Кому он нужен, этот северный фермер? – Северные Новости

16+

Кому он нужен, этот северный фермер?

Кому он нужен, этот северный фермер?

Было время, имя Андрея Доники, звучало со страниц газет и экранов телевизора на всю область. Один из первых северных фермеров. Его крестьянское хозяйство было зарегистрировано 26 октября 1990 года. Еще при Советской власти. Сейчас об Андрее Дмитриевиче никто не пишет, и мало кто вспоминает. Хотя его история наглядна и поучительна.

Четыре года назад Андрей Доника свернул свою фермерскую деятельность, которой отдал 27 лет жизни. Он ушёл, но обида осталась. Бывают люди, которым несправедливость как нож острый, вздохнуть не даёт. Андрей Дмитриевич считает, что с ним государство поступило несправедливо. Так ли? Посудите сами.

Пункт назначения известен

В последние годы существования СССР пошло по стране возрождение крестьянских хозяйств. Колхозы и совхозы как формы хозяйствования, основанные на принуждении к труду, себя не оправдали. А многие «крепкие» хозяева, мужчины и женщины, у которых ещё не отбили тягу к крестьянской работе, получили возможность трудиться на себя. Ну, и заодно, на общество. Благо, государство дозволило. Мало того, что дозволило, так еще и пообещало всяческую поддержку. Даже законы напринимало. Вот только Союз рухнул. На его месте возникло 15 государств. Мы попали в Россию.

Россия поначалу внимание на фермеров обратила благосклонное. Уже 24 января 1992 года, меньше месяца прошло после распада СССР, правительство приняло постановление «О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году». В документе содержался комплекс мероприятий по поддержке индивидуальных форм хозяйствования. Тут и оказание безвозмездной финансовой помощи семьям, переселяющимся в сельскую местность для организации фермерских хозяйств; и льготное кредитование и снижение налогов; и регулирование закупочных цен; и первоочередная продажа фермерам сельскохозяйственной техники, и многое, многое другое.

Но… пункт назначения, к которому ведут благие намерения, к сожалению, известен. Острый экономический кризис помешал родному государству в полной мере выполнить обещания, мягко выражаясь.

Новый фермер вернул деревне адрес

Поверил обещаниям демократического правительства фермер Доника. Первое фермерское хозяйство Ленского района обосновалось в деревне Берег, в 20 километрах от Урдомы. А ещё её называют Остров, в который она превращается в половодье. Деревни, правда, как таковой, к тому времени уже и не было. Даже адреса не осталось. Андрею Донике пришлось потом его по инстанциям восстанавливать. Разруха была полная. Фермер потихоньку и дом поставил, и ферму, и линию электропередачи протянул. Дорога к несуществующей деревне, сами понимаете, в каком состоянии была. А дорога для фермера сродни аорте. Без неё куда произведённый продукт девать? Вот и стал Андрей Доника дорогу от Берега до Урдомы в порядок приводить. За свой счёт, естественно, как и всё остальное. Государство же обещало расходы компенсировать!

Половодье в деревне Берег. 2003 год. Фото urdoma.info.

И уже с 1995 года фермер стал стабильным поставщиком молока, мяса, овощей в детские дошкольные учреждения, школы, больницы района… Ну, и население урдомское продукцию Доники жаловало. Всё же чистое, натуральное, без примесей и добавок. А в 1996году собрал фермер свои документы о понесённых расходах по мелиорации, по устройству линии электропередачи, по дороге и предъявил региональному правительству. Думал, что как записано в Постановлении, так и получит компенсацию в следующем квартале. Ан нет.

Вместо 15 уазиков — кузов и пара колёс

В областном правительстве тогда фермеру сказали, что раз Постановление в Москве писано, так вот пусть он туда и обращается. Обратился. Добился, вроде. Всю сумму ему вернули. Только возвращали по капельке в течение нескольких лет. А многие помнят, что такое «черные» вторники и пятницы конца 1990-х годов. Деньги обесценивались одномоментно и их покупательная способность падала чуть ли не еженедельно.

Андрей Дмитриевич любит приводить пример: мол, если бы вернули всё сразу, в 96-м, он мог бы 15 уазиков приобрести. А когда деньги от государства пришли, то на них и полмашины было не купить. Вот и вышло, что не государство фермера субсидировало, а он стране оставляет дорогу, линию электропередач и ухоженную землю. Справедливо?

Девять лет государству в подарок

Почему оставляет, спросите? Да потому что с 2017 года, когда принятые государством новые законы фактически лишили фермеров возможности реализовывать продукцию, Андрей Доника своё крестьянско-фермерское хозяйство, в котором было свыше сотни голов крупного рогатого скота, свернул. Теперь занимается личным, подсобным. Вместо коров и поросят — куры, гуси, утки, вместо полей — огород… Пенсионер, как он о себе говорит.

Только вот и с пенсией у Доники не сложилось. Впрочем, и тут он не одинок. Неразбериха 1990-х и начала 2000-х негативно отразилась на людях, которые в эти годы работали не в государственных организациях. Потеря месяцев и лет стажа, неподтверждённые отчисления в пенсионный фонд сказались на многих гражданах нашей страны. Кому год в стаж не включили, кому три не зачли, а кому-то хоть и зачли, но не нашли следов отчислений и в расчёт пенсии не включили… У Андрея Доники выпало целых девять лет. Работал человек? Работал, ещё как! Каждый скажет, подтвердит. А для ПФР — не факт.

Пока Доника трудился, ему эта пенсия, вроде, как особо и не требовалась, зарабатывал хорошо. Нынче же КФХ закрыл. А пенсионеры у нас в стране, сами знаете, каждую копеечку считают, в основной массе. Обидно? Очень.

Одна надежда — на первое лицо

Куда только Андрей Доника со своими обидами не обращался. Ответы ему приходят разные. Есть длинные, есть короткие, но смысл у них один — сам дурак! Вот написал фермер губернатору Архангельской области, а ответ из правового департамента, с подробным разъяснением, что губернатор такими вопросами не занимается, это положение с такого-то времени не действует, то — с такого-то. По вопросу субсидий, мол, обращайтесь в «Агентство регионального развития». То, что Доника с фермерством давно завязал, даже в голову чиновника не приходит. Копирка работает.

Из Минагропрома тоже пишут, что претензии 1991 года нынешнее правительство не рассматривает. Прокуратура аналогично законы цитирует и причин для прокурорского реагирования не видит. И все в один голос посылают. В суд. Туда Доника уже хаживал. Справедливости не обнаружил.

Теплится ещё у него надежда на первое лицо в государстве. Он, вроде, любые дела решить может, даже те, которые губернатору, министру или прокурору не по зубам.

Кто в гору, а мы — с горы

К сожалению, но история Андрея Доники для Архангельской области вполне себе рядовая. Типическая такая, типическая…

После 1991 года в регионе отмечался активный рост крестьянско-фермерских хозяйств. Росла и доля их участия в обеспечении населения продовольствием. К примеру, с 1995 по 2005 год фермеры Архангельской области увеличили производство мяса с 0,9 до 5,0% в общем объёме производства этой продукции, в производстве молока с 1,6 до 11,4%. Но вот в 2007 году была принята первая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 гг. И у соседей дело пошло, хоть и со скрипом, но в гору, и в Коми, и в Вологде, и в Карелии. Только не у нас. Удельный вес фермеров Архангельской области в производстве сельскохозяйственной продукции сократился. И тенденция к сокращению сохраняется.

По данным Росстата, ещё в 2016 году в регионе было 168300 личных подсобных хозяйств и 199 КФХ. Сравните с цифрами, которые озвучила министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина Бажанова на июньской сессии Облсобрания этого года. По информации министра, сельским хозяйством в Архангельской области занимаются сегодня 83 крестьянских фермерских хозяйства и 130 тысяч личных подсобных хозяйств.

В то же время, судя по цифрам в рублях, сельское хозяйство у нас развивается и даёт прирост. Вот только прирост этот обеспечивается за счёт 40 крупных хозяйств, пользующихся основными привилегиями, которые им регулярно обеспечивает власть. К примеру, они дают 93 процента общего количества произведённого в области молока. Оставшиеся 7 процентов приходятся на долю сохранившихся КФХ и ЛПХ. Напомним, что в 2005 году доля фермеров достигала 11,4 процентов.

Агрозона крайнего риска

В начале лета прошло сообщение, что очередной фермер закрывает своё хозяйство. Причина? Штраф в несколько сотен тысяч за навоз, перевезённый с фермы на поле. На своё поле. Тысячи лет крестьяне так землю удобряли, теперь наше государство им это запретило.

Мало было внедрения системы отслеживания молока из вымени в бутылку, требования наличия сертифицированного убойного пункта. Теперь ещё вводится маркировка продуктов, в которую тоже надо вложить баснословные деньги. По опыту других областей, известно, что там региональная власть берет на себя расходы по организации исполнения этих федеральных требований. У нас же хозяин остаётся наедине с законом и расплачивается за его исполнение из собственного кармана. А разные надзоры, следуя этим принятым в столице законам, безжалостными штрафами неутомимо собирают с крестьян деньги в казну.

Архангельская область и так к сельскому хозяйству не очень предрасположена. Мы с гордостью рапортуем о рекордном урожае картофеля в 257 центнеров с га на полях в Заостровье, а в Краснодарском крае 500-700 обычное дело. Наша холмогорка, дающая 6500-7000 литров молока, вполне себе хорошая корова, а в центральной России голштинку, у которой надой ниже 10 тысяч, выбраковывают. У нас тут агрозона не просто риска, а крайнего риска.

Поморы особо в сельское хозяйство не вкладывались. Жатва их с моря была. С леса жили. Потому и ценны так эти отдельные проявления тяги людей к тяжёлому крестьянскому труду. Ведь не всем хочется пить молоко из сетевых супермаркетов со сроком годности два года. Есть перемороженное мясо из стратегических запасов армии. И жевать соевый сыр с заменителем молочного жира.

При невыполнении — увеличенный штраф

Вот и получается, что государство в лице регионального правительства планомерно добивает оставшихся на севере крестьян. Начиная, примерно, с 2008 года. Аккурат после принятия Государственного программы. Вот что пишет одна из наших читательниц, отдавшая сельскому хозяйству полжизни:

энергетики отключали свет за долги, налоговая инициировала уголовные дела за просрочку по налогам, молокозавод выкручивал руки ценами на молоко, минсельхоз уменьшал субсидирование, надзорные органы облагали штрафами.

Больше всего горя и бед принёс Россельхознадзор. У нас был период, когда за три месяца пришло 8 проверок, нам насчитали штрафов и предписаний на исправления на сумму в несколько раз превышающую стоимость всего нашего имущества. И основная масса этих предписаний была абсурдна. Причём, при невыполнении — увеличенный штраф.

И такими историями может поделиться каждое крестьянское хозяйство, не важно, крупное оно или мелкое, в Архангельской области. Без преувеличения.

Предлагается фермерское хозяйство. Только работайте

Самая же большая печаль 74-летнего Андрея Доники, сегодня, даже не пенсионная, не обида за фактическое государственное мошенничество. Переживает, что некому своё дело оставить. Нет наследников. У детей своя, хорошо оплачиваемая, чистая, работа.

Нашелся бы кто, семья какая, пожелавшая выкупить или взять в аренду землю и постройки! Тут ведь красота — лес, река, и свет есть, и вода, и земля окультуренная, и постройки. Дорога содержится нормально. С коровами можно и не связываться, слишком много запретов. Овец зато выгодно разводить. На баранину спрос всё время растёт, шерсть, овчина. И в содержании овцы неприхотливы. А пастбища у нас шикарные, луга заливные.

Ну что, есть желающие?

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: