Илья Кузубов: “Мы создали альтернативный мир” – Северные Новости

16+

Илья Кузубов: “Мы создали альтернативный мир”

Илья Кузубов: “Мы создали альтернативный мир”

Первый северный арт-фестиваль «Тайбола» прошел в 2012 году. Сейчас он уже международный. За несколько лет “Тайболу” посетили около 15000 человек, в том числе из других регионов России, ближнего зарубежья, стран Северной Европы. Организатор фестиваля Илья Кузубов рассказал нам о пути продвижения местного бренда, который создали северодвинцы и архангелогородцы.

Вместо лопаты — походная миска

— Илья, как возникла идея создать фестиваль?

Фото Роман Клименко

— Все было придумано в 2010 году на Большом Соловецком острове после карельского фестиваля «Белый шум» [прим. ред. “Белый шум” — музыкальный фестиваль на Белом море]. Мы там были с друзьями. Я, художник Александр Менухов и музыкант Николай Выморков. И, сидя у костра, решили, что нужно делать свой фестиваль, потому что до этого мы были варягами, несколько раз ездили на «Пустые холмы» [прим. ред. “Пустые холмы” — музыкальный фестиваль на открытом воздухе]. Так пришло понимание, что мы могли бы организовать что-то свое.

Я был идейным вдохновителем. В 2010 году появилась мечта. А в 2011-м мы с друзьями встретились большим пикником на пляже, недалеко от деревни Солза. Там проводился кемпинг на 20, 30, 70 человек. Люди приезжали и уезжали. Просто кемпинг. В какой-то момент я сказал: «Смотрите, как много плавника, это все похоже на кости доисторических животных. Может, мы что-нибудь построим?»

Легенды викингов. Олег Комиссаров

Под ногами было огромное количество седой, просоленной древесины, вынесенной морем. Мы сделали скелет мамонта. Под рукой никаких инструментов, решение ведь спонтанное. Вместо лопаты — походная миска. Все скрепили ветками и обрывками рыболовной сети. Все, что вынесло море, пошло в дело в качестве строительных материалов. Следующие скульптуры мы создавали, используя гвозди, молотки и одну ножовку. Фестиваль родился спонтанно, а развивался последовательно.

— Какая начинка у «Тайболы»?

— «Тайбола» — это не только арт-объекты, это живая музыка, семейное пространство: горки, песочницы для детей. Это традиционные мастер-классы: кузнечное дело, берестоплетение, керамика, различные «фенечки», акробатика. В рамках спортивной площадки на «Тайболе» проводится традиционный турнир по волейболу. Возможно, летом мы проведём и регби-турнир.

Одним словом, спортивная площадка «Тайболы» — большой пляж и различные активности на пляже с мячом, йога, утренняя зарядка, гимнастика. На «Тайболе» одновременно работают больше 15 площадок.

Мастер-класс. Алексей Попов

Отдельного упоминания заслуживает фестивальная ярмарка! Мы стараемся приглашать мастеров, которые делают что-то своими руками, а не заказывают в интернет-магазинах.

По лучшим правилам реальности

— Если вы последовательно развиваетесь, то какие задачи перед собой ставите?

— Наша основная задача — превратить гостей в полноправных участников. Занимаюсь организацией культурных мероприятий с 2005 года, хотя по образованию — инженер-программист. Для меня фестиваль — лишь форма, способ трансляции идей, главная из которых — отношения, которые складываются между людьми. Мы — фестиваль-вдохновение.

Огненная сцена. Алексей Попов

Нельзя «Тайболу» однозначно назвать музыкальным событием или площадкой для арт-объектов. У нас другие принципы относительно «классических опен эйров», где работает одна большая сцена, выступают звёзды, и всё обнесено глухим забором. Мы хотим, чтобы люди сами творили радость. Наше разнообразие — главная сила. Надо просто приехать один раз и увидеть, что «Тайбола» — это небольшой альтернативный мир, смоделированный по лучшим правилам реальности.

Между участниками процесса, между организаторами, волонтёрами, гостями, музыкантами, спортсменами, полицейскими, силовыми структурами складываются совсем другие отношения, чем в реальной жизни. Все более добры и открыты. Именно потому я всё еще занимаюсь этим проектом.

Главная сцена. Николай Вымороков

Арт-объекты — то, что нас выделяет. Но мы еще 4-5 других творческих конкурсов проводим, чтобы максимально активизировать людей, позволить им творить. Творцом может стать каждый. Я — совершенно не профессиональный художник, но, тем не менее, могу что-то построить рядом с настоящими мастерами.

На скале Скаген живет исполин

— А арт-объекты вы сами придумываете?

— Случается по-всякому. Бывает, тема оговорена заранее. И мы работаем в ее рамках. Например, в совместном проекте с Кенозерским национальным парком «Тропа пяти озер» (арт-объекты, которые стоят на сваях в воде) за основу мы взяли народные росписи Севера России и мифические образы: Лев, птица Сирин, Леший, Водяной, Русалка…

Сначала создаётся эскиз, потом он долгое время утверждается, переделывается. Эскизы, в основном, принадлежат перу Александра Менухова и Даниила Власова. В соответствии с эскизами, мы с нашим главным инженером Алексеем Маклаковым рассчитываем габариты и трудозатраты. После составляем смету с материалами и список необходимого оборудования.

Драккар-Левиафан. Илья Кузубов

Когда есть возможность реализовать авторскую идею, создание арт-объекта идёт по-другому сценарию. Так получилось с проектом «Драккар-Левиафан» на острове Вардё. У нас был свободный эскиз скульптуры (скелет кашалота и одновременно драккар, корабль викингов) и разрешение использовать доски, собранные в заброшенных домах и на промышленной свалке города. Так что, кости нашего «Левиафана» — это вторсырьё, а образ родился благодаря атмосфере и истории города Вардё и Северной Норвегии.

Так на одинокой скале Скаген над Баренцевым морем, камнями и арктической тундрой появился деревянный исполин. Мы планировали возвести скульптуру длиной в 15 метров, но стало понятно, что вокруг огромное пустое пространство и габариты выросли до 27 метров. Это одна из самых больших скульптур «Сборной Тайболы» на данный момент.

У нас запрещена любая пропаганда

— Как формируется команда?

— Команда регулярно меняется. Есть постоянные участники. Когда мы начинаем делать фестиваль, за полгода-год, это где-то пять-шесть человек. Они составляют костяк команды. Потом ядро обрастает «генералитетом», 20-30 координаторов разных направлений: руководители площадок и фестивальных служб. В пик фестиваля команда достигает порядка 150-200 человек. Это необходимый минимум персонала для «Тайболы». Чем раньше ты вписался в эту историю, тем больше на тебе ответственности.

Фестивальная чайная. Екатерина Зорина

Сначала мы разбиваем основной лагерь, потом начинаем строить отдельные локации. У каждой локации есть админка (штаб) и команда. Координаторы решают сами, сколько необходимо помощников, кого мы будем привлекать и так далее. Персонал подбирается среди друзей или среди волонтеров, подавших заявки в нашу кадровую службу.

— Люди каких профессий создают Тайболу?

— Если говорить про команду «Сборная Тайболы», то в данный момент в основном составе — семь человек. Два профессиональных художника, три профессиональных строителя, оператор-электрик и я — в роли капитана команды в административных делах. Номинально нас семеро. Если необходимо, мы приглашаем других участников: проектных менеджеров, переводчиков, графических дизайнеров и так далее. Taibola Assemble — открытая структура.

— У вас есть правила?

— На «Тайболе» есть ряд правил, которые необходимо соблюдать. Мы абсолютно против употребления алкоголя. Курят у нас только в специально отведённых местах, вдали от площадок. Есть правила поведения, правила размещения палаток и так далее.

Основной свод правил — это 10-15 информационных аншлагов с ироничными сказочными персонажами. Эти принты публика обычно забирает домой после фестиваля в качестве трофеев. Возьмем, например, предупреждение с надписью «не употребляйте алкоголь». Там нарисован добрый козлик с бутылкой крепкого напитка и граненым стаканом. Это гиперссылка на русскую народную сказку и совет «не пей, козленочком станешь».

У нас запрещена религиозная и политическая пропаганда, агрессивная пропаганда коммерческих интересов. Да, мы привлекаем партнёров. У нас есть несколько кафешек, есть ярмарка, но вы никогда не увидите огромных баннеров.

В области отвратительные дороги и дорогая логистика

— Фестиваль каждый год иной. Что его меняет?

— Каждый фестиваль другой. Мы стали более цивилизованными. В прошлом году у нас появился организационный сбор, до этого вход был свободный. В первую очередь, билет работает как инструмент отсечения нецелевой аудитории. С введением организационного сбора появилось чуть больше возможностей, а по сравнению с первой «Тайболой» мероприятие стало более посещаемым и организованным.

Вместо одной сцены у нас теперь четыре. Всегда работает «Книжный шкаф», площадка, где вы можете свободно забрать любую книгу или поменять ее на другую. Идею я подсмотрел в Москве в парке «Музеон». Каждый год на «Тайболе» появляются какие-то новые локации.

Ярмарка. Николай Вымороков

С 2014 года фестиваль стал международным, мы смогли пригласить шведскую, норвежскую и белорусскую музыкальные команды. В прошлом году нас посетила делегация саамов, ещё мы привозили питерских, архангельских, норвежских реконструкторов. Так появилась площадка викингов.

Пока не знаю, вернется ли она в этом году. «Тайбола» — живая и развивающаяся история. Я не один делаю фестиваль. Я его лишь презентую, рассказываю о событии, занимаюсь поиском средств, организационными вопросами, важными согласованиями. Фестиваль — это люди. От моих изначальных идей остаётся процентов десять. По сути, это творчество ста и более человек. Даже гости, которые приехали впервые, становятся полноправными участниками «Тайболы».

Мы пока потеряли способность устраивать фестиваль в красивых, но удаленных местах, таких, как Онежский полуостров. К сожалению, это очень далеко и экономически тяжело. В области отвратительные дороги и дорогая логистика. Поэтому сейчас «Тайбола» проводится ближе к основным городам региона для удобства публики. В прошлом году фестиваль собрал три тысячи человек. Треть аудитории приехала из других регионов и стран. Мы — фестиваль международный, мне хотелось бы большего международного участия.

В Норвегии можно рассчитывать на кран и теплый ангар

— Для «Баренц-Спектакля» в Киркенесе в этом году «Сборная Тайболы» установила китайскую арку. Это не первое ваше сотрудничество с «Баренц-Спектаклем»?

— «Баренц-спектакль» в Киркенесе — это культурно-политических коктейль, как говорят сами организаторы. Мы участвовали в нем несколько раз. Однажды по сценарию арт-директора фестиваля Андреаса Хоффмана, мы сделали северных оленей и огненные декорации для шоу открытия. Было много положительных отзывов. После этого мы дважды работали на «Баренц-спектакле». Главной темой этой зимы стал Китай. И кураторы «Баренц-спектакля» пригласили нас, чтобы построить что-нибудь на тему Китая.

Арка-пагода. Игорь Фролов

Сначала предполагалось, что мы создадим 12 скульптур животных из восточного гороскопа. Однако столь трудоемкая задача отняла бы месяц жизни. Соответственно, выбор пал на китайскую арку.

Александр Менухов изучил фотографии реальных китайских пагод, переработал традиционные восточные образы и создал свой авторский вариант портала. Арт-объект – это сочетание таких параметров, как: идея, эскиз, смета, материалы, временные затраты и возможности аренды техники.

Монтаж арки. Игорь Фролов

В Норвегии мы могли рассчитывать на аренду крана, который поднял тяжелую деревянную конструкцию. В России деревянные модули приходится поднимать своими руками и на плечах. Если рассчитывать только на себя, то необходимо уменьшать объём и возможную высоту скульптуры. Все зависит от задачи и возможностей принимающей стороны.

— Сколько времени заняло строительство арки?

— Две недели четыре человека с утра до вечера по восемь-девять-десять часов в сутки работали, чтобы построить вовремя. Нам помогали норвежцы: электрик Барт Гамнес и тракторист Свейн Карисари. Время постройки любого арт-объекта зависит от размеров и сложности задачи.

Как правило, мы стараемся работать над одним проектом не более двух недель, однако, случаются и долгострои. Мы зависим от комаров, осадков, температуры за бортом. В Норвегии для подготовки зимних проектов предоставляется теплый ангар. И трудовые подвиги проходят не так убийственно, как дома.

Врата не сожгут, а превратят в легенду

— Как оценили китайские туристы “родной” «портал»?

— Мы сфотографировались под аркой с двумя китайскими туристками. Они сказали, что это традиционный Китай. А когда я поинтересовался у китайского посла в Норвегии: «Напоминает ли арка китайскую архитектуру?». Он ответил: «Ну… похоже». Поэтому, конечно интерпретация. Традиционный Китай, другой.

Арка понравилась. Было принято решение, что простоит она в Киркинесе до конца марта. Потом будет помещена в ангар, а в сентябре-октябре, мы перевезём ее на постоянное место. Киркенес построен на сопках, в его окрестностях – много озёр и туристических троп. Как раз одну из них и будут украшать наши китайские врата. Приятно, что работу не сожгут и не разберут на дрова, а арт-объект станет городской легендой.

Секретная конструкция для Пустозерска

— А в каких еще странах работала “Сборная Тайболы”?

— Мы работали в Норвегии, в Италии, на острове Сицилия. У нашего арт-директора художника Александра Менухова в копилке профессиональных достижений есть сольные проекты в Польше по росписи стен. Постараемся сделать так, чтобы эта история стала мировой.

Семейная площадка. Мария Новокрещёнова

В перерывах между своими фестивалями мы отправляемся на строительные гастроли, которые называются «Тайбола. Бесконечное путешествие». Мы постоянно в пути. «Сборная Тайболы» всё время что-то делает.

Даже сейчас, пока мы с вами разговариваем, мои друзья строят в секретном ангаре Северодвинска модульную конструкцию, которую на днях мы отправим в Нарьян-Мар. В августе 2019 года в музее-заповеднике «Пустозерск» появится первая въездная группа. Благодаря подобным проектам внимание к «Тайболе» не ослабевает. Хотя, иногда мне кажется, что мы людям слегка надоели.

Юлия Копылова

Фото вверху Валерия Бабанская

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: