Север в живописи и графике – Северные Новости

18+

.

Север в живописи и графике

Владимир Анисимов.
Фото автора

Вчера в Архангельске открылась традиционная выставка Союза художников «Север – 2018». Впечатления противоречивые.

В этом году выставка получилась несколько обрезанной. Без скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Народ находился в некотором недоумении: с чего бы? И высказывал догадки. Евгений Зимирев, автор экспозиции, поделился – решал высший разум. На уровне секретариата Союза. Дмитрий Трубин предположил, что декоративщики в 2020-м получат свой Год декоративно-прикладного искусства, и посему в этом решили ими не перекармливать. А скульптор у нас в Архангельске один. Вернее, одна. Не представила своих работ, вот и нет скульптуры.

Все ровно. Без прорывов. Традиционно, как сам вернисаж. Обратили на себя внимание акварельные и графические работы. Два «Исчезнувших города» Александра Менухова. Диптих Юрия Ломкова «Душа свои не помнит годы». «Афанасьевич» Александра Яшкова. Ироничные миниатюры Сергея Трубина с обещанным «хрюнделем». Как всегда хорош Александр Кожин. Порадовал своим зимним пейзажем Илья Трещёв. Очень настроенческая и светлая вышла работа. «Портал №3» Лидии Кузнецовой притягивает, зовет перейти грань. Историей и глубокой философией проникнута единственное графическое полотно Евгения Зимирева «Родительская суббота на реке Лузе».

Из молодых удивила 20-летняя Клара Джафарова. «Ночь на Белом море» вполне зрелая и интересная работа. И с удовольствием перелистал иллюстрации к новому изданию «Детства в Соломбале» в версии Алексея Григорьева. Ностальгически вздохнул по трамваю. Ощутил страх под ложечкой перед спуском с горы на коньках. Волной окатило генетическое узнавание Соломбалы. Хоть я и не местный.

И очень хочется верить, что каждый найдет здесь то, что постучится в его сердце. Или озарит уголки памяти тревожным светом керосиновой лампы. Или наполнит узнаванием ржавых северных болот, радостью детства. Удивит еще одним вариантом вечной сирени.

Прямая речь

А хорошая выставка

Наталья Шпанова, директор «Архангельского краеведческого музея»:

— А хорошая выставка! Как всегда, очень мне нравится Кожин, с его «черновиками». Концептуальные работы, совпадающие с мировой линией. Многие вещи вполне традиционны. Но это же и неплохо. Имеют право. Хороший, стабильный уровень. Средняя температура по больнице вполне достойная.

А не хватает каких-то новых впечатлений, всё, в принципе, ожидаемо. Такого, чтобы пришел, посмотрел и сказал: «Ух ты!» Ничего нового, абсолютно. Всё стабильно.

Игорь Лапин, художник-иконописец Антониево-Сийского монастыря:

— Трудно сразу сказать, хороша получилась выставка или плоха. Я всегда изначально настроен критически. А потом приглядишься, подумаешь, вроде и ничего. След остался. Пока хожу, набираю впечатления. Людей много, много новых для меня работ.

Рашид Сагадеев, заслуженный художник России:

— Выставка очень интересная, легкая, воздушная. У меня представлены три работы, спасибо конкурсной комиссии, что отобрали.

Туда, где сначала деньги, а потом стулья

Дмитрий Трубин, член выставкома, заслуженный художник России:

— Что тут скажешь… Хорошо, что жизнь продолжается, что есть в Архангельске художники. Есть мастера, которые определяют лицо выставки. Я понимаю, что если некоторых художников из выставочной жизни исключить, то выставки будут совсем никакие. Речь идет о Копылове, Кожине, Зимиреве, Сверчкове, обо мне… Убрать нас, и всё. И не будет искусства в Архангельске. И никакого восторга по этому поводу я не испытываю.

Понимаю, что молодые художники не приходят в профессию по ряду причин. И прежде всего потому что искусство нашей власти и на х…р не нужно. Абсолютно. От этого все и происходит. Не потому что детей талантливых нет, а потому что талантливые дети уезжают и не возвращаются в Архангельск. Либо бросают искусство вообще. Потому что искусство не приносит денег на раннем этапе, да и на позднем может не приносить. А рисковать никто не хочет. В лучшем случае уходят в дизайн – моды, интерьеров, мебели… Туда, где сначала деньги, а потом стулья.

Заметили, что скульптура вообще не представлена? А скульптор у нас один – Надя Шек. Серьезно воспринимать Сережу Сюхина как скульптора я не могу. А Надя, наверно, не сделала никаких новых скульптур. И декоративно-прикладного искусства на выставке нет.

И все же чистая живопись, чистая графика – это неплохо. К сожалению, повторяю, без скульптуры. А городу крайне не хватает скульптуры, и на улицах и площадях, и в интерьерах зданий.

Осталось переименовать Архангельск в Сюхинск

Евгений Зимирев, заслуженный художник России, автор экспозиции:

— Наша очередная коллективная выставка «Север». Все работы созданы в последние два-три года. Представлены как известные мастера, так и молодые, не члены Союза художников. Но все они прошли хороший отбор. Отношения ко всем одинаковое, на регалии не смотрим, смотрим на работы, и голосуем. Если работа не нравится, руку не поднимаем. Главное, чтобы человек умел передать то, что он любит. Тут приоритетов нет. Как нет и временных рамок. Некоторые картины создаются годами. Я свою рисовал не один год, то закинул, то вернулся. В графике урывками работать трудно, но с этой работой получилось именно так. И мне самому она нравится. Как Пушкин готов кричать: «Ай да Зимирев!»…

Так ведь и творческий стаж у меня 50 лет, и членство в Союзе художников к пятидесяти годам приближается. Страшное дело!

Очень жаль и непривычно отсутствие декоративно-прикладного искусства. Оно служило ярким пятном и очень украшало. Гобелены, роспись по ткани, лоскутное шитье обогащали и разнообразили выставку. А сейчас выставка аскетическая – живопись, графика… Почему так решили, не знаю, я в этом деле не участвовал. Я вообще против каких бы то ни было запретов.

Гобелены, керамика… Отсутствие скульптуры, хотя у нас есть скульптор. Жалко. Скульптура – это воздух, воздух цепляет движение. Она должна быть. В Архангельской области судьба какая-то несчастливая со скульпторами. В Республике Коми человек тридцать только заслуженных художников. В Петрозаводске, рядом, тоже около того. А у нас как было трое когда-то, так и сегодня трое.

Ну, появился еще Сюхин, но это отдельная тема. Вот Надя Шек прекрасный скульптор, представлена в Третьяковке, профессиональный мастер. Почему так? А скульптору нужны заказы, он должен проекты выполнять. Вон, Сюхин на заказах целую улицу создал. Осталось только ее переименовать. А затем и город – в Сюхинск.

Если вы нашли ошибку, опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поддержать проект

Уважаемые читатели! Вы можете оказать финансовую поддержку авторам «Северных Новостей» простым перечислением любой суммы на ваше усмотрение. Деньги пойдут на поддержку сайта (домен и хостинг), а также на гонорары авторам. Кроме того, если вы хотите поддержать автора конкретной публикации, вместе с переводом пришлите заголовок статьи в форме ниже. Обратите внимание, в форме вы можете написать комментарий, а также изменить сумму доната на любую другую.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: