Яреньга-Лопшеньга-Архангельск. Репортаж очевидца – Северные Новости

16+

Яреньга-Лопшеньга-Архангельск. Репортаж очевидца

Яреньга-Лопшеньга-Архангельск. Репортаж очевидца

В среду, 12 августа, «Северные новости»  написали о проблемах, которые возникли у людей из деревни Яреньга Приморского района Архангельской области, с вылетом в Архангельск и проездом из Яреньги в аэропорт Лопшеньги. Тогда же мы опубликовали комментарии заместителя генерального директора «2-го Архангельского объединённого авиаотряда» Марины Коптяевой и главы Приморского района Валентины Рудкиной.

Сегодня мы предлагаем нашим читателям репортаж нашего корреспондента, который добирался из Яреньги в Архангельск на следующий день.


Владислав КОРЕЛИН

13 августа. Утро. Водитель вездехода, согласившийся довезти пассажиров самолёта из Яреньги, сказал, что выезжать нужно в 8 утра.

Добирайся, как можешь

Перебраться через реку Малая Сярта, где работники колхоза “Заря” разобрали накануне мост, в устье можно только по малой воде. Этого глава Приморского района в своём комментарии “Северным Новостям” не уточнила. А ещё Валентина Рудкина сказала что, “на грузовых автомобилях проехать можно”. Только вот грузовики по дворам в Яреньге не стоят. Да и не приспособлен грузовой транспорт для перевозки пассажиров. А у людей, тот её комментарий читавших, сразу же вопросы возникли: А кто допустил, что ситуация стала «сложной»? Почему рыбколхоз решил ремонтировать мост в период, когда люди возвращаются из отпусков обратно в города? Чего все ждали?

Да и по поводу жалоб, которых “лично мне не поступало”… Жители Яреньги утверждают обратное. По их словам, они неоднократно обращались с жалобами к главе района до этого. Безрезультатно.

Ни глава района, ни глава МО “Пертоминское”, ни колхоз, ни нацпарк “Онежское Поморье” ни накануне, ни в этот день яреньжанам соответствующий ситуации транспорт не предложили. Что уж говорить о том, чтобы информировать население о ремонте моста.

Повезло с погодой

Одевшись потеплее, грузим вещи и садимся в вездеход, который может увезти вместе с водителем лишь пять человек.

К слову, один пассажир отказался от авиаперелёта из Лопшеньги в “Васьково” и решил добираться от мыса Заяцкого на катере до Луды, а затем до Архангельска на автомобиле, чтобы успеть на поезд. И ему пришлось договариваться и платить местным извозчикам.

Ещё в 2017 году был перевозчик, который организовывал транспортировку людей из Яреньги и Лопшеньги на грузовом автомобиле с кабиной для пассажиров до мыса Заяцкого, затем — на барже по Унской губе до Луды, а после — на автобусе до Северодвинска и Архангельска. Сейчас же, по словам яреньжан, ни одна инстанция его идею такого маршрута не поддержала. Поэтому ситуация, действительно, “сложная”, и люди, не улетевшие на самолёте, вынуждены рисковать, пересекая Унскую губу наёмным частным водным транспортом.

А мы едем на вездеходе по песчаной дороге из Яреньги в Лопшеньгу. Хорошо, что дует несильный ветер, да и дождя нет. По пути встречаем несколько мостов. Главные — через реку Лавкоту и Большую Сярту. После неё сворачиваем на берег, чтобы доехать до устья Малой.

По берегу дорога получше. В одном месте набросало водорослей плотным слоем, на местном лексиконе — турЫ, но колея есть. Впереди видны квадроцикл и мотоцикл — транспорт местных рыбаков.

На море — штиль. Нам повезло, потому что и по берегу можно проехать лишь по малой воде, а был бы шторм… Впрочем, как и переехать устье Малой Сярты. Сейчас для вездехода переправа даётся легко.

Сворачиваем снова в лес. Нас обгоняют рыбаки. Останавливаемся недалеко от моста через реку, чтобы его заснять. Никого из рабочих нет, и водитель запускает бранную тираду.

Работа — есть, работников — нет

В этот утренний, но уже далеко не ранний час, действительно, на ремонте моста рабочих не видно. Возможно, колхозники приступят несколько позже. Зато на столбе рядом табличка от “Онежского Поморья”: “Спасибо за чистые обочины!”

Но что люди тут работают, видно — стоят новые опорные столбы, старые части моста и стройматериалы лежат рядом. Может быть, его и правда отремонтируют в обещанные сроки.

Аэропорт — как картинка

Трогаемся по лесной дороге дальше.

— Много работников-то насчитал? — иронично спрашивает меня пожилая яреньжанка, едущая с нами. По её словам, она прилетела в Лопшеньгу 26 июня, и сразу же записалась на обратный рейс на сегодняшнее число.

Въезжаем в Лопшеньгу. Вдоль дороги крепкие дома. Есть даже двухэтажный. У заборов — квадроцикл, вездеход и мотоцикл.

А вот и лопшеньгский аэропорт, из которого делают первый в России действующий деревенский аэропорт-музей. Выглядит получше, чем раньше. Видно, что его ремонтируют, рядом лежат стройматериалы.

Внутри — экспонаты музея. В кресле манекен женщины, рядом такая же искусственная девочка. У стены модель мужчины в очках. Он в рубашке и джинсах. Одет явно не по погоде.

Рядом с входом — стол, на котором стоит бутылка воды. О выдаче масок, перчаток и антисептика и речи нет. Видно, проблемы с коммуникацией здесь даже у коронавируса.

Рядом с печкой стоит переполненная мусором урна и три веника. Не топлено.

— С такими чемоданами только в Европу летать! — шутит Александр Федотов, начальник аэропорта, взвешивая багаж. Он тоже без маски и перчаток.

Билеты на утренний рейс не продаёт, но бирки на вещи вручает. Значит, есть надежда, что улетим на дополнительном.

В здание аэропорта начинают приходить пассажиры. Все без масок.

Несколько нервных человек не улетели вчера. Они сдают билеты и собираются в субботу ехать на мыс Заяцкий, а оттуда на катере добираться до Луды.

Утренний рейс прилетает по расписанию. Пассажиры, попавшие на него, улетают. А мы — остаёмся ждать. Федотов сообщает, что второй рейс будет после 15 часов.

Администрация транспортом не располагает

Время до отлёта есть, поэтому отправляюсь до здания администрации.

На двери лопшеньгской администрации объявление, где жирным шрифтом выделена надпись: “Приёма нет!”. Методические рекомендации Минтруда выполняют. Если нет крайней необходимости, обращаться можно только в письменной форме и с использованием любых средств связи.

По указанному номеру мобильного отвечает представитель администрации Игорь Майзеров. Говорит, что мост через Малую Сярту отремонтируют через неделю. На вопрос, почему бы не предоставить жителям Яреньги транспорт в связи со сложившейся ситуацией, он поясняет, что администрация транспортными средствами не располагает. И Игорь Петрович советует договариваться по этому вопросу напрямую с нацпарком “Онежское Поморье” или колхозом “Заря”.

Даже у манекена нервы сдают

Где-то после полудня Александр Федотов отправляется на обед домой. А что делать приезжим из Яреньги? Буфета же в аэровокзале нет. Разглядывать помещение?

Заглянул в дверь с надписью “Касса”, а там манекен пилота. Правда, с сигаретой в руках. Похоже, в лопшеньгском аэропорту даже у кукол сдают нервы.

Пока есть время, обошёл здание аэропорта. И сходил на берег. На одной из старых построек табличка: “Рыбоприёмный пункт Лопшеньга”. Дверь на замке. В море на волнах качается карбас.

Вздыхаю. Если бы не разобранный мост через Малую Сярту, то коротать время можно было бы сейчас не на беломорском берегу, а дома. И приехать сразу на второй рейс. Да ещё и не знаешь, улетишь ли вообще на втором? Благо, накануне обещали третий борт, и это обнадёживает хоть как-то.

Полетели!

Где-то за полтора часа до прибытия дополнительного самолёта, появляется начальник лопшеньгского аэропорта и продаёт нам билеты. Одна пассажирка хвастается, что за время ожидания насобирала грибов.

Самолёт прилетает согласно расписанию. Все двенадцать пассажиров благополучно приземляются в “Васьково”. Третьего рейса не потребовалось.

P.S.

13 августа читаю материал областного информагентства о том, как врио губернатора Цыбульский посетил Приморский район. Интересно, рассказала ли ему Валентина Алексеевна Рудкина о проблемах с наземной и воздушной коммуникацией в Яреньге и Лопшеньге? И посетит ли Александр Витальевич когда-нибудь эти побережные деревни?

Между тем, поздним вечером в тот же день в яреньгской группе “Вконтакте” появилось два любопытных поста. Один — о работе экошколы для детей из Яреньги на базе экологического лагеря “Мураканы” нацпарка “Онежское Поморье” на озере Мураканском. На фото — дети и вездеход, видимо, принадлежащий парку. Хорошо хоть для них транспорт нашёлся. Второй извещал о том, что 14 августа с 9 до 12 часов утра будет приостановлена подача электроэнергии.

Что до проблем с электричеством, то, прогуливаясь 12 августа в окрестностях деревни, я обнаружил длинную палку, держащую провод между двух столбов. Её основание было зафиксировано бочками и каким-то мусором. Может быть, это и есть та причина перебоев, которую обещал устранить директор филиала «Архоблэнерго» господин Петухов?

Фото автора.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: