Порты в Арктике нужно строить и развивать – Северные Новости
18+

Порты в Арктике нужно строить и развивать

Порты в Арктике нужно строить и развивать

Пусть там кто-то говорит за Воронеж, но мы, архангелогородцы, точно знаем, что колыбель российского флота — Архангельск, Поморье. Потому и внимание ко всему, что касается судостроения, в регионе всегда повышенное. Тем более на этой неделе, когда страна отмечала День кораблестроителя, а в Архангельске прошёл V Международный форум «Судостроение в Арктике». В отличие от многих других форумов, этот отличился не только разговорами и заявлениями, но и конкретными делами.

Когда санкции нам на руку

На Петербургском международном экономическом форуме руководитель Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявлял, что российские судовладельцы, которые ходят под иностранным флагом, так и будут ремонтироваться за рубежом, пока российский флаг не станет «удобным» для целей судоходства, а «в судоремонте ничего кардинально не изменится».

На том же ПМЭФ-2022 губернатор Архангельской области Александр Цыбульский ратовал за изменение подходов к использованию портовой инфраструктуры для судоремонта в Архангельской области. И указывал, что в условиях санкций и отказа зарубежных стран в ремонте наших судов, архангельские предприятия можно и нужно использовать в полном объёме.

Петербургская поездка губернатора Цыбульского на ПМЭФ-2022. Некоторые итоги — 2

К слову, рыбоперерабочики, которые из-за санкций остались без мощностей для судоремонта своих судов, ещё в марте заявляли о готовности вкладываться в такие проекты


Справка

На территории Архангельской области сформировался кластер судостроения и производства морской техники, представляющий собой сконцентрированную группу предприятий. Одна из основных задач кластера — создание новых видов промышленной продукции, в том числе в рамках импортозамещения.

Проблемы и вызовы арктического судостроения

Итак, о форуме. V Международный форум «Судостроение в Арктике» проходил в туркомплексе «Малые Карелы», где собрались представители судостроительной отрасли из разных регионов России, два губернатора — Архангельской области Александр Цыбульский и Ненецкого автономного округа — Юрий Бездудный, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков, исполняющий обязанности генерального директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николай Запрягаев, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, представители Атомфлота, ОСК, Северо-Западного рыбопромышленного консорциума и другие заинтересованные лица.

Обсуждали проблемы и вызовы, стоящие перед отечественной судостроительной промышленностью, и в первую очередь – перед верфями, работающими в интересах судовладельцев, работающих на трассе Северного морского пути. Затронули государственную политику в судостроительной промышленности, строительство флота и морской техники для освоения Арктики, импортозамещение в российском судостроении, кадры для судостроения и судоремонта в Арктике, пассажирский флот для северных регионов, судоремонт как основу устойчивого судоходства в Арктике.

В планах — возрождение порта в Онеге

На пленарном заседании «Государственная политика в судостроительной промышленности» Александр Цыбульский поделился своим видением развития стратегически важного для страны Северного морского пути. Увеличивающийся товарооборот уже сейчас указывает на необходимость строительства новых портов и увеличению объемов перевалки через существующие терминалы, следовательно, делает неизбежным и развитие портовой инфраструктуры. А тут без государственной поддержки, в том числе и судоремонтной отрасли, не обойтись. Она, господдержка, есть, но её меры необходимо расширить.

От первого лица

Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области:

— На протяжении последних двух лет я, как руководитель территории, где есть конкурентные портовые мощности, вижу растущий интерес инвесторов и к развитию действующих мощностей, и к реализации новых проектов. В перспективе планируется возрождение порта в Онеге и создание там производственно-портового кластера.

Само развитие отрасли не вызывает опасений, но мы при этом упускаем из виду важный вопрос судоремонта средних малотоннажных судов, больше половины которых до последнего времени обслуживались в зарубежных портах. Сегодня ситуация складывается таким образом, что европейские порты для российских судовладельцев в ближайшее время будут точно закрыты. Порты в Индии и Индонезии существенно повысили плату за обслуживание. Уже сейчас наши предприятия принимают заказы на ремонт и обслуживание на вторую половину 2024 года. Поэтому нужно дополнительно рассмотреть возможность расширения программы льготного лизинга, в том числе на приобретение доковой инфраструктуры – это важно с учетом растущих запросов.

 

И тут же озвучил хорошую для Архангельской области новость. Судоремонтному заводу «Красная кузница» одобрили заявку на строительство в Архангельске дока мощностью 5 тысяч тонн. Заявка предприятия вошла в список приоритетных проектов для последующего финансирования в рамках доковой программы ОСК.


Справка

Архангельский филиал АО «ЦС «Звездочка» завод «Красная кузница» создан на базе двух предприятий — судоремонтного завода №176 и завода «Красная кузница», старейшего судоремонтного предприятия России, ведущего свою историю с 1693 года.

Кстати, день 29 июня кораблестроители Архангельского завода «Красная Кузница» уже называют началом новой эпохи в развитии предприятия. После долгого перерыва, который длился не один десяток лет, здесь прошла закладка первого из четырёх пассажирских судов ледового класса.

Прямая речь

Строить новый флот

Анатолий Бобраков, заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики:

— Объем грузооборота по СМП до 2024 года должен составить 80 миллионов тонн, а к 2030 году – минимум 150 миллионов тонн. Это техническое задание для всех отраслей, в том числе и для судостроения и судоремонта. Мы посчитали вклад этой транспортной артерии до 2035 года в развитие нашей страны. Это 35 триллионов рублей ВВП, 13,5 триллиона рублей доходов федерального бюджета. Это транспортировка товаров на 100 миллиардов долларов год. И эти товары будут произведены в Арктике уже в ближайшие годы. Безусловно, судостроители и компании, занимающиеся судоремонтом, должны ориентироваться на эти показатели. Строить новый флот и модернизировать текущий, безусловно, нужно с применением мер государственной поддержки. Мы готовы оказывать максимальное содействие верфям, предоставлять действующие меры господдержки и разрабатывать новые, оперативно реагируя на запросы отрасли.

 

Пока проблему кадров для судостроительной отрасли обсуждали на форуме, а Александр Цыбульский продолжил свою мысль о необходимости развития системы интегрированной подготовки инженерных кадров «завод–втуз», высказанную в Санкт-Петербурге, в Северодвинске на торжественной церемонии вручали дипломы выпускникам Северодвинского техникума электромонтажа и связи. Молодые электромонтажники-схемщики, обучавшиеся в техникуме по целевому договору, полгода проходили производственную практику в цехах АО «СПО «Арктика», где теперь их ждут с нетерпением.

 

Фото Ивана Малыгина

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: