В Архангельске открывается «ядерная» выставка
Сегодня, 27 февраля, в Архангельске начинаются торжества, посвящённые столетию со дня рождения Фёдора Абрамова.
Чем живём? Чем кормимся?
Череду событий, так или иначе связанных с именем нашего великого земляка, запускает с утра Международная научная конференция «Братья и сестры в русском доме: творчество Фёдора Абрамова в контексте литературной и общественной жизни XX-XXI веков». Продолжит открытие выставки «Переполненный Россией» в Историко-архитектурном комплексе «Архангельские Гостиные дворы». А завершит первый день Торжественный вечер в Архангельском театре драмы, куда вход исключительно по пригласительным билетам.
Кстати, для дизайна пригласительного кто-то (было бы интересно посмотреть на этого человека) из правительства области, возможно даже из министерства архангельской культуры выбрал знаменитое письмо Абрамова землякам «Чем живём-кормимся». Правда, «творчески» переиначив его, превратив в два вопроса: «Чем живём? Чем кормимся?» И из пронизанного болью и правдой абрамовского обращения к людям вышел вполне себе рядовой заголовок для анкетирования. Да, между прочим, статистический отчёт новгородского областного правительства именно так и называется.
Книгу так и не издали, а макет сохранился
Накануне открытия выставки «Переполненный Россией. К 100-летию со дня рождения Ф.А. Абрамова» я заглянул в Гостиные дворы. За неполные полтора часа моего там пребывания, чудесным образом заполнились витрины с документами советской поры, разложились прижизненные издания абрамовской прозы, вознёсся деревянный конь в проёме окна, заиграло музыкальное сопровождение, оторвались прислонённые к стене фотографии. И глаза пинежских старух уже лукаво смотрят на тебя.
Про эту выставку до открытия говорят — «ядерная». Я сказал бы — «термоядерная». Пять залов — каждый по своему интересен.
Литературно-художественный. Рукописи, книги Абрамова и работы художников к его произведениям. Экспонируются литографии петербургской художницы Елены Натаревич из фондов музея. Полвека назад создавала она их для повестей «Пелагея» и «Алька». Но так и не увидело свет то издание, ни в советское время, ни позже. А макет книги сохранился. Среди литографий есть и портреты Фёдора Александровича, с которым художница виделась за полгода до его смерти.
Напротив работы архангельских художников — Зимирева, Сюхина… К скульптурным творениям Сергея Никандровича можно относиться скептически, но то, что художник-иллюстратор он классный, признать стоит.
Изгородь на сцене так и ждёт Абрамова
Театральный зал. Афиши премьер с автографами актёров, режиссёров, благодарных зрителей. Ленинградский малый драматический театр привёз землякам Фёдора Абрамова спектакль «Дом». Цена билета рубль шестьдесят. Московский драматический театр имени Гоголя. Легендарные «Две зимы и три лета» Архангельского театра драмы в постановке Эдуарда Симоняна. Афиша с обращениями в адрес Фёдора Александровича и вечным хулиганским заявлением вверху — «Саша козёл».
Сцена, где ещё неясно что, но обязательно что-то будет происходить. Изгородь, которая ждёт, что вот-вот и выйдет к ней Абрамов в ватнике, и обопрётся на неё, и посмотрит то ли вдаль, то ли тебе в душу.
Родные лица и самое сокровенное
Зал советской эпохи, с плакатами, передовицами «Советской России», «Ленинского завета» «Известий» и разных «Правд». Пишущая машинка — второй рабочий инструмент писателя, первый — перо. Фотокамера. Смешная. Но дело своё делала исправно.
Фотографии земляков, пинежан, веркольцев, обитателей Карпогор. Старые, молодые, совсем юные, детские — лица ушедших эпох.
И Кааба писателя, святая святых, самое сокровенное. Чёрные мысли на сером кубе. Те, которые пишешь для себя. В дневнике. В стол. И вот ты совершаешь таваф**, медленный, вчитываешься в каждый отрывок, в каждую фразу, в каждую мысль. Сопоставляешь с датой, когда они написаны, и проникаешься ещё большим уважением к человеку Фёдору Абрамову.
Только вот как подумаешь, кто придёт резать ленточки и говорить речи о правде, о жизни по-Абрамову… грустно становится. Это их появление предрекал, их боялся, их ненавидел писатель. А вот поди ж ты… придут и откроют. В 16 часов.
Но выставка-то будет ждать всех, кому дорого живое абрамовское слово. До октября. Год Абрамова ведь только начинается.
* Кааба — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной мечети в Мекке.
** Таваф (араб.) — ритуальный обход против часовой стрелки вокруг Каабы.