Меня зовут Светлана. Я — королева

Королева небольшого кукольного королевства Светлана Пчельникова привезла в Архангельск коллекцию «царских» кукол. Открытие выставки завтра, 15 марта, в Центральной башне Гостиных дворов.

И вот теперь в Архангельске

«Северные новости» встретились с московскими гостями через два часа после их приземления в Архангельске. Чемоданы ещё не распакованы. Часть экспонатов пока в Северодвинске. Витрины служители краеведческого музея только натирают. А мы уже начинаем разговор, слово цепляется за слово, и достаются раритеты, льются истории обретения, истории встреч, истории жизни семьи последнего российского императора…

— Давайте знакомиться. Меня зовут Светлана. Я королева. Я двадцать лет занимаюсь авторскими куклами, и у меня на самом деле уже настоящее кукольное королевство: есть школа, мастерская, магазин, журналы издаются, проводятся международные выставки — в России, Эстонии, Израиле, Голландии… Вот теперь в Архангельске.

Инициатива наказуема исполнением (Прямая речь)

— Так как я хотела популяризировать искусство авторской куклы, а это синтез живописи, скульптуры, дизайна костюма, мне и выпало идти по этой стезе. Ведь часто у нас представление о куклах не идёт дальше Барби или пупса в корытце.

В 2009 году я узнала, что Александровский дворец в Царском Селе передаётся музею, после того, как там много лет располагалось военное ведомство. Его построила Екатерина II для своего внука, будущего императора Александра I в подарок к его свадьбе. Дворец этот стал любимым местом проживания для семьи последнего русского императора Николая II. Отсюда в феврале 1918 года семья Романовых со слугами и домочадцами отправилась в свой крестный путь, завершившийся трагедией в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, городе, названном в честь императрицы, Екатерины Великой.

В Александровском дворце после выезда царской семьи открыли музей, куда пускали победивший пролетариат посмеяться над тем, как жил русский царь. Он действовал до начала 1930-х годов.
Затем судьба дворца была трудной и извилистой. Всё, что находилось во дворце, особенно на детской половине было утрачено.

В 2009-м я уже активно занималась куклами. Кое-какая информация о куклах царской семьи мне попадалась на глаза. Кроме того накопилось много старинных кружев, тканей, деталей кукольных — ножек, ручек конца XIX — начала XX веков. И я приехала к директору музея «Царское село» Ольге Владиславовне Таратыновой, предложила сделать реплики. Конечно, это не те куклы, которыми играли царские дочери, но они такими могли быть. Из подлинных вещей мы нашли только … ковёр, как говорил Аркадий Райкин, «подписанный» цесаревичем, и театр французских кукол «Гиньоль». Он также принадлежал цесаревичу, его персонажи изображают самого Алексея, слугу, императрицу, фрейлин, сестёр…

Куклы свели с Михаилом Романовым

Музей сначала воспринял предложение с иронией. Тут крыша течёт, трубы гнилые, а она с куклами! Но когда прямо на ковре в овальной гостиной, где дети провели ночь перед тем, как их увезли под конвоем, представили кукольную композицию, Александровский дворец получил музейную «Олимпию». И с радостью принял коллекцию в дар.

Там же Светлана познакомилась с потомком Романовых, Михаилом Романовым, проживающим ныне в Америке. Он тоже оказался коллекционером кукол, и завертелась большая работа. И каждый год Пчельникова по скудным описаниям, воспоминаниям девочек, гостивших у детей императора, создавала своих «царских» кукол. Не осталось, наверно, ни одного архива, который бы не перешерстила Светлана в поисках описаний изделий поставщиков двора Его Императорского Величества. Каждый крупный производитель в России считал за честь послать своё изделие царской семье в подарок.

Проект рос и креп, и в 2016 году Светлана Пчельникова, уроженка города Урюпинска, с казачьими и эстонскими корнями, получила правительственную премию за воссоздание коллекции кукол детей Николая Второго, дочерей Марии, Ольги, Татьяны, Анастасии.

Форум соскочил, выставка приехала

Сегодня в хранилище в Царском Селе лежат не все куклы, созданные мастером. Музей, как собирались, полностью в 2018 году не открыли. И вот уже десять лет ту, первую, коллекцию больше так никто и не видел. Потому художник приняла решение попридержать следующий кукольный транш. А созданные за это время произведения, вместе с обретенными находками, оформить в выставку.

В Архангельске, в городе Северодвинске живёт уникальный мастер, Ирина Черепанова. По двум ветвям, между прочим, родственница Михайлы Ломоносова. На открытии её выставки Светлана познакомилась с губернатором Игорем Орловым, который и пригласил Пчельникову в период работы Арктического форума представить свою коллекцию. Форум из Архангельска соскочил. Встреча с куклами, слава Богу, состоится.

Самые восторженные посетители — мужчины

Проект сотрудничества «Царскими куклами» не ограничивается. Будет продолжение. В апреле в этой же башне на первом этаже пройдёт первая Арктическая международная выставка, куда приедут художники из многих стран. И станет регулярной.

Такие вернисажи — это всегда обмен идеями, знаниями, мастер-классами. С одной стороны, таким образом идёт популяризация кукольного искусства, открываются новые школы, совершаются продажи. Но на самом деле, это уже вторично.

Главное — это возвращение в детство. В тот мир, где ты еще маленький, где ты счастлив, где ты окутан любовью мамы, бабушки, где ты засыпаешь, обняв любимую куклу, старого плюшевого мишку. Потом всё стирается, уходит в подсознание. И вдруг, ты видишь это милое создание, в кружавчиках, фарфоровое личико в обрамлении искусственных волос… И всё, возвращаются запахи, ощущения, прикосновения той беззаботной счастливой поры, когда мы были детьми.

Между прочим, самые восторженные посетители кукольных выставок — взрослые мужчины, которых туда затащили дочки-сыночки.

Наглядным воплощением тезиса, что мужчины до старости в глубине души остаются детьми, стали спутники Светланы. Как только она начала извлекать фигурки из чемоданов, они тут же кинулись помогать. При этом с удовольствием вставляли в руки петровскому солдату барабанные палочки, воссоздавали бивак артиллеристов, и даже попытались продемонстрировать, как наводится и стреляет игрушечная пушечка. Не останови, так и проиграли бы до вечера.

Крышку чемодана только приоткрыли

Надо сказать, что посмотреть будет на что. И нам только приоткрыли крышку чемодана.

Есть уникальные вещи. Синего стекла десертные чашечки с серебряными ложечками. Первый подарок от французской коллеги, с которого и началось увлечение царскими куклами. Уникальные кукольные наборы оловянной посуды, письменных принадлежностей, стеклянных парфюмерных флакончиков. Они аутентичны. Такие же были у царских дочерей.

Набор деревянных фигурок «Ледовое побоище», сделанный в 1938 году к фильму «Александр Невский» художником Поповым. Подобный мог быть и у цесаревича. Бэби Ольга, кукла, сделанная в начале XX века по образцу куклы царевны. Когда-то их были тысячи по всему миру. Сегодня известны только две. Войны, революции, голод, разруха не способствуют сохранению детских игрушек.

Справка

Светлана Пчельникова — известный российский художник, исследователь истории художественных кукол, издатель журнала «Мир кукол», член Британской кукольной ассоциации. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
Часть её коллекции императорских кукол находится в экспозиции одного из лучших музеев страны – Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Понравилась статья? Оставьте отзыв в комментариях. Присоединяйтесь к нам в ВКонтакте и Telegram, читайте в Яндекс.Дзэн и Facebook, подписывайтесь в Twitter!


Похожие

Оставить комментарий

*

code

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: