде в Ленинград сразу поразил местное творческое окружение своими смелыми проектами. В 1956 году его начали приглашать иллюстрировать книги, создавать афиши, программки. 60-70-е — это годы его активного творчества. Он проиллюстрировал более сотни книг.

Работы Бориса Крейцера хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее. Но он не был народным художником, обладателем высоких государственных наград. И признания заслуженного не получил. В “Ночь музеев” особые эмоции у посетителей вызывала книга “Катя и чудеса” и альманах “Хочу всё знать», с обложкой художника.

Любая выставка, связанная с людьми, которые прошли через лагеря, в первую очередь, должна задавать вопросы. Но важен не сам вопрос и даже не ответ на него, а именно поиск ответов.

Фото автора

Материал подготовлен при сотрудничестве образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа и его руководителя Константина Андреева.

 

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: