Архангельские встречи с Тэмо Эсадзе. Продолжение – Северные Новости

16+

Архангельские встречи с Тэмо Эсадзе. Продолжение

Архангельские встречи с Тэмо Эсадзе. Продолжение

28 и 29 февраля в Гостиных дворах пройдут показы моноспектакля по повести Фёдора Абрамова «Вокруг да около». В главной роли — заслуженный артист РФ Олег Белов (Самара). А режиссёр-постановщик Теймураз Эсадзе.

Сегодня мы предлагаем вам продолжение разговора с Тэмо Эсадзе о зрителе, об искусстве, о молодёжи, о человеке,  о северной деревне и Фёдоре Абрамове.

***

У каждого свой Абрамов

В чём сила, брат?

Мы ходим по местам, где бывал Абрамов, видим людей, общаемся с ними. Этот мир, он и есть мир Абрамова. Он обо всём этом писал. Предсказывал, что всё будет именно так. Для меня Абрамов — это мой почти тридцатилетний путь в искусстве, в жизни, и он сложился в его портрет, написанный его красками.

Фёдор Абрамов — человек сильный. Нам сегодня нужны сильные люди. Мы хотим сами быть сильными людьми. И в чём же сила? Сила — в самостоятельности принятия решений. Сила в том, чтобы не быть в стаде. Причём не важно, в каком стаде, абсолютно без разницы. Я против любого стада, что справа, что слева, они меня не интересовали никогда, и интересовать не будут.

По любому поводу человек должен принимать решения самостоятельно, исходя из своего опыта, из тех установок, которые ему были даны в детстве, исходя из того, что вокруг него есть определенные группы людей, которые формируют его представления о прекрасном. Что не требует от него быть вместе со всеми, одного мнения.

Я просто призываю начать думать, самостоятельно, без никого, без оглядок на то, что справа говорится, что слева. У нас у всех есть мозги, в конце концов, и не важно, где ты живёшь, в городе, в деревне, абсолютно не важно.

Когда говорят о чудовищном комплексе неполноценности, провинциальности, это чушь полная. Нужно в себе все эти вещи преодолевать, человек решает сам, и только сам. Не думайте, что после Абрамова в Верколе не осталось сильных людей. Они там есть. Более того, я знаю нескольких. К сожалению, они, в основном, люди приезжие. Колея деревенская, она страшная. Городской человек динамичный, более подвижен, ему легче её преодолевать. Но местные жители, вместо того, чтобы перенимать их опыт, пока что исключительно в раздражении находятся от того, что приезжают пришельцы.

Будешь играть выбранную роль и не взыщи

Знаете, у каждого своё царство. Мы рождаемся, и у каждого есть своё царство. Просто один выбирает путь князя в этом царстве или короля, а другой — раба. В своём собственном царстве. Будешь играть свою роль в сказке этой, так и не взыщи. Получай по полной программе.

Крепостное право началось на Севере с 1917 года

Когда я готовился снимать кино по Абрамову, узнал, что Поморье — территория, на которой не было крепостного права. Конечно, вы сильные люди, кто здесь ещё будет жить? Какой помещик? Это раз. Во-вторых, просто суровые места. Сюда какой барин поедет? Земля не родит, чего с них взять, с крестьян этих?

А вот когда пришла Советская власть, как раз всё и произошло. Крепостное право на Севере началось с 1917 года. Вот тогда всё и случилось. Потому что первый опыт привязки человека к конкретному месту, лишение его паспорта и возможности перемещаться произошёл именно в эти годы. И, кстати, Абрамов об этом очень хорошо пишет.

В поисках Абрамова ищи себя

Моя мама мне в своё время сказала, в конце шестидесятых, когда Библия ещё была запрещена: «Вот тебе книжечка, там есть такое слово «Христос», меняй на его на «истину», и всё поймёшь». Для меня история с Абрамовым примерно такого же свойства.

Он, конечно, не Христос. И его биография — отдельная песня. Но в том-то всё и дело, что в нём, как в нормальном, настоящем, человеке и сокрыта истина. А искать эту истину каждый должен в себе. Нет больше ничего вокруг, что могло бы на это каким-то образом серьёзно повлиять. Но для этого нужно прочесть Абрамова… тогда всё сложится.

Разговор со зрителем требует обоюдной работы

Мы слишком много стали объяснять. Заигрались в отсутствие кино. Мы сделали кино фактором развлечения и пропаганды. Первый и второй канал как раз активно разжёвывают и по 25 раз рассказывают об одном и том же. Но ведь надо хоть чуть-чуть поработать головой. Надо свести концы с концами. А для этого нужна подготовка…

Искусство требует работы. Если я вас уважаю как зрителя, то должен понимать, что передо мной сидит человек, который хочет работать, а не просто — сел, посмотрел, сказать нечего, большое спасибо, мне всё понятно, вы правы, или вы не правы, и пошёл домой. Всё. И забудет ровно через пять минут о том, что видел.

А тогда вся проблематика жизни вообще мимо нас пройдёт? Мы перестали говорить с уважением к зрителю. Мы почему-то считаем, что зритель ничего не чувствует, ничего не понимает, ничего не знает. Ответственно заявляю — полная фигня. Да, конечно, не всегда мы готовы, сегодня на таком языке говорят немногие. Чаще всего разговор идёт более-менее ясный, церковно-приходской. Но мы-то решили поговорить по-другому. И разговор наш требует работы.

Окончание следует.

 

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: