Летние забавы научат визуалов общаться наяву – Северные Новости


Летние забавы научат визуалов общаться наяву

Летние забавы научат визуалов общаться наяву

Коронавирус поставил под вопрос не только школьную программу с экзаменами, он замахнулся на святое… На детский отдых. К которому и так накопилось много вопросов. Позволит ситуация устроить различные лагеря во время каникул или нет, пока непонятно. Но о будущем детского отдыха, в принципе, поговорить нам никто не мешает. Тем более, что лето на подходе.

Детский отдых в нашей стране – тема малоизученная

В самом начале весны мы встретились со Светланой Щёкиной, кандидатом педагогических наук, доцентом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова, чтобы по-новому взглянуть на проблемы детского отдыха в нашей стране и на Севере, в частности. Сфера многогранная, близко знакомая и, как ни парадоксально, малоизученная. Но по проблемам которой в последнее время, как оказалось, уже собираются конференции, проводятся исследования, пишутся научные работы.

 

Разговор получился увлекательным. Вот только самоизоляция и мало предсказуемое будущее отодвинули публикацию на неопределенный срок. И вот мы решили, что теперь – самое время. Даже если каникулы станут невыездными, все равно интересно узнать о принципах правильного отдыха.

У советской ребятни было несколько видов летних забав: к бабушке, в пионерский лагерь, игры в родном дворе, с родителями на море «дикарем» или в санаторно-курортном режиме. Сейчас мало что изменилось. Даже «дикарство» не растворилось. Разве что зарубежные курорты прибавились, да пионерские лагеря, сбросив с себя политический покров, превратились в просто детские.

И организовывали эти детские лагеря много лет кто во что горазд. Несмотря на то, что грубые нарушения всего и вся постоянно находили, что вспышки инфекций тяжких возникали и возникали, что каникулярные школьники «отдыхали», не отрываясь от экранов телефонов, не выходя из палат, порой больше напоминающих тюремные камеры. Государство особенно не влезало в лагерные проблемы. Последним действующим положением в этой сфере до недавнего времени был документ от… 1992 года.

Не прошли по стандартам. Обои наклеены не те

Изменилось все в 2016 году. Как часто у нас бывает… вдруг. Страшная трагедия на Сямозере, в Карелии, где погибли дети, заставила систему меняться.

С одной стороны – отлично! Потому что… ну доколе? С другой – лабиринт. Пожелавшие открыть лагерь попадают в ситуацию, когда куда ни ткнись – тупик. У нас ведь если начнут гнуть в какую-то сторону, то не просто перегиб обеспечат, но и сломают все, мягко говоря, напрочь.

Из крайности кинулись в крайность. Пожарные, медики, транспортники, словом, проверяющие всех мастей перекрывают собственными телами амбразуры тех редких форточек, что изредка попадаются под потолком лагерного лабиринта. И лагерей стало меньше. А туристические практически и вовсе перевелись.

— Приведу последний пример, — говорит Светлана Щёкина, -санаторий «Беломорье», уж, казалось бы, что там может не соответствовать?! На его базе хотели открыть экспериментальную площадку по детскому отдыху. Но… — не те поклеены обои, нужны моющиеся, а не бумажные. Потолки должны быть покрашены, а не побелены. И так далее, и тому подобное. И не прошли по стандартам!

Столичный стандарт качества нам пока не догнать

Тут сразу возник вопрос о существовании общероссийского стандарта детского отдыха, где расписано всё, начиная от начинки корпусов и заканчивая развлекательно-развивающей частью программы пребывания. Светлана Станиславовна просветила.

— Везде разные подходы к организации отдыха. В разных регионах России, кроме основного и общего, имеются и свои стандарты. В Архангельской области их пока нет. А самый продвинутый регион – московский. Дело в том, что там имеется достаточно большая сумма денег на оплату отдыха детей Москвы и Московской области, причём, круглогодично, и родители имеют возможность выбирать.

И для того, чтобы на каждый спрос было предложение, москвичи провели социологическое исследование по нескольким направлениям. Опросили родителей, детей и работающих в лагерях педагогов, какой бы лагерь, с какой обстановкой, те бы хотели.

Стандарты были составлены на основе пожеланий. Кто хочет взглянуть, может набрать в интернете «московский стандарт качества лагерей». Мы взглянули. Там уже есть всё, и ещё больше планируется внедрить.

— Но это столичный стандарт, сделанный для того, чтобы выбирать, с кем заключать договоры, и включать в реестр, кому Москва и Московская область будут организацию отдыха оплачивать. Идея была хороша, и за ней пошли многие регионы. А мы в этом плане далеко отстали, — заявила Светлана Щёкина.

Северянам нужен юг

А чтобы отставание сократить, три кандидата наук, преподаватели САФУ: Светлана Пачина, Светлана Щёкина и Наталья Каданкова сделали первый шаг, написали проект «Экспертно-методический центр по разработке стандарта отдыха и оздоровления детей Архангельской области и Крайнего Севера». В 2019 году проект стал одним из победителей конкурса Фонда Президентских грантов.

Что касается стандарта, то Архангельской области лишь предстоит его разработать. Понятно, средств, в расчете на одного отдыхающего ребенка, будет значительно меньше. Но у нас и подход иной. И он, местами даже лучше столичного. Вот что об рассказала нам Светлана Щёкина:

— Когда мы это обсуждали, решили, а почему бы не привлечь специалистов разных сфер, чтобы они думали, а какие лагеря нам нужны с точки зрения педагогической, медицинской, материальной, чтобы они были лучшими именно для детей с Севера.

Конечно, требования к южным лагерям и к северным разные. К примеру, питание, которые мы можем организовать на юге, более лёгкое, с точки зрения поставки фруктов, овощей. Требования единые, но условия разные. И мы долго убеждали, что экспериментальную площадку надо открывать именно на юге. Северным детям на каникулах нужен юг, море, теплый воздух. В правилах этого нет, но так правильно.

В проект вошли семь экспертов, каждый из которых отвечает за свою сферу деятельности. Я – эксперт по подготовке вожатых и психолого-педагогическому сопровождению. Есть эксперты по психологическому сопровождению, по игровым технологиям и досуговой деятельности, есть по спортивно-оздоровительной, есть по медицине и питанию. Спектр деятельности каждого из экспертов, с одной стороны, индивидуален, а с другой — нас объединяет единая цель.

В гранте мы заявили написание учебного пособия, в котором каждый пропишет свою главу рекомендаций. К примеру, сколько времени ребёнок должен находиться на солнце, какие виды деятельности, какие упражнения на физзарядке, какие усилия нужны именно северным детям.

Учебное пособие должно быть написано к ноябрю, а пока создаются экспериментальные площадки.

— Зарядку в лагере дети обычно не любят. Но она нужна. И эксперты думают, как заинтересовать ребенка физкультурой. Например, почему бы не устраивать танцевальные зарядки, которые могут понравиться. А туда включить конкретные упражнения, которые нужны детям Севера. Но надо готовить к проведению таких зарядок вожатых. И мы уже начали.

А задача физкультурников – подобрать статистику по преобладанию каких-то болезней у северных детей, и соответственно, подобрать комплекс особых упражнений. Чтобы легко, в игре и танце заниматься профилактикой.

И не только для летних лагерей готовим комплексы упражнений. Разработаны уже комплексы с зарядками для помещений под видеосюжеты, где школьники делают упражнения, повторяя движения за мультяшным героем. 

Ну, медицинские обоснования пишут специалисты из минздрава. Моя задача иная. Мое направление – это подготовка вожатого, способного увлечь ребенка интересной спортивной, досуговой, оздоровительной деятельностью. Сегодня — это оно из актуальнейших направлений каникулярной педагогики. 

Очень долго существовало ошибочное мнение, что любой человек, без специального образования, может справиться с работой в детском лагере. Однако, работа с детьми не терпит методов проб и ошибок. Об этой проблеме много говорят, пишут, ее активно обсуждают, однако на сегодняшний день есть только одна попытка научного обоснования – монография «Детский лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив». Авторы — кандидаты наук из Новосибирска Наталья и Андрей Данилковы.

Одной из задач нашей проектной команды также стало написание учебного пособия, где каждый эксперт будет отвечать за содержание своей главы.

В пособии — стандартная программа летнего отдыха, которая легко адаптирующаяся к деятельности любого лагеря, которая послужит своего рода компасом или картой, позволяющей определить верный маршрут в стратегии развития.

Но дети и их родители четко должны понимать, лагерь какого направления выбрать. Интересы же у всех разные. Кто-то сплавляться по рекам мечтает, а кто-то хочет латинские танцы осваивать или изучать биосферу. А, главное, и выбор мы должны предоставить широкий. Чтобы лагеря у нас не под одну гребенку – подъем, зарядка, линейка, завтрак, пляж…

Поколение Z и дети -индиго подросли

Чтобы написать универсальную воспитательную программу, нам нужна была концептуальная идея. И нашли, что единственное, что все лагеря объединяет — это тот тип детей, который сегодня сформировался. Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, — это дети эпохи визуализации. Их мир: множество картинок, шоу, представлений, рекламы, новых персонажей, героев…

У нас уже было поколение Z, дети -индиго, и так далее. А сегодня в лагеря начинает ездить вот это новое поколение, обладающее своими особенностями. Люди, которые вырваны из межличностной среды. У них, в силу зацикленности на быстром получении информации, на компьютерном общении, отсутствуют навыки живой игры и общения личного. Они из коммуникативного поля выпадают, в отличие от других поколений.

И современных детей крайне важно вернуть в «детское сообщество», возвратить в их жизнь романтику игры. Надо создавать иную среду. Ребёнок должен научиться общаться. Влиться в коллектив и уметь в нём выживать. Уметь передавать и обмениваться информацией, находить друзей, разрешать конфликты… И не в виртуальном пространстве, а наяву. Поэтому одна из наших программ называется «Достояние Архангельской области: новое поколение в поисках себя».

Мы нашли методы и средства, которые оторвали детей от гаджетов, и подтолкнули к коммуникациям со сверстниками. Ребята, попадая в лагерь, включаются в сюжетно-ролевую игру, и, участвуя в разных играх, ищут «Код счастливого человека». А интересные и нетрадиционные дела-события, позволяют ориентировать ребенка и на определенные жизненные ценности: открытие, удивление, красота, успех, благодарность…

Они сразу разбредаются

Да.  Это сложно. Но мы шаблонных путей не искали. У детей «клиповое» мышление. С ними что-то долго готовить невозможно. Поэтому в багаже вожатого должна быть анимационная игра, которую учишь и играешь одновременно. Анимационные игры, игры на знакомство… без них никуда. Ведь дети незнакомы.

— В советское время долгие усидчивые занятия были нормой. А сегодня отряд в 28 младших школьников попробуйте выстроить парами, чтобы куда-то повести. Они сразу разбредаются. Они гиперактивны. Организовать, сосредоточить их на длительное время практически невозможно. Они неспособны долго сидеть на одном месте. Каждому необходим индивидуальный подход.

А как сделать это в лагере, где всё и все ориентированы на массовую работу. Раз весь отряд должен идти на мероприятие, то идут все, даже если не желают. И надо как-то детей заинтересовать. Вот для таких ситуаций мы и готовим студентов. Чтобы они могли приехать в лагерь и работать с разными детьми.

Каждый отряд – кинофабрика

В Крыму есть лагерь, называется «Мандарин», где внедряется идея свободного времяпрепровождения. На детей надеты браслеты, и вожатый знает, где ребёнок находится. А мама открывает специальную программу и смотрит, чем занято чадо. Более того, дети не обязаны вставать в восемь утра, позавтракать они могут прийти до 10 часов. Но ребята ничему не учатся, просто бродят, отдыхают.

— Вообще… программы лагерей, я их много читала, однотипные и ненаполненные. В них часто не видно «лица» лагеря, нет полета фантазии. Даже если идея хорошая, например, тематического лагеря, то формы воплощения не вдохновляют детей. Очень мало лагерей, в которых пытаются внедрить сюжетно-ролевую модель. Когда лагерь имеет некую сюжетную линию, вокруг которой вся смена вращается. Их мало, но случаются.

Например, одна из смен лагеря «Звездочка» была посвящена единой теме – году кино. Каждый отряд – кинофабрика. Вся структура смены, все мероприятия идут через призму кино. И все, естественно, создают фильмы. Но сначала обучение азам профессий: режиссера, сценариста, актера, оператора, монтажёра, гримёра. А потом все показывают, чему научились. Это всё к разговору о том, как оторвать от гаджетов и сделать отдых интересным и полезным.

Был у меня случай, когда лагерь подарил девчонке профессию. Она была очень благодарна лагерю за то, что с ней просто разговаривали. До того она была убеждена, что с ней неинтересно. Потому как никто прежде с девочкой не общался. В школе она училась плохо. А в лагере на ежевечерних огоньках в теплых беседах нашла себя. Сказала, что хочет быть педагогом, который разговаривает с детьми. И стала.

То есть, педагогика досуга своё дело делает. Обучение через развлечения – это не просто слова, это реально существующий вектор педагогики. Один доцент, например, в этом году ушел из вуза, чтобы создавать умные учебные игры. А сейчас развивает новое направление – педагогика впечатлений. Ведь, если мир и дети в нём другие – надо и методы образования и воспитания искать другие. Те, которые работают, а не ведут в тупик.

 

Понравилась новость?

Уважаемые читатели! Если вам понравилась новость или статья, вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, необходимо вместе с переводом прислать заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: