Светлана Шерстобитова: «Театром кукол я просто «заболела» – Северные Новости

16+

Светлана Шерстобитова: «Театром кукол я просто «заболела»

Светлана Шерстобитова: «Театром кукол я просто «заболела»

Людмила Печугина

На сцене репетиция. Актёры с куклами работают в темноте и практически в полной тишине. Но это не значит, что спектакль будет безмолвным и невидимым. Художник обязательно придумает декорации и костюмы. Композитор напишет музыку, заведующий музыкальной частью подберет темы.

А вот наполнит зал Кукольного театра сказочными звуками звукорежиссер. Именно благодаря ему создаётся вся слышимая атмосфера. Он записывает фонограмму, экспериментируя и пробуя разные варианты звучания. Затем куски фонограммы складываются в общий трек лист. И звуковое облако опускается на зрительный зал.

Сегодня мы познакомим вас одной из звуковых фей Архангельского театра кукол.

Она — как капитан — в рубке

Светлана Шерстобитова — опытнейший театральный звукорежиссёр. В ее арсенале цифровой пульт, студийный рекордер, микрофоны, записи. Во время спектакля она, как капитан — в рубке. Там ее пост.

Светлана, что вас заставило выбрать такую профессию? Она ведь не из тех, о которых мечтают с детства.

Гуляла я как-то по Питеру. Тогда еще не определилась с выбором профессии. И оказалась у красивого здания, на котором было написано «Ленинградский институт киноинженеров». Думаю, о! А рядом висит листочек, где говорится об условиях приёма на специализацию «звукооператорская техника».

На следующий год попыталась поступить, но с первого раза не вышло. Пошла звукооператором в Архангельский театр драмы. Тогда это называлось техник-радист. Меня взяли без образования. Через год снова поехала в Питер и поступила заочно.

Училась шесть лет, одновременно работая в театре. Училась с удовольствием. Было много физики, начиная с механики, оптики, электричества. Одну только акустику шесть лет изучали.

В Архангельске тогда был областной киноцентр, и мы снимали кинохронику города и области, это тоже очень интересно.
В Драмтеатре проработала десять лет, потом у Панова пять. И, вот уже пять с половиной лет работаю в Театре кукол.

Вы работали в Драмтеатре, теперь в Кукольном, где интереснее?

Когда работала в Драмтеатре, была молодая, может неправильно что-то себе надумала. Это была ошибка, что я оттуда ушла. Мне всегда нравился драматический театр, я любила наш Театр драмы и сейчас люблю.

А с Театром кукол произошла интересная ситуация. Дело в том, что в Кукольном театре я была два раза. Первый раз, когда мне было лет семь, пришла на спектакль «Три поросёнка». Второй раз, когда моему сыну было шесть лет, привела на спектакль «Три поросёнка». И больше я тут не бывала.

Потом так сложились обстоятельства, что предложили здесь работать. Здорово было для себя открыть целый мир нашего Театра кукол. Он такой замечательный! Тем более у нас такой режиссер, Дмитрий Александрович Лохов, он делает удивительные спектакли. Театром кукол я просто «заболела». Теперь его очень люблю.

Открываются какие-то удивительные вещи

Светлана показывает своё рабочее место.

Сложно ли управлять этой аппаратурой?

Конечно, необходимы знания о том, что такое звук вообще. Что звук — это волна, которая распространяется. И как сделать так, чтобы она правильно распространялась, а до слуха зрителя дошёл качественный звук. Нужен некий азарт, нужно быть увлеченным, чтобы то, что происходит здесь и на сцене, было одним целым.

Сколько идёт подготовка к спектаклю, именно в звуковом плане?

По-разному бывает. С нашими режиссерами на репетиционный период уходит месяц. А если приезжие режиссёры, то где-то за две недели. У них уже декорации свои, фонограммы, и там всё гораздо быстрее. Есть спектакли без авторской музыки, где уже всё подобрано.

В чём отличие звукооператора от звукорежиссёра?

В зарплате!

У театра кукол, на ваш взгляд, есть какая-то особая привлекательность?

У него больше возможностей, как мне кажется. С куклой можно больше сказать. У талантливых режиссёров, с помощью куклы открываются какие-то удивительные вещи. Это другая планета, удивительная и очень интересная. В Архангельске замечательный театр. Нас так хорошо принимают и за пределами в других городах, после спектакля зрители выходят в таком восторге.

 

Есть ли отличия в работе звукорежиссёра кино и театра?

А как же! В кино звукорежиссер как бы принимает звук, а в театре он его отдаёт. На спектакле надо формировать звук. Это сиюминутная работа, если включил звук не вовремя, то это услышит зритель.

Ощутила эту атмосферу, «потрогала» её

А любовь к театру у вас откуда?

Из детства. Всех нас, архангельских школьников водили на детские утренники. Это были спектакли, новогодние ёлки в Архангельском театре драмы и в Молодёжном театре Панова, тогда это была студия. Ходили регулярно.

А в 1984 году, я уже взрослая была, к нам приезжал Московский театр имени Станиславского, на большие гастроли. Пошла на спектакль «Сирано де Бержерак». Вот тогда в театр и влюбилась, прямо ощутила эту театральную атмосферу, «потрогала» её. И поняла, что хочу связать свою жизнь с театром.

В вашей семье кто-то работал в театральной сфере?

Моя мама инженер, закончила АЛТИ, отделение лесного хозяйства. Работала в строительных организациях. Она сидела в конторе, и я понимала, что не хочу так работать, это казалась мне неинтересным.

У меня сын взрослый, он своей профессией театр не выбрал. Хотя в детстве я его водила на спектакли, он смотрел с интересом. Так уж получилось, меня вот «бросило» в театр, а его нет. Потому что театр – это что-то отдельное. Отдельно жизнь, отдельно театр. Если вы пообщаетесь с театральными работниками, вы поймёте, что тут свой воздух.

Я влюбилась раз и навсегда в 1985 году

Часто ли вы ходите на спектакли в Архангельске, в других городах?

Хожу, в последнее время, в основном когда куда-то выезжаю. Например, два года назад я специально поехала в Москву чтобы посмотреть спектакли. У меня было пять вечеров и пять спектаклей. Сходила в Театр Вахтангова, дважды «Театр на Юго-Западе», там замечательно. Посмотрела на московский Театр «Практика», так как слышала множество восхищенных рассказов о нём. Там очень интересно, но всё это я уже видела в юности на спектаклях в Питере, когда училась.

Есть люди, которые что-то коллекционируют, марки, открытки. А я собираю театральные программки. Всегда их покупаю, когда иду на премьеру. И подписываю, какой это год, месяц. У меня очень большая коллекция. Даже если я иду третий, пятый раз всё равно всегда покупаю программку и потом могу понять, сколько раз была на спектакле.

Есть у вас любимый театр?

Есть. Моя любовь – это Академический Малый драматический театр в Санкт-Петербурге. В этот театр я влюбилась раз и навсегда в 1985 году, поступая в институт в первый или второй раз. Попала тогда на спектакль «Братья и сёстры», по нашему замечательному Фёдору Абрамову и полюбила этот театр, режиссёра, Льва Абрамовича Додина.

Прошли десятилетия, а я всё думаю, почему так люблю Додина, его спектакли. Иду как-то по Добролюбовской библиотеке, по музыкальному отделу, а там выставка, посвященная творчеству Льва Додина, в фотографиях. И написана дата рождения — 14 мая такого-то года…У меня сложился пазл, мы родились в один день.

Пауза — тоже музыка

Актриса Архангельского театра кукол Нина Туманова о звуковой части спектакля:

Есть говорить о музыке, то она имеет огромное значение. Это вообще самый высокий раздражитель. Я люблю спектакли где нет музыки, где текст, пластика, поведение выстраивается как музыка. Хочу сказать, что пауза — тоже музыка.

Я помешана на ритмичности, музыкальности, чтобы даже хаотичность была выстроена как музыка. Сейчас спектаклей без музыки становится всё меньше. Всё зависит от того как это сделано. Ведь слово — тоже музыка, его можно организовать пластически. Но я не люблю звуковое сопровождение как фон, в магазинах, например. Хотя такая музыка тоже влияет на нас, наше настроение.

В спектакле всё является одним целым. Бывает, музыкальная часть не подходит. Вот вчера, на репетиции «Каштанки», композитор сочинил музыку на выход свиньи Хавроньи, а когда увидел, какая она, как себя ведёт, мы вдруг поняли, что промахнулись. В кукольном театре характер музыки задаёт и сам художник, который должен вписаться в неё. Композитору надо либо музыку менять, либо персонажу по-другому себя вести. Но характер куклы никак не поменять.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: