Семь студенток отреставрировали шесть кенозерских икон – Северные Новости

18+

.

Семь студенток отреставрировали шесть кенозерских икон

Семь студенток отреставрировали шесть кенозерских икон

Юлиана Прус

Шесть отреставрированных икон стали итогом учебной практики. Реставрация ещё одной, наиболее аварийной, иконы будет продолжена в мастерских института, сообщает пресс-служба Кенозерского национального парка.

Иконы, написанные для церкви во имя апостола Андрея Первозванного и Ильи Пророка деревни Ведягино в Кенозерском нацпарке, датируются концом XIX — началом XX века. Работу для храма 1899 года постройки выполнили семь студенток реставрационного отделения Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств и их руководитель Максим Демин.

Выбранный иконостас очень необычен для Кенозерья. Святые образы написаны на холстах, натянутых на деревянные щиты, в то время как иконы для кенозерских храмов и часовен чаще всего писали на досках.

От первого лица

Максим Демин, руководитель учебной практики, старший преподаватель МГАХИ имени В.И. Сурикова:

— Из всего иконостаса сохранилось только семь икон. В них прослеживаются как минимум три иконописца. Некоторые иконы написаны очень тонко, часть образов, схожих по технике и манере письма, выполнены менее профессиональной рукой, а обводка нимбов и надписи сделаны рукой несмелой, неуверенной — скорее всего, каким-то подмастерьем. А поскольку все иконы написаны на одинаковых фабричных холстах с использованием одних и тех же красок, то можно с уверенностью сказать, что созданы они одной артелью. В целом, это был очень нарядный, очень красивый, очень профессионально выполненный иконостас. Конечно же, мы очень надеялись, что на оборотах после демонтажа холстов сможем обнаружить авторские подписи, клейма, печати, штампы или что-то ещё, что помогло бы нам определить авторство этих икон или хотя бы место их изготовления, но мы ничего подобного не обнаружили.

Все иконы были сильно загрязнены, имели многочисленные мелкие прорывы и проколы холста, потёртости и утраты красочного слоя. Но самое худшее — деформации и провисания ткани. «Мышечная память» холстов, их внешняя форма, зафиксировавшаяся несколько десятилетий назад, с большим трудом поддавалась воздействию, но благодаря верно выбранной методике и упорству студентов, холсты удалось выпрямить и натянуть на новые экспозиционные подрамники.

Фото

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: